Чемоданные настроения в России усиливаются. По данным майского замера «Левада-Центра», 53% опрошенных предпринимателей хотели бы уехать на ПМЖ в другую страну. Налицо и другой тренд: все больше россиян выходят из бизнеса, начатого в 1990-е, — кто-то продает его более крупным компаниям, кто-то отходит от оперативного управления, кто-то вынужден свернуть дела. Неизбежен вопрос, что делать дальше. Покупка бизнеса за рубежом — один из вариантов для второй половины жизни. Вот несколько примеров инвестиций в бизнес в другой стране. Оказывается, далеко не всегда бизнесмен может отдохнуть на пенсии.
Паб
Место: Великобритания
Сумма инвестиций: от $100 000
Доходность: до 7%
В 2005 году предприниматель Владимир Насадович купил за £50 000 паб в Портсмуте (Великобритания) по схеме leasehold: покупая бизнес, продолжаешь каждый месяц платить аренду, здание тебе не принадлежит. Кроме аренды и налогов значительная статья расходов — покупка пива: пабы вынуждены заказывать его строго у одной из крупных компаний (владельцы заведений называют эту ситуацию «пивной галстук»). Ежемесячные затраты на паб — £8000–10 000. Насадович окупил приобретение за пару лет, но всех, кто готов последовать его примеру, предупреждает: «Это тяжелый бизнес, в который нечего и ввязываться, если вы не готовы мониторить его семь дней в неделю». К тому же фигура хозяина в таких заведениях ключевая. Отнюдь не каждый российский предприниматель готов каждый вечер общаться с подвыпившими гостями.
Телеканал
Место: Германия
Сумма инвестиций: от €10 млн
Доходность: 30–35%
Летом 2008 года бывший гендиректор и совладелец телеканала РЕН ТВ Дмитрий Лесневский (тремя года ранее предприниматель вместе со своей матерью продал акции канала немецкому медиахолдингу RTL Group) приобрел немецкий развлекательный канал Das Vierte, специализировавшийся на кинопоказе голливудских блокбастеров и сериалов. Доля аудитории канала не превышала 1%. Лесневский решил не гнаться за рейтингами. «Я придумываю новую модель по объединению телевидения с e-commerce», — рассказывает он. В результате предприниматель полностью перекроил образ телеканала: на нем появился телемагазин и лотереи, он начал производить собственные телесериалы и шоу. При покупке канал, по словам Лесневского, приносил убыток, а к 2010 году Das Vierte уже показывал прибыль. Теперь Лесневский ищет покупателей.
фото Russian Look / Picvario
Гостиница
Место: Средиземноморье
Сумма инвестиций: от $1 млн
Доходность: от 3%
«Один из моих клиентов вбухал миллионы в элитный поселок на Кипре, хотя сделки дороже $500 000 здесь в последнее время не совершаются. Люди до сих пор не понимают, что рынок надо изучать не по словам брокера», — сетует один из инвестбанкиров. Гостиничный бизнес — один из самых сложных с точки зрения выхода на рынок. Профессионалы открывают перспективные направления задолго до того, как они обретают популярность. И как раз тогда, когда она достигает пика, стараются продать россиянам-частникам. Впрочем, примеры успеха есть. Тот же банкир вспоминает россиянина, который, купив трехзвездную гостиницу на побережье, переделал ее в бутик-отель для «новых богатых» — русских, китайцев и арабов. Доходность проекта — 15% годовых.
фото Russian Look / PicvarioПошив детской одежды
Место: Франция
Сумма инвестиций: от €160 000
Доходность: до 25%
Председатель правления Юниаструм Банка Евгений Туткевич начал бизнес за границей еще 10 лет назад, откликнувшись на предложение друга-француза создать мастерскую по пошиву дизайнерской детской одежды. Партнеры привлекают молодых дизайнеров для разработки моделей, отшивают коллекции во Вьетнаме, а потом продают через интернет и магазины в Париже и Японии. Сегодня более половины всей одежды продается под собственным брендом Notsobig, среди постоянных покупателей — исландская певица Бьорк. Каково вести бизнес во Франции? Банкир поразился доступности кредита на развитие своего бизнеса. Но порядка 60% прибыли предприятие отдает в виде налогов. В связи с этим Туткевич советует, начиная проект во Франции, нанять главным бухгалтером француза, который сможет максимально оптимизировать налоговую нагрузку.
фото Russian Look / Picvario
Медицинские центры, дома престарелых
Место: Бельгия, Германия, Франция, Австрия
Сумма инвестиций: от €5 млн
Доходность: от 6%
Население Европы стареет, все больше россиян проходят медицинские обследования за границей. Дмитрий Кленов, партнер UFG Wealth Managment, говорит, что в случае с клиникой лучше купить долю в бизнесе местного инвестора: «Он сможет гарантировать поток клиентов благодаря участию в программах государственного соцстрахования». Если же рассматривать вариант с покупкой дома престарелых, то стоит обратить внимание на операторский бизнес, без недвижимости — это позволит сэкономить на начальных инвестициях и при грамотном управлении сулит до 30% годовых, отмечает управляющий партнер Quadro Capital Partners Гедрюс Пукас.
фото Russian Look / Picvario
Винодельческое хозяйство
Место: Франция, Италия, ЮАР
Сумма инвестиций: от $1 млн
Доходность: 3–5%
В конце 2010 года Борис Титов, владелец хозяйства «Абрау-Дюрсо» под Новороссийском, за несколько миллионов евро купил Chateau d’Avize в Шампани. В Европе, по его словам, винный рынок «очень конкурентный». Как удержаться на плаву? «Просто производить хорошее вино», — говорит Титов. Новому хозяину однозначно придется озаботиться поиском или удержанием хороших технологов. А главное — найти рынки сбыта. Для того чтобы хозяйство было безубыточным, необходимо продавать как минимум 500 000 бутылок в год (если, конечно, вы производите не вина категории Grand Cru). Не затеряться на полках французских винных лавок сам Титов надеется с помощью органического шампанского, которое также планирует возить в Россию и Китай. Еще он хочет развивать на базе своего шато туризм.
фото Russian Look / Picvario
Летнее кафе
Место: Латвия
Сумма инвестиций: от $800 000
Доходность: 15–20%
Сергей Четвериков, заработавший на инвестициях в IT- и телекоммуникационные компании, собирается переехать с супругой и тремя детьми из шумной Москвы в Ригу. План появился после покупки кафе в латвийской столице. Вместе с партнерами он развернул на центральной площади два кафе под открытым небом на 1500 человек. Ставка — на высокую пропускную способность (средний чек невысокий — €12). По итогам этого сезона Четвериков надеется получить выручку €3 млн, а полностью вернуть начальные инвестиции рассчитывает через год. Формат оказался популярным, в том числе у туристов из Западной Европы. Предприниматель подумывает разбивать кафе на открытом воздухе не только летом, но и на новогодние праздники.
Если вы всерьез думаете о бизнесе за границей, вам, возможно, пригодится совет от старшего управляющего директора Fleming Family & Partners Клауса Корнера. Обзаводясь новым активом, старайтесь до последнего скрывать, что вы из России: продавцы, узнав о российском происхождении капитала, как правило, завышают цену.