Опционная программа в «Яндексе» действует еще с 2007 г., говорится в проспекте к размещению, и рассчитана на период до 2017 г. Всего на опционы выделено 10% акций компании — 32,12 млн, и реализовать их можно по частям в течение четырех лет: 25% выделенного пакета сотрудник получает через год с момента назначения опциона, а затем еще по 1/16 ежеквартально.
На конец марта 2011 г. в «Яндексе» работало 2677 человек и участниками опционов были почти 10% из них, следует из проспекта. Опционы выдаются по решению руководства программистам и другим ключевым сотрудникам, уточняет источник в компании. Более половины общего количества акций, зарезервированных под опционы, — 17,36 млн — уже закреплены за сотрудниками: они могли выкупить бумаги в среднем по $3,62 за акцию. Цену продажи этих акций до сих пор определял совет директоров «Яндекса», теперь же участник программы может продать бумаги по цене, соответствующей цене закрытия торгов на день присуждения опциона.
По данным на 31 декабря 2010 г., у сотрудников «Яндекса» оставалось 17,36 млн неисполненных опционов (по числу акций), из которых реализовано на тот момент могло быть 9,99 млн акций. Если все их владельцы дождались размещения, то сейчас они могут неплохо заработать. В пятницу (22.00 МСК) стоимость акции Yandex N. V. на NASDAQ составила $34,45, т. е. почти на порядок превышала цену выкупа. На разнице цены исполнения опциона и рыночной стоимости каждый участник программы мог заработать в среднем чуть меньше $2 млн. В мартовском интервью журналу Forbes топ-менеджер компании Аркадий Волож так и прогнозировал, что в результате IPO в компании появится «несколько десятков миллионеров». Сам Волож мог заработать на IPO около $111,4 млн, продав 4,46 млн из 44,57 млн акций, следует из проспекта. А после IPO он получит опцион еще на 0,5 млн бумаг по цене размещения — на продаже этого пакета он мог бы заработать еще около $4,8 млн.
Все зарезервированные под опционы акции (17,36 млн) стоили в пятницу $598 млн.
В опционной программе Mail.ru Group, которая провела IPO на Лондонской фондовой бирже в ноябре 2010 г., также участвует более 200 сотрудников, под нее зарезервировано около 5% акций, говорится в материалах компании. Но в целом для России столь масштабные программы поощрения сотрудников редкость, говорится в проспекте «Яндекса». Так и есть, подтверждает партнер хедхантинговой фирмы Top Contact Артур Шалимов: в сырьевых компаниях опционы выдаются только менеджерам высшего звена. Но бизнес таких компаний, как «Яндекс», гораздо больше зависит от людей, их знаний и способностей, объясняет он. Представитель «Яндекса» от официальных комментариев воздержался.