Мировые инвестиции в НИОКР в сфере телекоммуникаций превышают $29 млрд.

Мировые инвестиции в НИОКР в сфере телекоммуникаций превышают $29 млрд.

Благодаря инвестициям в НИОКР телекоммуникационные компании могут оптимизировать свои ресурсы

Телекоммуникационные компании стремятся поддержать свою конкурентоспособность, для чего активно инвестируют в исследования и разработку новых продуктов, наращивая количество собственных венчурных фондов и инкубаторов.

Операторы связи создают собственные инновационные центры в удаленных регионах для обмена опытом и проникновения на новые рынки. Согласно данным J son & Partners Consulting, объем инвестиций в НИОКР за 2013 год среди операторов связи по всему миру превысил $29,2 млрд. За этот же период объем глобального рынка НИОКР, взятый на основе показателей 1000 крупнейших инвесторов в разработку и исследования, превысил $635 млрд.

Больше всего на НИОКР тратят Volkswagen, Intel, Samsung и Roche. Однако ни одна из телекоммуникационных компаний не вошла в двадцатку крупнейших инвесторов в отрасль.

За прошлый год объем телекоммуникационного рынка вырос на 5% до $2205 млрд., тогда как рынок инвестиций в НИОКР за последние три годы вырос только на 1,4% от общего объема телеком-рынка. Грант Арутюнов, директор Центра телекоммуникационных решений РДТЕХ, дает комментарии по российскому рынку, поясняя, что из-за кризиса многие компании вынуждены уменьшить объем оборотных средств, тогда как количество пользователя  у трех крупнейших телеком-компаний достигло своего предела. В такой ситуации любой руководитель стремиться для начала уменьшить непроизводственные расходы, в том числе затраты на обучение и НИОКР. Соответственно, сейчас у российских компаний просто нет свободных денег на инвестиции в НИКОР, говорит эксперт.

Сергей Жучков, директор по работе с операторами связи компании КРОК, придерживается иного мнения. По его словам, многие телеком-компании тратят достаточно заметную долю своих оборотных средств на НИОКР. К примеру, Cisco инвестирует в сектор около 10% от суммарного годовой дохода – $6 млрд. Примерно такие же цифры показывает Huawei.

Дарья Абрамова, директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services в России и СНГ, отмечает, что телекоммуникационные компании все-таки инвестируют в НИОКР, многие имеют собственные R&D-центры. Компании активно вкладывают в покупку активов, которые позволяют расширить перечень предлагаемых пользователям услуг.

Для крупнейших телекоммуникационных операторов основными направлениями НИОКР сейчас являются облачные сервисы, LTE, e-health, M2M (межмашинное взаимодействие) и энергосбережение. Все компании, рассмотренные в исследовании J son & Partners Consulting, инвестируют в LTE,  в облачные технологии – около 60%, в e-health, M2M и энергосбережение – около 40% компаний.

Эксперты считают, что одной из основных задач, стоящих сегодня перед телекомом, является достижение дополнительных объемов доходов с одновременной оптимизацией затрат на персонал. По мнению Гранта Арутюнова, оптимальным объектов для вложений будет развитие электронной коммерции (e-commerce), которая активно развивается во многих отраслях. Таким образом, телеком-компании смогут оптимизировать свои расходы на персонал, постепенно избавляясь от call-центров с целым штатом операторов, многие услуги которого можно будет заказать самостоятельно. Сейчас телеком активно инвестирует в тренд TriplePlay, когда пользователь может получить три сервиса по одному кабелю ШПД – кабельное телевидение, высокоскоростной доступ в Интернет и телефонную связь. Переход на e-commerce или систему самообслуживания позволит сильно оптимизировать расходы телекоммуникационных компаний.

Телеком-компании стараются превратить элитарные услуги и сервисы в продукты для массового потребления. Раньше мобильный телефон больше походил на военную рацию, а самый маленький телевизор был размером с микроволновку, говорит Сергей Жучков. Сейчас же с одного устройства можно и звонить, и смотреть фото и видео, и создавать их. Сейчас, к сожалению, нельзя провести в сельской местности телеконференцию с эффектом присутствия. Но пройдет еще лет пять-шесть, и этим сможет пользоваться не только корпоративный сектор, но и обычный пользователь. Другим примером может стать Интернет вещей и носимые гаджеты. Развитие этих направлений требует удешевления процесса передачи данных, новых открытий в области энергосбережения и срока жизни аккумулятора, уменьшения нагрузки на операторов и т.д. Следовательно, крупнейшие рыночные игроки так или иначе способствуют повышению производительности устройств и развитию энергоэффективности, уменьшению размеров гаджетов и их удешевлению.

Сегодня телеком-оператор должен в первую очередь сократить разрыв между расходами на создание инфраструктуры и доходами от предоставления своих услуг. Этого можно добиться с помощью систем оптимизации трафика и высвобождения ресурсов радиосети, добавляет Сергей Жучков. Этот хороший пример выхода технологии из лаборатории до коммерческого использования.

 

 

Читайте также