Была надежда, что после крупного передела собственности последних лет дальнейшая монополизация экономики остановится. Но куда там — аппетит приходит во время еды. После поглощения Банка Москвы доля двух крупнейших госбанков, Сбербанка и ВТБ, в совокупных активах банковского сектора составит 42%. В электроэнергетике, если сделка по слиянию энергоактивов «Газпрома» и КЭС состоится, ситуация будет еще хуже: совокупные генерирующие мощности четырех госкомпаний («Газпром», «Русгидро», «Росэнергоатом», «Интер РАО») достигнут почти двух третей установленной мощности в целом по стране, а с учетом «Евросибэнерго» Олега Дерипаски — почти трех четвертей.
Важнейшие секторы российской экономики стремительно движутся к полной монополизации. Но если по поводу банковской сферы особых иллюзий никогда не было — здесь шесть крупнейших госбанков давно и прочно контролируют более половины активов, то в электроэнергетике была сломана масса копий вокруг построения «конкурентного рынка». Я еще три года назад, в момент ликвидации РАО ЕЭС, писал на страницах «Ведомостей», что все закончится будущим переделом сферы генерации и ее монополизацией госкомпаниями («Незавершенная работа», 25.06.2008) — правда, чтобы предсказать этот тренд, не нужно было быть особым провидцем.
Монополизация рынка электроэнергии не сулит экономике ничего хорошего. Конечные цены на электроэнергию для промышленности в России сравнялись с американскими — 6,8 цента за 1 кВт ч — и существенно выше цен в Китае, Индии или Южной Корее. Непонятно, как мы собираемся на рынках индустриальных товаров конкурировать, — а Минэкономразвития при этом спокойно прогнозирует дальнейший рост конечных цен на электроэнергию на 9-13% в ближайшие три года. Можно констатировать, что реформа электроэнергетики, не подкрепленная необходимыми страховками от усиления экономической концентрации в сфере генерации, обернулась сокрушительным провалом.
С точки зрения перспектив развития российской экономики ее монополизация — один из худших возможных трендов. Ее неизбежными следствиями будут замедление роста производительности труда, создание барьеров для инвестиций, рост цен. Монополии неизбежно будут отвлекать ресурсы государства — ВТБ получит 295 млрд руб. на санацию Банка Москвы, «Газпром» просит не повышать ему НДПИ (в результате чего налоги повышают на остальной бизнес).
Но это логичное продолжение курса на «вертикализацию» управления страной, взятого 11 лет назад. Не время ли кардинально менять этот курс? Пора, как говорит президент Медведев, определиться.