Что стало со стартаперами?
Такое понятие, как хипстеры, раньше относилось к детям состоятельных родителей, внезапно изъявившим желание выделиться через дорогие гаджеты Apple, винтажную одежду и «другую» музыку. Они хотели показать свою «нетаковость».
Хипстеры появились как новый протест против привычного общества потребления, как выделение и индивидуализация тех, кому за 20 в нашем сытом обществе.
Сегодня понятие хипстер изменилось. Теперь это модный молодой человек (которому уже за 30), который устал от выпендрежа, переслушал всю хорошую музыку и решил создавать всякие милые штучки при помощи все тех же дорогих гаджетов.
И все-таки, как же изменились сами стартаперы в прошлом году?
– Они сумели решить проблемы рабочего места путем создания площадок coworking (коворкинга), где за умеренную плату можно взять в аренду технику, стол и творческий настрой.
– За прошлый год все успели перезнакомиться на стартап-семинарах и презентациях и перезаниматься в специальных стартап-школах.
– Проекты стали более приземленными, ориентированными не на порабощение мира, а на покорение скромного соседа за стенкой, простого и надежного потребителя.
– Стартап-проекты стали больше ориентироваться на социальную сферу.
– Команды стали больше походить на стандартную схему компании: директор, топ-менеджер, разработчики. Но все строго горизонтально и через соцсети.
– Новый девиз: «Будьте проще». И это относиться не только к рекламе, но и к одежде, общению и образу жизни в целом.
– Основателями остались мужчины. Да, представительницы прекрасного пола могут пошуметь по поводу жестокой патриархальности бизнес-общества. Но факт остается фактом: львиную долю проектов начинают мужчины, а даже если у истоков стоит женщина, ее партнером все равно будет парень.
Что же они все-таки успели сделать?
Американская тенденция: Коллективное финансирование или crowdfunding
Сrowdfunding порочат в основные тенденции 2013-2014 годов. уже сейчас множество маленьких компаний «попрошайничают», выпрашивая у инвесторов, фондов и прочих поделится кто чем сможет для их дальнейшего существования. Принцип работы прост, как валенок: компания обещает, что расскажет всем и всякому, как сильно вы помогли ей выжить. И почти все инвесторы на это ведутся. Ведь приятно чувствовать себя этаким миссионером-спасителем.
Бизнес-аналитики сразу говорят маленьким компаниям включить crowdfunding в свой бизнес-план, поскольку привычная схема роботы стартапа с венчурными с частными инвесторами выглядит слишком медленной и громоздкой, что для малого бизнеса может оказаться смертельным.
И тут появилась возможность получить много средств от многих инвесторов при небольших усилиях. Все довольны и счастливы.
Social Commerce или Новая жизнь для Hand made
А почему бы не начать продавать через социальные сети? Именно социальная коммерция в США стала главной тенденцией. Продают все и всем. Для этого не нужно много денег на открытие магазина или выставки – это идеальный вариант для hand made. Всего-то и надо, что открыть собственную страничку в соцсети и продвигать себя там.
Умный, значит нужный
Новые технологии – вот, что сейчас популярно в Америке. Это может быть что угодно: 3D-камеры для подсчета посетителей магазина, облегченные тепловые батарие, мобильное кресло для людей с ограниченными возможностями и т.д.
Европейская тенденция:Твори добро по всей земле!
Самой любопытной тенденцией стартап-рынка в Европе стали социальные проекты. Причиной для роста их числа послужил долговой кризис Еврозоны и пробудившееся сострадание. Ярким примером стал проект Doonited , чей девиз: «Начинайте делать добро». Это социальная сеть в виде Интернет-платформы, которая ориентирована на какую-то общественную проблему. В ней ежедневно предлагается пользователям помочь в решении этой проблемы, будь то оплатить кофе бедному студенту или подкинуть инвестиций бедному стартапу.
Социальная коммерция
Тут Европа заразилась от США. Многие ремесленники, чья деятельность в старушке-Европе является давней традицией, не имея денег на открытие полноценного производства или магазина, открывают свои странички на Facebook и других социальных сетях, рекламируя там себя и продвигая свой товар.
Офис в облаках
Облачные технологии стали по-настоящему ценными именно в Европе, хотя и родились в США. Европейцы по достоинству оценили возможность избавиться от кипы бумаги, дисков, дискет, коробок и затрат на их покупки. И обратили свои взоры в облака, где теперь можно держать не только данные компаний, но и просто материалы для тех, кто любит читать и писать.
Изучение языков
Изучение иностранных языков стало возможным благодаря запуску сразу нескольких подобных площадок, доказавших, что удержать посетителей они способны. Свою роль здесь сыграл и долговой кризис – множество безработных решили перебраться к соседям, предварительно изучив их язык.
Старый добрый бар
Европейцы начали отходить от виртуальных проектов в пользу реальных. Молодые люди по всей Европе принялись открывать бары, альтернативные кафе, небольшие магазинчики, площадки для дискуссий и т.д.
Азиатская тенденция: Тут все просто – всплеск технологий.
Бум интернета отразился ина бизнесменов, заставив их обратиться к интернет-технологиям. За последние годы в Азии (как и в России) открылось великое множество бизнес-инкубаторов и венчурных фондов. А также идет работа по разработке приложений для мобильных устройств.
Российская тенденция: Россия умудрилась заразить все и сразу.
Мобильные приложения уже тоже потихоньку утомляют потребителей, но высокие технологии только начали набирать вес, и инвесторы все еще охотятся за ними.
Коллективно контролировать
Россияне тоже любят помогать другим. Потому в 2013 году возникло сразу несколько интернет-ресурсов, позволяющих контролировать ЖКХ, строительство дорог, уборку мусора и т.п. Большинство проектов ориентируются на проблемы, как например проект lesdozor.ru – служба лесного дозора онлайн.
Политическая активность спровоцировала создать проект на подобие ovdinfo.org. Проект позволяет контролировать задержания на политакциях и действия правоохранительных органов.
Поддержите нас!
Сrowdfunding и здесь нашел свое применение. Большинство социальных инициатив работают именно на этой основе. Пока что рано говорить, насколько щедры россияне, но определенные результаты уже есть и они радуют.
Мой дом ― для всех!
В прошлом году был просто бум антикафе – место, где вы платите только за время, проведенное там. Там вы можете делать все, что вам нравится, там же проводятся различные мероприятия, лекции, концерты, творческие вечера.
Популярность набирают и площадки для дискуссий в кафе, университетах, музеях. Коммерческая составляющая не мешает культурной коллективизации людей, а наоборот – помогает и поддерживает ее.