Чем логично заняться после восьми лет управления инвестициями в крупный бизнес? Леонард Карлов, бывший партнер фонда TPG Aurora, распоряжавшегося $350 млн, создал сеть мастерских по ремонту обуви и изготовлению ключей «Секундочку». Казалось бы, мелочь, нечем хвалиться. Но, судя по словам Карлова, мастерские — выгодное дело, пусть и несравнимое по масштабу с тем, чего он касался раньше. Как объясняет предприниматель, при выборе бизнеса внешние параметры надо отодвигать на второй план. Лучше взяться за что-то неяркое, если это позволяет занять свою нишу и обещает стабильный доход.
Мой нынешний бизнес начался с некролога, случайно прочитанного в английской газете весной 2005 года. Поминали Дональда Райана — основателя компании Mister Minit, сети мастерских по ремонту обуви и изготовлению ключей. Я поразился тому, что на этих услугах Райан построил международный бизнес с многомиллионными оборотами — 4000 мастерских более чем в 20 странах Европы и Азии. Прочитанная заметка была своего рода озарением — вот оно!
Уже тогда было понятно, что игры в капитализацию (когда компании росли как на дрожжах на заемные средства, не зарабатывая никакой прибыли, а потом продавались за миллиарды) подходят к концу. Если вкладываться, то только в проект, позволяющий руками трогать деньги с первого дня, работая на рынке, где рекламные расходы минимальны, так как покупатель сам идет к тебе за товаром первой необходимости. Идея мастерских впечатлила меня своей простотой и логичностью. Всего пара услуг и неограниченный спрос — менять ключи и набойки люди будут еще очень долго.
Заинтересовавшись Mister Minit, я обнаружил, что прибыльность такого бизнеса при условии создания сети мастерских сопоставима с торговлей алкоголем. Но алкогольный бизнес у нас зарегулирован до крайности, а тут достаточно нескольких разрешений. Для мастерской достаточно 15 квадратных метров. Самые серьезные инвестиции — в оборудование и обучение мастера. И, что важно, этот бизнес совершенно не гламурен! Он пока что не притягивает инвесторов, а значит, настоящей конкуренции здесь нет. Ниша, на самом деле, не пустовала. В Москве насчитывалось около 10 000 зарегистрированных ремонтов обуви, но среди них на одного владельца приходился в лучшем случае десяток. Для сетевого проекта это не конкуренция.
К концу 2005 года TPG Aurora вышел из своих последних проектов, но я уже знал, что делать дальше. Мой брат Борис, управляющий партнер Aurora Investment Group, тоже загорелся моей идеей. Вместе мы учредили компанию «Минит Рус». Первая наша мастерская под названием «Секундочку» открылась в апреле 2006 года.
Шишек пришлось набить немало. Достаточно быстро стало ясно, что все не так просто. Дональд Райан, конечно же, попал в знаменитый Зал славы Гарвардского университета не за идею сапожной мастерской. «Фишка» заключалась в концентрации нескольких услуг в определенной пропорции в одном месте (к ремонту обуви и изготовлению ключей мы добавили заточку ножей и ножниц и гравировку по металлу). Все делает один мастер. Операционные процедуры должны быть отточены до мелочей. Обучение и контроль за персоналом — критически важный элемент всей бизнес-модели. Нам пришлось создать собственное ПТУ, сейчас выпускающее по 30 мастеров в месяц.
Случалось, на деловых раутах я встречался с людьми, знавшими меня по TPG Aurora. Когда я говорил, чем занимаюсь теперь, все удивлялись: «А в чем фишка?» Но что любопытно: чем успешнее был мой собеседник (особенно если он создал большой бизнес и привык быстро считать и оценивать), тем скорее улавливал суть дела. Я рассказывал и замечал в глазах азарт: «Что, такой рынок никем не занят?» Кто-то даже предлагал вложить деньги. В минувшем году у «Секундочки» появилось два новых совладельца — известные бизнесмены, имена которых я раскрывать не вправе (могу лишь сказать, что один из них значится в рейтинге Forbes).
Специфика сервисного бизнеса — очень высокая для ритейла маржа при невысоких оборотах. Сейчас наша сеть объединяет свыше 200 мастерских — половина в Москве, половина в регионах. Ее выручка в прошлом году составила $20 млн, а EBITDA — $4 млн. За шесть лет мы инвестировали порядка $25 млн, но при этом EBITDA «Секундочки» удваивается каждый год.
Когда все процедуры налажены и машина работает без сбоев, основная задача — это масштабирование успеха. Но я не стремлюсь поскорее наделать как можно больше «Секундочек». Дональд Райан строил свою сеть 40 лет, прежде чем продать банку UBS за $1,5 млрд. Для нас пока важнее не количество точек, капитализация и IPO, а текущая рентабельность. Как известно, при наращивании темпа зачастую происходит потеря качества. Мы хотим найти оптимальный микс рентабельности и масштаба.
Если все будет идти так, как сейчас, то компания превратится в превосходный генератор кэша, ведь здесь не нужно, как в классической рознице, все время вкладывать выручку в товарооборот. Я знаком с английским миллиардером — собственником Mister Minit Europe (UBS по частям продал Mister Minit инвесторам из разных стран, сохранившим общий бренд). Он использует компанию как «дойную корову» для других своих проектов! Так что набойки и ключи — это серьезный бизнес.