Основатель Eruditor Group Егор Руди рассказывает, как он искал свои первые инвестиции, сообщает Forbes.ua. Его бизнес получил своего первого инвестора, Игоря Рябенького, в 2010 году, а уже с 2011 году Руди сам начал выступать в качестве бизнес-ангела для молодых проектов в стиле Foodik.ru, Lingualeo.com и Printio.ru. В прошлом году Eruditor Group провела M&A-сделку с Treda.ru и привлекли инвестиции от Runa Capital и Intel Capital в размере $4 млн. Будучи предпринимателем и инвестором, Егор Руди успел развенчать многие мифы и распространенные убеждения об стартаперах и инвесторах. Своими мыслями он делиться в своей статье.
Ментальная ловушка
У амбициозного предпринимателя слишком много уверенности в себе: он думает, что единственное, чего недостает его проекту – это деньги. Это своеобразная ментальная ловушка. Потребность в деньгах приходит с опытом, когда стартапер уже попробовал на вкус «умные деньги». Когда приходит осознание того, что единственное верное решение может сэкономить кучу времени и денег. «Умные люди», уже вырастившие свой бизнес, смогут помочь найти верную точку приложения силы, траекторию и ритм движения.
«Умные деньги»
Вопрос качества денег никогда не должен оставаться за кадром. Лучше получить инвестиции с меньшей оценкой, но от грамотно инвестора. Однако в реальности многие начинающие стартаперы ведут себя с точностью до наоборот: они максимизируют оценку компании в ущерб качеству инвестиций, соглашаются на любые предложения, не умеют работать с инвестором.
Почему стартапу не нужны «слабые деньги»
В самом лучшем случае – это «просто деньги», о которых можно забыть после закрытия сделки. В данном случае инвестор и команда стартапа общаются крайне редко, когда инвестору нужен отчет о промежуточном результате, почти не интересуясь подробностями проекта. Для компании, которая хочет стать успешной, такой инвестор полностью бесполезен. А бесполезный инвестор – враг стартапа. Вы отдаете часть своей компании, тратитесь на юристов и оформление сделки, а взамен получаете только деньги.
Естественно, в мире есть множество примеров бизнесов, которые развивались вообще без инвестиций. Но никто не возьмется предсказать, с какой скоростью они развивались бы, если бы сумели вовремя привлечь «умные деньги».
Однако бесполезный инвестор – это еще не самое страшное.
Хуже всего, когда инвесторы не имеют вводных данных, но требует от команды изменить стратегию стартапа, вмешиваются в операционную деятельность, не зная рынка и его специфики. Иногда инвестор хочет уволить кого-то из основателей или уйти сам, осложняя и без того непростую ситуацию. Такой инвестор вообще опасен.
К примеру:
• Один крупный private equity фонд поставил своего финансового менеджера в финансируемом интернет-проекте, который проводил полный контроль денежных расходов, что сделало обстановку внутри компании напряженной. В конечном итоге, основатели проекта улаживают конфликты внутри команды вместо того, чтобы развивать бизнес.
• В не очень большом фонде поссорились партнеры, из-за чего существование всех проектов было поставлено под удар, так как они должны были срочно искать возможности вывода инвестиций. Небольшой фонд решил выйти из всех проектов всего через полгода после внесения инвестиций. Конечно, после такой ситуации, стартаперу на seed-стадии будет очень сложно привлечь раунд А или В.
«Хороший инвестор» – кто это?
Для начинающего стартапа хорошим инвестором станет конкретный человек – партнер фонда или бизнес-ангел, который сможет работать с бизнесом напрямую. Многие ошибочно считают, что именитый фонд – это главное. Необходимо понимать, что в одном фонде могут уживаться партнеры-эксперты в различных областях, и у каждого будет свой подход к организации бизнеса. И это все имеет огромное значение.
Основное – это когда он:
• понимает индустрию, анализирует рынок;
• помогает завести новые знакомства с экспертами и предпринимателями;
• хочет разобраться в бизнесе, потому очень много спрашивает;
• ассистирует предпринимателю, а не принимает решение за него;
• принимает участие в совете директоров.
Лучшие инвесторы, в свою очередь:
• помогают создавать команду: проводить собеседование с топ-менеджментом;
• предоставляют своих специалистов по маркетингу, IT, PR, HR, аналитике и т.д.;
• помогают в подготовке инвестиционной презентации;
• принимают активное участие в развитии бизнеса;
• обучают команду разным полезным мелочам (фандрайзингу, к примеру);
• рекомендуют полезную бизнес-литературу.
Обычно «умный инвестор» может помочь создать миллиардный бизнес, а миллиардные инвестиции при отсутствии опыта могут этот бизнес погубить. После выбора грамотного инвестора вне зависимости от его знаний, только от предпринимателя зависит, какими будут результаты этого сотрудничества. Инвестор не будет работать за вас, основные решения стартапер должен принимать сам.
Почему «деньги без ума» – погибель для стартапа
Неопытные стартаперы часто ищут большие инвестиции, гоняясь за ростом стоимости своего бизнеса, однако качество инвесторов оставляет желать лучшего.
22.05.13
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!