Мировые инвесторы сомневаются в стабильности единой европейской валюты, даже при том, что к концу текущего года Европейскому Центробанку совместно с Евросоюзом удалось стабилизировать экономическую ситуацию в Европе благодаря принятию ряда стратегических мер.
Сколько слабых мест у ЕВС?
Директор Института экономической политики при Кельнском университете Ахим Вембах отметил, что для инвесторов доллар имеет целый ряд преимуществ перед евро.
Во-первых, преимущество заключается в единства бюджетной системы. США, хотя и является федеративным государством, но большинство налоговых поступлений в бюджет приходит в конечном итоге именно в столицу, Вашингтон, а не в окружные центры. Обратная ситуация у ЕВС – в него входят 17 политически независимых государств, большая часть финансовой автономии которой все еще осталась при них. Потому в бюджет Евросоюза поступает лишь малая часть от ВВП всех стран-участниц, а еврозона вообще не имеет собственного бюджета.
Второй проблемой для ЕС стала взаимозависимость не только между государствами, входящими в еврозону, но и между частными банками. На примере Ирландии и Испании легко проследить, как кризис в банковской сфере превращается в кризис страны в целом, а примеры Греции, Италии и Кипра иллюстрируют обратный процесс.
Клеменс Фюст, финансовый специалист из Оксфордского университета, считает, что ключевой ошибкой в создании Европейского валютного союза стала неприспособленность государств-членов к новым экономическим и рыночным реалиям, а так же к возможностям и взаимным обязательствам, открывшимся после входа в валютный союз.
Государства и банки взаимозависимы
юст подчеркивает, что изначально не была предусмотрена возможность банкротства на уровне страны. При создании союза следовало исходить из того, что каждая отдельная страна-член может стать банкротом, а значит – другие страны вынуждены будут списать ее долги. После этого также надо добиться, чтобы банки, списавшие долг, сами не вынуждены были объявлять о своем банкротстве. По мнении. Эксперта, этого можно было добиться, изначально на законодательном уровне закрепив долю собственного капитала выше, чем есть на данный момент.
Ахим Вембах, в свою очередь, говорит, что банки в США не настолько зависимы от финансовой ситуации конкретного штата. Ведь большинство банков являются на локальными (только в одном штате), а американскими, и инвесторы могут не волноваться за свои сбережения.
Еще одним отличием доллара США от европейской валюты, заставляющее инвесторов оказывать ему большее доверие, стало то, что каждый штат за свою долговую нагрузку отвечает сам. Любые финансовые трудности отдельно взятого штата преодолеваются им самим, в чем неслабо помогает механизм автоматического сокращения бюджетных расходов.
Финансовая помощь дает расслабиться
При таких взаимоотношениях между штатами маловероятным становится «эффект домино», ведь проблемы в штате Мичиган не вызовут ответной реакции в, скажем, Северной Каролине. Для Еврозоны характерен повышенный риск, когда при малейшей искре в любой стране-участнице может загореться пожар, который охватит всю Европу. Опять-таки, ярким примером стала Греция, которая грозилась выйти из Еврозоны. И тогда вставал вопрос: а дальше кто? Такие риски отталкивают инвесторов.
Базовые договора Европейского союза также предусматривают самостоятельную ответственность каждого государства за свои долги, при которой требовать финансовой помощи от Евросоюза оно не может. Но на практике все как раз наоборот, о чем свидетельствует та же Греция. Каждая страна уверена, что в случае угрозы дефолта она будет спасена, а это, в свою очередь, сильно расслабляет правительство и мешает проведению санации бюджета в необходимые сроки. Такие тенденции отнюдь ее способствуют увеличению степени доверия к евро.
В чем отличие ЕЦБ от ФРС?
Международные инвесторы проявляют осторожность еще и из-за статуса Европейского Центробанка. Да, его президент Марио Драги своим заявлением о намерении защищать евро любыми способами, сильно поднял и без того достаточно высокий авторитет Банка.
Но Банку Англии и Федеральной резервной системе США на мировом рынке все-таки доверяют больше. Дэвид Марш, финансовый эксперт, объясняет, что такая разница в степени доверия вызвана тем, что Европейский центральный банк все-таки является федеративным институтом, основанным 17-ю разными странами и их Центральными банками в отличие от ФРС, которая является единой системой. К томе же, ЕЦБ не может похвастаться статусом Центробанка, который действует самостоятельно, потому евро становится еще более уязвимым.