Почему стартап без предпринимателя не выживет?

Почему стартап без предпринимателя не выживет?

Председатель правления в инновационно-инвестиционном центре "Фонд перспективного планирования Вячеслав Бычков о том, почему разработчикам в команде необходим менеджер.

Большинство разработчиков, придумавших уникальную идею и решивших продать ее миру, сталкиваются с серьезной проблемой – как представить свой продукт в самом выгодном свете и эффективно управлять новым бизнесом. Большинство изобретателей не хотят признавать, что им нужен человек, которые стал бы предпринимательским стержнем проекта. Около 30% разработчиков готовы самостоятельно сформировать команду и воспользоваться помощью ментора для поиска предпринимателя в обмен на долю в компании. Из всех «ученых» только 10% сами оказываются гениальными организаторами.
Главный фактор успеха любого стартапа – это наличие предпринимателя в команде. Поэтому каждый разработчик, в поиске сооснователя, должен держать в памяти портрет «идеального стартапера», обладающего необходимыми компетенциями. В этой статье будет идти речь о том, какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы команда из менеджера и ученого работала.
Именно наличие предпринимательского таланта в команде интересует инвесторов сектора PE&VC (Private equity and venture capital) в первую очередь. Сегодня идея не является основой оценки бизнеса, теперь ключевым фактором стал талант менеджеров проекта и талант предпринимателя. Инвесторы вполне оправдано полагают, что талантливая команда способна вывести на рынок и сделать успешной самую обычную идею, тогда как плохая команда испортит самый блестящий проект.
Предпринимательский талант – это:
• Определенный опыт. Шансы на финансирование проекта повышаются, если у предпринимателя есть опыт в соответствующей отрасли.
• Основные навыки, которые пригодятся в бизнесе. Управленческая команда должна уметь управлять бизнесом. Для выполнения всех остальных работ у вас будут наемные работники.
• Полезные бизнесу контакты. Эти контакты могут быть в сфере власти, среди поставщиков или потребителей, в СМИ, среди крупнейших предпринимателей отрасли и т.д.
• Осознание проблем, стоящих перед бизнесом. Бизнеса без проблем не бывает, и инвесторы понимают это. Если это знает инвестор, то это должен знать и предприниматель. У каждого стартапера должен быть план «Б», а то и несколько, которые можно использовать, если основной план провалится.
• Стиль управления предпринимателя и его личность. Венчурные инвесторы вкладывают средства не в бизнес, а в человека. Они хотят видеть, что предприниматели готовы общаться с инвесторами, прислушиваться к их опыту и идеям.
• Фактор «Х» – харизма.
Следовательно, инвестиции вкладывают не в идеи, а в честные и предприимчивые команды, готовые реализовать и воплотить любую идею, соблюдая интересы инвесторов.
Для инвесторов важны команды, нацеленные не конечный результат, и готовые действовать в динамично меняющейся ситуации. Для инвестора важен не бизнес-план, а умение предпринимателя воплотить его в жизнь. Это значит, что инвестиции будут платить не за теоретические разработки, а за практическую реализацию проекта.
Предприниматель должен продемонстрировать инвестору, что он не просто придумал что-то новое, но еще и способен «пробить» свою идею для рынка. Предприниматель должен предоставить инвестору пошаговую программу воплощения своей идеи в жизнь.
К сожалению, немногие руководители компаний не признают, что процесс реализации идеи подчас более важен, чем сама идея. В доказательство этого тезиса можно привести несколько примеров.
Сегодня многие компании создают двигатели новых поколений. Ученые смогли изобрести более экологичные, удобные и мощные устройства, чем привычные нам двигатели внутреннего сгорания. Однако уникальность новых устройств не может быть гарантией того, что разработки действительно станут инновационными и выйдут на рынок. Потому что почти все двигателестроительные заводы мира уже давно подстроили свои мощности под производство существующих двигателей. Однако, даже если бы они сумели переориентировать двигателестроительные заводы – они все равно не смогли бы продать свои двигатели, поскольку все автомобилестроительные концерны производят автомобили, рассчитанные на привычные двигатели внутреннего сгорания. Соответственно, для того, чтобы разработанный двигатель нового поколения все-таки увидел свет, разработчикам придется перестроить весь мировой автопром. Но ученые, приходя к инвестору, совершенно серьезно говорят о том, что их разработка сможет изменить весь мир, поэтому у них все просто обязано получиться.
Если же разработчик хочет, чтобы человечество увидело их инновационную продукцию, то ему придется войти в альянс с крупными производителями на своем рынке. К примеру, если вы разрабатываете вакцину против рака (а тому есть реальные примеры), то вы должны смириться с тем, что свой фармакологический завод вам вряд ли удастся построить, потому свой продукт на рынок придется выводить под эгидой крупных фармакологических фирм. Стартап должен с самого начала понимать и принимать подобное развитие событий.
Самым удачным вариантом для стартапера будет найти выход на отдел, который окажет ему помощь в производстве и тестировании опытной партии продукции. Тогда к совету директоров разработчики придут же с готовым решением, и убедить руководство холдинга в том, что им стоит с вами сотрудничать, будет гораздо проще. Второй вариант – договориться с начальником отдела и производить продукцию втайне от корпорации, самостоятельно запуская товар на рынок. Если продукт окажется действительно необходимым для всего человечества, то стартаперы могут думать о его дальнейшем масштабировании. А вырасти можно только в том случае, если разработчики согласятся продать свой стартап стратегическому инвестору. Но в таком случае инвестор сам придет к стартапу, думая о том, что это его будущие конкуренты.
Именно подобный сценарий является наиболее вероятным, практически единственным для стартапера. Без умения и готовности вступать в альянсы разработчики не смогут справиться со своими собственными планами.
Но сами ученые даже не задумываются о необходимости действовать по такому сценарию. Потому что разработчики не хотят тратить средства на привлечение в команду менеджера, делиться акциями и опционами – они считают, что сумеют прост так найти предпринимателей, которые загорятся их идеей так же, как они сами, и согласятся работать бесплатно. такой вариант событий маловероятен, потому мы все еще ездим на «старых-добрых» двигателях внутреннего сгорания.
 

Читайте также