За 2013 год несколько туристических стартапов перестали существовать. Проект Wimdu приостановил свою работу летом (его аналог – сервис посуточной аренды жилья в СНГ и Росии Airbnb). Весной прекратил свою работу Travolver, сервис для самостоятельной организации путешествий, и сайт Travelmenu для бронирования гостиничных номеров и авиабилетов онлайн. Венчурные инвесторы считают рынок туристических стартапов еще один растущим «пузырем», хотя там все еще появляются новые и новые проекты. Как не оказаться на месте неудачных предшественников? Существует пять самых распространенных ошибок travel-стартапов.
Ошибка 1: Слишком много опций в одном сервисе
Сооснователь Tripster Алексей Мельчаков рекомендует стартапам не распыляться, а сфокусироваться на одной конкретной идее, из которой при должных знаниях, умениях и талантах, а также при грамотно выстроенном процессе получится прекрасный продукт. По словам эксперта, обычно travel-стартапы создаются программистами-путешественниками, которые разрабатывают его под себя. Фаундеры считают, что к уже созданному сервису по продаже авиабилетов можно добавить парочку функций по общению с местными гидами или по общению с друзьями через собственные соцсети.
Выход из ситуации: определить для себя круг потенциальных клиентов и удовлетворять конкретно их потребности, и только потом масштабировать компанию. Американский стартап Peek.com придерживался подобной стратегии. Проект предложил жителям популярных среди туристов городов подработать гидами. Стартап начинал свою работу в Сан-Франциско, затем начал действовать в Нью-Йорке. Сегодня проект действует в 17 городах.
Ошибка 2: В команде нет четкого разделения обязанностей
Проект провалится, если команда не готова сконцентрироваться на нескольких вариантах работы с возможными клиентами.
Выход из ситуации: ясно и четко пропишите механизмы взаимодействия с клиентами. Пусть каждым из них занимается отдельный сотрудник. Сооснователь сервиса бронирования отелей Ostrovok.ru Кирилл Махаринский говорит, что каждый отдел компании должен иметь свою команду, которая будет сосредоточена на конкретной задаче и будет заниматься только ей. Как только задачи команды размываются, страдает качество. Но помогать команде и участвовать в других процессах никто не запрещает.
Ошибка 3: Слишком большие надежды на партнеров
Бизнес travel-стартапа не обязан идти в гору после подписания контракта с крупным туроператором или гостиничной сетью. Переговоры обычно длятся долго, а предварительное обсуждение увязнет в длительной переписке.
Выход из ситуации: начните сотрудничество с небольшими партнерами – они не так сильно придают значение формальностям и гораздо легче в общении. Сооснователь проекта TravelTeCo Леонид Пустов отмечает, что крупные игроки на туристическом рынке не заинтересованы в сотрудничестве с компаниями с небольшим трафиком. Но в мире каждый день рождается один travel-стартап, который тоже ищет партнеров везде, где можно.
Ошибка 4: Неумение считать деньги.
Очень часто travel-стартапы не понимают, как в их бизнесе обращаются деньги. Финансовая команда должна работать хорошо и слаженно, чтобы следить за генерацией cash flow.
Выход из ситуации: Наймите квалифицированного финансового директора и продумайте финансовый менеджмент. Глава проекта Biletix.ru Александр Сизинцев отмечает большие финансовые риски для стартапов, которые работают на основе комиссии (а это большинство туристических фирм). Имея большие объемы оборотных средств, при неправильном управлении проект может не суметь воспользоваться ими грамотно м влезть в больше долги, опасные для дальнейшей жизнедеятельности проекта. Специалист, отвечающий в команде за финансы, должен четко разделять оборотные средства и чистую прибыль.
Ошибка 5: Уверенность в желании клиентов приобрести услугу в интернете
Аналитическая компания InSales оценивает российский рынок e-commerce в 405 млрд. рублей в 2012 год. Его активный рост заставляет стартапы верить в готовность абсолютно всех пользоваться онлайн-системой покупок. Основатель стартапа Travelatus Валентин Домбровский считает это серьезным заблуждением. Далеко не все люди готовы покупать путевки через интернет – многие хотят пообщаться с туроператором лично. Потому стартапы, отказавшись от b2b-модели и сотрудничества с туроператорами, сильно проигрывают.
Выход из ситуации: Открывать офлайн-точки продажи путевок, создать качественную работу call-центра, чтобы клиент мог лично пообщаться с представителем компании. Или начать продавать свои услуги по b2b-модели.