Похоже, что 2014 год назовут годом IPO. Ведь сегодня рынок первичных размещений бурлит, как в начале века — во время бума интернет-компаний. С января на фондовых биржах США разместились уже 93 компании, которые привлекли более $20 млрд. Подобной скорости рынок не видел с 2000 года. В ближайшем будущем планируется первичное размещение китайской компании Alibaba, которая объединяет в себе и площадку для интернет-торговли, и платежную систему. Аналитики предсказывают, что на IPO компания может привлечь $15-20 млрд. Два года назад Facebook привлек $16 млрд, так что у китайской компании есть все шансы обогнать Марка Цукерберга.
С одной стороны, мы наблюдаем ренессанс публичных размещений. С другой стороны, уже проведенные в этом году размещения вряд ли радуют инвесторов. Например, акции компании King Digital, разработчика компьютерных игр, обвалились в первый день публичных торгов и сейчас торгуются на 20% ниже цены размещения. Акции оператора отелей La Quinta Holdings не только разместились хуже нижней границы объявленного диапазона, но и упали в цене в первый день торгов и до сих пор не могут восстановить свое положение. А ведь все это — первоклассные корпорации, с прибыльным и понятным бизнесом и огромными планами на будущее, ради реализации которых и проводилось IPO. У компаний "похуже" и дела идут похуже.
Одной из главных причин неудачных IPO является то, что компании выходят на публичный рынок гораздо позже, чем в прошлые годы. Если в 2000 году средний возраст корпорации с первичным публичным размещением акций составлял шесть лет, то сегодня он поднялся до десяти лет. Более поздний срок выхода на IPO позволяет более справедливо определить стоимость компании. Следовательно, чудесных взлетов котировок после размещения стало гораздо меньше.
Вторая причина увеличения количества неудачных IPO состоит в том, что самые перспективные компании или вовсе не выходят на рынок, или находят другие способы привлечения денег. Например, через венчурные фонды. В связи с возросшим интересом институциональных инвесторов к альтернативным активам количество венчурных фондов значительно выросло за последние пять лет. И растут они не зря — из 100 самых крупных привлечений капитала через венчурные фонды 88 принесли значительную прибыль инвесторам. Так зачем же сразу выходить на биржу, уплачивая огромные деньги и банкам-организаторам, и самой бирже, проводить дорогостоящие road-show, когда можно привлечь средства более простым способом?
Все это делает перспективы инвестиции в IPO еще более сомнительными, чем были раньше. И золотое правило "не покупай компанию на IPO, а дождись падения котировок" продолжает работать. Верно и безотказно.