В первую неделю нового 2011 года социальная сеть LinkedIn подтвердила слухи о запланированном на этот год IPO, наняв три банка, которые будут консультировать ее в процессе подготовки к размещению. Ими стали Morgan Stanley, JPMorgan Chase & Co. и Bank of America Corp. Как сообщили Bloomberg скрытые источники в компании, LinkedIn намерен пустить свои акции в открытое плавание уже до конца первого квартала. Правда, официально спикер LinkedIn Шеннон Стубо называет IPO «лишь одной из многих возможных тактик, которые может выбрать компания». Если слухи оправдаются, то LinkedIn станет первой крупной американской социальной сетью, которая проведет первичное публичное размещение акций.
В любом случае, эксперты полагают, что LinkedIn уже созрела для публичной работы. Сейчас этот сайт, который существует благодаря труду 1000 сотрудников, предоставляет услуги по налаживанию связей потенциальных работников и работодателей для более 90 млн. пользователей из свыше 200 стран. Особенно быстро его популярность растет в последнее время в Бразилии, Индии, Китае, Италии и Испании. Хотя эта компания является закрытой, отдельные данные о ее финансовых результатах все же просачиваются на рынок, что еще больше будоражит умы и фантазию инвесторов. Так, в июне прошлого года Джефф Вайнер, исполнительный директор LinkedIn рассказала в интервью, что компания генерирует позитивный операционный денежный поток. Другими словами, продажи компании достаточно велики, чтобы покрыть ее операционные издержки и потребность в капитале.
Правда, будущее IPO будет не первым привлечением капитала «на стороне» для LinkedIn. В 2008 году компания уже привлекала $76 млн. у группы инвесторов, в том числе Bain Capital Ventures. Также среди инвесторов LinkedIn числятся компания Sequoia Capital, которая финансировала Google Inc. и Yahoo, а также Greylock Partners, которая вложила деньги в рекламную интернет-компанию DoubleClick. А в июле прошлого года Tiger Global Management LLC выложила $20 млн. за пакет акций LinkedIn, что дало повод оценить компанию в сумму более $2 млрд.
Мода на публичное размещение распространилась и на другие социальные сети. По информации Wall Street Journal, на очереди – Facebook. Еще ранее эта компания очень туманно говорила о своих планах провести IPO, но теперь она вынуждена их конкретизировать и вписать дату IPO в календарь на ближайший год. Все дело в ажиотаже, который вызывает у инвесторов стремительный рост капитализации Facebook.
Согласно докладу, подготовленному для избранной группы потенциальных инвесторов и попавшему в руки Wall Street Journal, с середины 2009 года стоимость этой компании увеличилась с $10 млрд. до $50 млрд. Только за первые три квартала 2010 года доход Facebook, управляемой самым молодым миллиардером планеты - 26-летним Марком Цукербергом, достиг $1,2 млрд., а чистая прибыль - $355 млн. Вдобавок, масла в огонь популярности Facebook подливает масла тот факт, что инвестиционный банк Goldman Sachs вместе с российской инвесткомпанией Digital Sky Technologies уже вложил в развитие социальной сети $500 млн.
Все это, по словам издания, «создает для Цукерберга, других руководителей и относительно узкого круга инвесторов непреодолимый стимул к преобразованию быстро растущей компании в открытое акционерное общество, несмотря на обратную сторону такого шага». Пока Facebook является закрытой компаний, которая не придает огласке ни финансовую отчетность, ни размеры денежной компенсации, выплачиваемой руководству, как это должны делать открытые акционерные компании. Но, согласно планам Facebook, число пайщиков компании уже в 2011 году превысит 500, что вынудит ее либо начать обнародовать финансовую информацию, либо акционироваться до апреля 2012 года. В зависимости от того, когда компания в итоге выйдет на открытый рынок, ее рыночная стоимость будет колебаться, по оценкам бывшего аналитика Merrill Lynch и Goldman Sachs Лу Кернера, между $59 млрд. в 2011 году и более $100 млрд. в 2015-ом.
Автор: Елена Снежко
Источник: Инвестгазета