В стартапах нет места здравому смыслу

В стартапах нет места здравому смыслу

Предположим, вы решили создать для ваших клиентов что-то Совершенно Фантастическое, даже если это подразумевает трудности и большие затраты. Скорее всего, вы не пойдете ни на какие компромисы, ...

Несложно перечислить компании, которые весьма преуспели именно с таким подходом. Хотя это будет лишь демонстрацией тезиса «выживает сильнейший» в его чистом виде: перечисленные примеры не докажут, что это прекрасная стратегия, они всего лишь проиллюстрируют, что и она может работать.

Zappos решил продавать обувь через интернет, хотя это и приведет к большим транспортным расходам, поскольку покупатели будут примерять пару за парой, постоянно возвращая товар на основании того, что он не подошел по цвету или размеру. Удобство покупок через интернет, конечно же, меняет расклад игры – как ни как речь идет о миллиардных оборотах – но каким образом они все-таки будут формировать цену?

NetFlix пошел на схему выдачи DVD-дисков в прокат по почте за единую месячную плату не смотря на огромные почтовые и логистические расхода, потери от поврежденных дисков и людей, имеющих отныне возможность копировать по 30 дисков в месяц всего за 29.95 долларов. Клиенты теперь с легкостью игнорируют зомбирующие слоганы Blockbuster’а «все фильмы примерно одинаковы, просто выбери какой-нибудь из них», так как NetFlix просто-напросто вывел Blockbuster из биснеса, но является рабочей такая модель бизнеса?

Что же такого привлекательного в предложении фантастического продукта, учитывая, что такая модель не выглядит устойчивой?

Хорошие отзывы по определению. Так как мы изначально рассматриваем вариант Совершенно Фантастического продукта из разряда «Черт! Ты должно быть смеешься надо мной?!» его реклама из уст в уста будет гарантирована автоматически. Вы даже не нуждаетесь в специальном аккаунте в Twitter, страничке на Facebook или блоге на WordPress, так как клиенты будут сами выказывать любовь к вам. Если реклама из уст в уста сможет дать тот же самый эффект, что дают девяносто процентов денег, которые вы тратите на традиционную рекламу и продвижение, то вы вполне можете использовать эти средства, чтобы покрыть других дополнительные расходы.

Легкость получения отзывов в прессе. По той же самой причине, по которой клиенты рассказывают о вас своим друзьям, средства массовой информации сочтут вашу историю достойной обнародования.

Скептики проиграют соревнование. Пока все вокруг считают, что это не возможно, скептики сядут на обочину и будут смотреть, как вы лезете из кожи вон. Точно так же Blockbuster сидел и смотрел, как NetFlix уводит их клиентов миллионами. Каждый раз, когда очередной обладатель МБА говорит «нет!», в то время, как клиент говорит «да!», вы увеличиваете свой отрыв.

«Я не поверю, что они могут себе это позволить!». Именно это предполагали большинство людей о NetFlix и Zappos. И конечно же, если это так и окажется, то бизнес разориться. Но что если вы все-таки добьетесь успеха? Не будет ли такое предположение высшей оценкой, какую клиент может дать компании?! Отдающей лояльностью и восхищение. Я предпочту скорее ее, нежели характеристику «Это прекрасный возврат инвестиций». Всхлип.

Легче привлекать увлеченных сотрудников. Каждый хотел бы работать на компанию, делающую что-то прекрасное для общества. При этом выдающиеся люди могут даже выбирать, где работать. Этот принцип значит, что вы можете привлечь лучшие таланты, которые будут еще и душевно вовлечены в то, чтобы компания преуспела.

Удовольствие. В эмоциональной суматохе начального периода очень легко забыть, что человек должен получать удовольствие здесь и сейчас. Производить впечатление на людей делая что-нибудь Совершенно Фантастическое – это разрыв шаблона.
Звучит как гол в пустые ворота? Какая же у всего этого оборотная сторона медали?
Быстрая смерть, конечно же. Так как вы балансируете на грани невозможного, то, вполне вероятно, в итоге окажется, что вы занимаетесь скорее благотворительностью, нежели бизнесом. Если модель не устойчива, если вы не можете инновационно преодолеть препятствия, тогда у вас просто-напросто закончатся деньги.

Конечно же, большинство начинаний заканчивается именно этим, не так ли? Получать прибыль на начальном этапе практически невозможно независимо от выбранной бизнес-модели. Ну что ж, коли это уже тяжело, почему бы еще не усложнить задачу Сверхцелью? По крайней мере внутренние сложности – логистика, расходы, развитие – у вас под контролем, а это значит, что у вас есть достойный шанс справиться с ними. Только подумайте о всех тех проблемах, которые вы не контролируете, – конкуренция, изменяющиеся рынки, новые технологии, меняющиеся вкусы – все то, что точно также имеет большое влияние на судьбу вашего бизнеса! При таком раскладе, вы понимаете вызов и можете с ним управляться.

И если вы все-таки потерпите неудачу, то почему бы, по крайней мере, не потерпеть ее на чем-то того заслуживающем?! 

Источник: unova

Читайте также