Только что созданные стартапы должны отчетливо понимать, что управление денежными потоками – одна из основных причин краха проекта вскоре после запуска. Этот сценарий подтвержден статистикой, но стартапы могут избежать этой незавидной участи, просто аккуратно и разумно обращаясь с деньгами.
Это один из основных факторов: пытаться управлять бизнесом без аккуратного обращения с денежными потоками все равно, что грести вверх по течению без весел – вряд ли вы сумеете достичь точки назначения. Даже если у вас получится, вы будете настолько обессилены, что просто не захотите двигаться дальше.
Вместо этого лучше заранее убедиться, что ваш бизнес будет расти здоровым. Убедитесь, что вы движетесь в правильном направлении, просто следуя описанным здесь десяти советам.
- Знайте свою точку безубыточности
Знание о своей точке безубыточности не обязательно повлияет на управление денежными потоками, н это даст вам цель для достижения и четкий прогноз точки, в которой начнется следующий этап бизнеса.
Если вы сфокусируетесь на этой точки и промежуточных пунктах, которые необходимо пройти для ее достижения, вы сможете гораздо разумнее распоряжаться капиталом стартапа на длинных дистанциях и, соответственно, планировать бюджет.
Основатель Zappos Тони Шей сказал: «Гонитесь за видением, а не за деньгами. В конечном итоге, деньги сами вас найдут»
- Следите за денежным потоком
Избегайте излишней фокусировки на прибыли. Хотя это может звучать противоречиво относительно первого пункта, но это не так. Вы прогнозируете прибыль и точку безубыточности с целью установки ключевых показателей, но вам все равно надо основное внимание уделить затратам и денежным потокам. Это правило не изменится только потому, что вы получили первую прибыль.
«Проверять ежемесячно – мало» – говорит Дерек Францрайх из Greatist. «Я проверяю личные и бизнес финансы практически каждую неделю»
- Всегда поддерживайте денежный запас
Каждый старатап сталкивается с дефицитом средств. Такое случается с каждым, даже при самом лучшем планировании. Ваше выживание будет зависеть от того, как вы переживете этот кризис. Отложенные «про запас» деньги в таком случае смягчат удар, стресс и помогут не распылять силы, чтобы сохранить сосредоточенность на развитии бизнеса.
- Нанимайте профессионального управляющего
Если нет острой необходимости (что бывает кране редко), вы не должны самостоятельно управлять деньгами своего бизнеса. Это включает отслеживание и учет движения средств. Наймите бухгалтера или CFO для этих задач. Если вы не можете нанять нового помощника, поручите мониторинг денежных потоков доверенному сотруднику.
Вы можете упросить этот процесс, используя специальные программы и сервисы, например, InDinero.com – программа учета, упрощающая финансовое управление. Это сервис также предоставляет доступ к бухгалтерам и налоговым специалистам, которые будут усердно помогать вашей компании расти. Иметь доступ к налоговым специалистам особенно важно для ваших денежных потоков, что вы были уверены, что не пропустите дэдлайнов по сдаче налоговых отчетов, чтобы избежать штрафов и санкций.
- Требуйте немедленного погашения дебиторской задолженности
Постарайтесь выставлять все счета с пунктом «к немедленной оплате» или ограничить срок погашения задолженности 15-ю днями. Если вы сможете так сделать, то делегируйте кому-то задачу присматривать за возвратом долгов и работой с клиентами, чтобы получить свои деньги как можно быстрее.
- Предлагайте скидки, чтобы собрать платежи быстрее
Если вы не хотите ждать положенное время для получения платежа от клиента, предложите ему скидку при ранней оплате. Если сотрудники имеют дело с сбором средств, то убедитесь, что у вас есть рекомендации, подтверждающие их надежность; и в будущем строго придерживайтесь выбранных стандартов.
- Расширяйте кредиторскую задолженность, если можете
Хотя вы и хотите оплатить свои долги так быстро, как только возможно, поработайте со своими поставщиками и кредиторами, чтобы получить наилучшие условия с отсрочкой платежа в 60 дней и более, если это возможно.
- Тратьте деньги только на самое необходимое
Часть ваших прогнозов должна содержать четкое видение необходимых расходов, которые предстоят вам в скором времени. Помимо самых необходимых расходов, минимизируйте свои расходы и исключайте не самые необходимые траты, пока вы не получите прибыль.
- Нанимайте с умом
Я часто вижу такой совет: «Не нанимайте сотрудника до тех пор, пока вы не будете уверены в его необходимости». Это, конечно, хороший совет, но я бы больше ратовал за умный наем сотрудников. Если вы можете, привлекайте топовый талант, высококвалифицированного работника, который сможет закрыть место двух и более средних сотрудников.
Вы, вероятно, потратите чуть больше на зарплату или бонусы, чтобы привлечь такого сотрудника, но это все равно будет меньше, чем если у вас будут несколько работников, выполняющие ту же самую задачу, но с большим количеством ошибок.
С другой стороны, такие работники могут уйти и заставить вас начинать все сначала. Согласно данным Института исследование Занятости Университета Беркли, Калифорния, нанять такого сотрудника стоит в среднем $4 тыс. Потому будьте разумны в подборе персонала.
«Секрет успешного рекрутинга в том» - говорит Марк Бениофф, СЕО Salesforce, «чтобы нанимать людей, которые хотят изменить мир»
- Используйте технологии наилучшим образом
Всегда делайте бэкап своих файлов и таблиц с денежными потоками в безопасное облачное хранилище. Это не только обезопасит ваши данные от утери или повреждения, но и создаст вам простой и легкий доступ к вашим данным из любой точки при наличии интернета.
Это еще одна ситуация, в которой вам пригодится хорошее финансовое ПО.