В 2014 году в США стартапы на посевной стадии подняли 733 раунда серии А (в эту цифру не включены биотехнологические, фармацевтические, энергетические стартапы и проекты по «зеленым» технологиям).
Среднестатистический размер чека в раунде А составил $5 млн. ($7,2 млн. в среднем по проектам), а размер команды составлял примерно 15 человек на момент анонсирования раунда. Предполагалось, что такой размер мог быть признан инвесторами минимально жизнеспособными для роста компании (или как минимум для трехкратного возврата инвестиций).
Исходя из этого, я разделил известных мне кандидатов на сделки раунда А и разместил все это в наглядном посте, чтобы потенциальные инвесторы могли выбрать наиболее перспективные проекты.
Прогноз раундов А на 2015 год
Предполагая, что в 2015 году будет примерно такое же количество сделок серии А, и большинство задействованных компаний уже привлекали финансирование за последние несколько лет, я использовал данные американского сервиса по динамике стартапов Mattermark, чтобы составить список возможных кандидатов для будущих венчурных сделок.
Для начала, давайте определимся с начальной базой возможностей, которую мы можем извлечь из 17 120 стартапов в базе Mattermark, получивших посевное финансирование, из которых только 38% привлекли средства за последние три года. То есть, это 6 537 стартапов на посевной стадии.
На графике вы можете увидеть компании, чьи показатели опускаются ниже оси Х. Это те компании, показатели роста которых по оценке Mattermak ниже 10. Имея такой большой выбор компаний, инвесторы будут предъявлять определенные требования к ключевым показателям их роста.
Только 4 298 (66%) компаний прошли первый отсев с показателями роста >10
Далее, я хотел начать дальнейший отсев со списка в 700-800 компаний, поскольку именно столько было раундов А было поднято сопоставимыми стартапами в 2014 году. Вместо того, чтобы отталкиваться от показателя в 15 сотрудников в стартапе, я включил тех, чья команда состоит хотя бы из 10 человек. Поскольку поиск финансирования занимает 3-6 месяцев, то логично предположить, что команда может быть меньше 15 человек, когда основатель только начинает искать инвесторов.
2 045 стартапов, получивших посевное финансирование за последние три года, имеют команды в 10 человек и более.
После применения этого фильтра гораздо больше компаний ушло под ось Х, поскольку, помимо прочего, эта черта теперь означает показатель роста минимум в 50 балов. Среди команд, у которых есть десять или более сотрудников, только 60% преодолели отметку в 50 очков по версии Mattermark.
Второй отсев прошли 1 220 компаний (19% из первоначальных 6 537) с командой в минимум 10 человек и показателем роста >50.
Наконец, для третьего этапа выборки я отметил компании минимум с 15 сотрудниками, чья оценка роста по версии Mattermark превышает 50 балов.
Стартапов на посевной стадии, с командой в 15 человек и более, оказалось 1 300.
Из них только 58% прошли проверку по показателю роста. Таким образом, мы имеем 750 компаний с командой в 15 и более человек и с показателем роста более 50.
Как и ожидалось, в основном это компании, которые привлекли инвестиции за последние 12-18 месяцев, однако можно увидеть и парочку аутсайдеров, которые смогли выжить на собственной прибыли или на непубличных сделках.
Только 750 стартапов (11,5% из первоначальных 6 537) прошли последний отбор с командой в 15 и более человек и с показателем роста более 50.
Лично для меня это стало наглядной визуализацией того, как я не смог поднять раунд А в первом квартале 2014 года, зато успешно привлек инвестиции в четвертом квартале. Для тех команд, которые интересуются, как им войти в список кандидатов на раунд А, я бы посоветовал задуматься о размере команды как об одном из ключевых показателей.
Если все идет хорошо, рост команды сигнализирует о том, что основатели чувствуют уверенность в будущем, чтобы тратить деньги на набор новых сотрудников, и у них есть достаточно качественное видение продукта, сам продукт и лидерские качества, чтобы сплотить вокруг себя команду. Конечно, иногда политика найма персонала стартапа приводит к его краху, но об этом в другой раз.
Итак, кто из кандидатов на раунд А является наиболее многообещающим в 2015 году?
Вот ТОП-20 компаний, которые вполне могут поднять раунд А в скором времени (или уже подняли, но еще не объявили об этом). Я выделил стартапы, которые привлекли последние инвестиции между 1 сентября 2013 года и 31 января 2014 года, с командой в 15 и боле человек, которая выросла минимум на 20% за последние полгода:
Estimote — разработчик платформы для добавления голосовых датчиков для приложений (47 сотрудников, очки роста: 951).
RISE — 1:1 персональный диетолог (38 сотрудников, очки роста: 816).
Happify — игра, направленная на достижения персональных целей через позитивную психологию (15 сотрудников, очки роста: 739)
Drizly — доставка алкоголя на дом (39 сотрудников, очки роста: 734).
ALOHA — стартап для здорового образа жизни, предлагающий безглютеновые, вегетерианские и минерализированные продукты (43 сотрудника, очки роста: 598)
Attendify — украинский сервис для создания мобильных приложений и частных социальных сетей для мероприятий (26 сотрудников, очки роста: 583)
GoldieBlox — детская игра, вдохновляющая девочек на изучения точных наук (25 сотрудников, очки роста: 580)
MeUndies — нижнее белье (16 сотрудников, очки роста: 550)
Bugcrowd — инструмент для создания и управления программами защиты (40 сотрудников, очки роста: 533)
Karma — переносной wi-fi, к которому может подключиться до 8 устройств (17 сотрудников, очки роста: 494)
Pipeliner CRM — софт для управления взаимоотношениями с клиентами (46 сотрудников, очки роста: 431)
BucketFeet — художественная обувь (37 сотрудников, очки роста: 421)
Ministry of Supply — высокотехнологичная профессиональная одежда для мужчин (34 сотрудника, очки роста: 420)
ViralGains — платформа для вирусных видео (34 сотрудника, очки роста: 398).
Swivl — роботизированный аксессуар для удаленной совместной работы через мобильное видео (27 сотрудников, очки роста:384)
Certify — онлайн-инструмент для управления расходами и путешествиями (74 сотрудника, очки роста:351).
RootsRated — достопримечательности, рекомендованные местными экспертами (16 сотрудников, очки роста: 317)
TheReadingRoom — социальная платформа для любителей книг (16 сотрудников, очки роста: 294)
Badger Maps — мобильный сервис для отображения и управления маршрутами (15 сотрудников, очки роста: 273)
CheckIO — социальная игра для программистов от украинских разработчиков (16 сотрудников, очки роста: 261)
Полный список можно найти на сайте Mattermark