В 2016 году периодические издания пестрели заголовками о недоверии к кандидатам на пост президента Америки из-за того что они являются представителями крупного бизнеса. А тем временем многие из них втайне планировали получить еще больше, совершив несколько крупномасштабных сделок.
Хотя ни одна из сделок слияния и поглощения, анонсированная в прошлом году, не была достаточно денежной, чтобы войти в рейтинг ТОП-10 сделок M&A всех времен, участниками многих из них стали известные бренды. Состоявшиеся сделки имели большое значение для отраслей, в которых происходили. В целом, согласно аналитическим данным Dealogic, в 2016 году средняя стоимость сделки M&A составила около $104,2 млн. Это меньше, нежели в 2015 году, когда средняя стоимость сделки составила $115.4 млн., но больше чем средняя стоимость сделок в период с 2000 по 2014 год, тогда их размер составлял $77,1 млн.
Слияния и поглощения в 2016 году проводились активно, не смотря на то, что период выборов считается неблагоприятным для заключения новых сделок. Избранный президент Америки Дональд Трамп и кандидат в президенты от демократов Хилари Клинтон не одобрили слияния, анонсированные во время предвыборной кампании, утверждая, что некоторые сделки, и в частности между AT&T и Time Warner, привлекли слишком много внимания потребителей.
Еще очень рано говорить, попытается ли администрация Дональда Трампа, которая кажется дружественно настроенной к бизнесу, заблокировать какое-то из больших слияний и поглощений прошлого года. В любом случае, предлагаем вспомнить о 5 наиболее крупных слияниях и поглощениях за 2016 год.
#5. Qualcomm и NXP Semiconductors: $47 млрд.
Qualcomm на выставке CES 2016 (слева) и фото с презентации безопасности полупроводников от фирмы NXP Semiconductors NV на Всемирном Саммите автомобильной кибер-безопасности в Билингтоне в 2016 году (Billington Global Summit Automotive Cybersecurity)
Анонсы крупных сделок слияния и поглощения начали появляться во второй половине прошлого года. В конце октября компания Qualcomm, штаб-квартира которой находится в Сан-Диего, огласила о своем плане купить голландского производителя NXP Semiconductors за сумму около $47 млрд. включая долг – и совершить самую большую сделку в сфере производства полупроводников. Данная покупка должна обеспечить Qualcomm поддержку в тех областях, где ее позиции были слабыми, в том числе в сфере производства чипов для беспилотных автомобилей, мобильных платежных устройств, а также датчиков для беспилотных летательных аппаратов и других интеллектуальных устройств.
#4. Sunoco Logistics и Energy Transfer Partners: $52 млрд.
Вывеска на бывшем резервуаре для хранения нефтепродуктов возле этанового терминала Sunoco Logistics Marcus Hook Industrial Complex в Пенсильвании.
В конце ноября 2016 Sunoco Logistics и Energy Transfer Partners договорились об объединении, пытаясь оптимизировать ссуды и эксплуатационные расходы. Sunoco согласились купить Energy Transfer Partners за $21 млрд. наличными, принимая на себя обязательства по ее долгосрочным кредитам.
В каком-то смысле, эта сделка похожа на слияние внутри компании, так как обе компании контролирует Energy Transfer Equity, являющаяся самым большим добытчиком и транспортером природного газа. Представители Sunoco Logistics и Energy Transfer Partners заявили, что после объединения они ожидают достичь экономии более $200 млн. ежегодно до 2019 г. Так же, согласно заявлению, сделанному в ноябре, они ожидают увеличить диверсификацию за счет объединения Energy Transfer Partner, ориентированного в большей степени на газ, и Sunoco, ориентированного на жидкие продукты нефтепереработки.
#3. British American Tobacco и Reynolds American: $58 млрд.
Бренды фирмы Reynolds American Pall Mall (внизу слева) и Camel (в правом нижнем углу) выставлены на продажу в удобном магазине в Багдаде, штат Кентукки.
Возрождая манию слияний в табачной индустрии, компания British American Tobacco в октябре предложила за полный контроль над Reynolds American $47 млрд. наличными. BAT уже владеет 42% Reynolds, анонсированная сделка предполагает покупку оставшихся 58%. По состоянию на третий квартал 2016 года, у Reynolds было $12,6 млрд. долгосрочной задолженности.
Две компании объединяются в период, когда табачные компании сражаются за долю рынка и активно работают над созданием привлекательной альтернативы сигаретам. В ноябре, однако, Reynolds забуксовал на пути к осуществлению сделки, настоятельно требуя повысить цену. Обе компании до сих проводят напряженные переговоры.
#2. Bayer и Monsanto: $66 млрд.
Офис фирмы Bayer - германского гиганта фармакологической и химической промышленности, 14 сентября 2006 г., Берлин, Германия.
Вторую по величине сделку года анонсировал Bayer - немецкий гигант фармакологической и химической промышленности. Bayer намерен купить американскую компанию Monsanto, производящую агрохимикаты. После объединения компании смогут контролировать больше четверти всемирных поставок зерна и пестицидов. Акционеры Monsanto согласились на сделку в декабре, хотя все еще требуется разрешение регулирующих органов.
Обе компании боролись за расширение своей доли на рынке, одновременно борясь с низкими ценами на зерно и снижением расходов на опрыскивание полей. Хотя слияние лишь подчеркивает, как трудно добиться роста в сфере агрохимической промышленности, генеральный директор компании Bayer делает ставку на возможный всплеск спроса на продукцию его фирмы. В декабре Вернер Бауман (Werner Baumann) в разговоре с Financial Times заявил, что его взгляд устремлен в будущее, когда рост населения планеты заставит фермеров увеличить выпуск продукции.
#1. AT&T и Time Warner
Магазин AT&T на Тайм Сквер в Нью-Йорке и штаб-квартира Time Warner, 22 октября 2016 года.
Это объединение двух гигантов в сфере телекоммуникаций стало одним из самых обсуждаемых сделок этого года – не только из-за ее размера, но и из-за того, как эти медиа вели себя во время предвыборной гонки. Имея в собственности различные системы связи, в том числе кабельное телевидение, широкополосный доступ в Интернет, системы спутникового телевидения и сотовые сети, эти две компании имели необычайно большое влияние на потребителей через информационные и развлекательные передачи.
После того как AT&T и Time Warner объявили о своих планах стать одной компанией в октябре, кандидат в президенты Дональд Трамп раскритиковал сделку. Хотя, эксперты утверждают, что сейчас Трамп не будет блокировать данное приобретение. Причина этому - либеральный подход к ведению бизнеса, которого придерживается команда Трампа, в том числе и генеральный прокурор.