5 крупнейших слияний и поглощений (M&A) в мировой истории

5 крупнейших слияний и поглощений (M&A) в мировой истории

M&A cделки по слиянию и поглощению на сумму более $100 млрд долларов каждая

Бизнес, поглощающий другой многообещающий бизнес, — обычное явление в корпоративном мире. Такие приобретения обычно осуществляются в рамках стратегии роста компании и совершаются по ряду причин.

Приобретающая компания может планировать диверсификацию в новый сектор или новую линейку продуктов, также она может хотеть увеличить свою долю рынка и географический охват, снизить конкуренцию или получить прибыль от патентов и лицензий, которые могут принадлежать приобретаемой целевой компании. Такие приобретения происходят как на внутреннем, так и на глобальном уровнях. Здесь мы перечисляем пять самых дорогих поглощений в мировой корпоративной истории.

Vodafone приобретает Mannesmann AG

В 1999 году британская многонациональная телекоммуникационная компания Vodafone Group ( VOD ) решила купить немецкого телекоммуникационного гиганта Mannesmann AG. Многолетние усилия Vodafone AirTouch PLC наконец окупились в феврале 2000 года, когда Mannesmann приняла ее предложение о приобретении за $180,95 млрд, что сделало данное поглощение крупнейшей сделкой по слияниям и поглощениям (M&A) в истории.

Поскольку рынок мобильной связи во всем мире набирал обороты, а рост достиг своего пика, ожидалось, что крупномасштабное слияние изменит глобальный ландшафт телекоммуникаций. Однако сделка провалилась, и в последующие годы Vodafone был вынужден списать миллиарды долларов.

American Online приобретает Time Warner

Слияние America Online (AOL) и Time Warner Inc. стоимостью $165 млрд занимает второе место в нашем списке крупнейших поглощений в истории. Слияние произошло в разгар эры доткомов в 2000 году, когда успешный интернет-провайдер AOL сделал попытку приобрести конгломерат средств массовой информации Time Warner. В то время у AOL была огромная доля рынка, и компания стремилась к дальнейшему расширению, используя доминирование Time Warner в издательском деле, развлечениях и новостях.

Однако ожидаемый синергетический эффект от слияния так и не был реализован в полной мере. Две компании столкнулись лбами в вопросах стиля управления и корпоративной культуры, что только усугубилось лопнувшим пузырем доткомов и последовавшей рецессией. Стоимость акций AOL резко упала. В конце концов пути AOL и Time Warner разошлись, и они стали независимыми компаниями.

Verizon Communications приобретает Verizon Wireless у Vodafone

Следующее приобретение произошло в 2013 году и обошлось в $130 млрд, когда Verizon Communications Inc. ( VZ ), ведущий американский многонациональный телекоммуникационный конгломерат, приобрел Verizon Wireless, доминирующего игрока на рынке услуг беспроводной связи США. Verizon Wireless возникла в 1999 году в результате слияния мобильного подразделения Vodafone Airtouch и Bell Atlantic.

В рамках приобретения Verizon Communications получила полный контроль над Verizon Wireless у британской Vodafone, что привело к окончанию 14-летнего пребывания Vodafone на рынке телекоммуникаций США. Сделка принесла непредвиденную прибыль инвесторам Vodafone, которые получили 54,3 миллиарда фунтов стерлингов (около $87 млрд).

Dow Chemical приобретает DuPont

В декабре 2015 года два химических конгломерата — Dow Chemical и DuPont — объявили о своем намерении объединиться в рамках сделки на сумму $130 млрд. Объединенные компании в сентябре 2017 получили название DowDuPont Inc. и включали три подразделения: сельское хозяйство, материаловедение и специальные продукты.

Однако намерением нового конгломерата никогда не было оставаться единой компанией, а вместо этого реструктурировать организацию, выделив ее в отдельные компании. В 2019 году DowDuPont разделилась на три отдельные компании: Dow Chemical, DuPont и Corteva. Dow Chemical — химическая компания, а DuPont — производитель специализированных химикатов. Corteva — сельскохозяйственная компания, производящая семена и агрохимикаты.

Anheuser-Busch InBev приобретает SABMiller

В 2016 году крупнейшая в мире пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev (BUD) (производитель брендов, включая Corona, Budweiser и Stella Artois) приобрела своего конкурента — лондонскую компанию SABMiller (производитель брендов, включая Fosters, Castle Lager и Redd’s) в результате слияния, стоимость которого оценивается примерно в $104 млрд.

Одной из целей слияния было создание компании, которая могла бы эффективно конкурировать на развивающихся рынках с большим потенциалом роста. По словам руководства компании, Латинская Америка и Африка предлагают пивоваренному конгломерату возможности для экспансии в быстрорастущие регионы, что должно привести к увеличению выручки и доли рынка.

Хотя поглощения в корпоративном мире — распространенная парктика, не все они приводят к успеху. Неудачи при неправильно оформленных сделках неизбежны. Некоторые из крупнейших катастроф при слияниях и поглощениях связаны со множеством факторов, которые могут находиться или не находиться под непосредственным контролем участвующих организаций. К ним относятся внутренние проблемы, такие как культурная интеграция между двумя компаниями, или проблемы на макроуровне, такие как общие экономические условия и геополитика.

Присоединяйтесь к каналу InVenture и будьте всегда в курсе новостей M&A в Украине и мире.

Читайте также