Поколение Y или миллениалы (1980-2000)
Миллениалы встретили век технологий в юном возрасте, поэтому интернет и соцсети — неотъемлемая часть их жизни. Людей, родившихся с 1980 по 2000 года, ещё называют «поколением Питера Пэна», потому что многие из них оттягивают процесс взросления.
Как тратят деньги
Тратятся на развлечения. Поколение Y измеряет счастье впечатлениями. Поэтому они тратят на кофе больше денег, чем откладывают и инвестируют. Миллениалы совершают в среднем 4 поездки в год — и это самый большой показатель среди всех поколений.
17% от зарплаты уходит на выплату кредитов. 88% молодых людей пользуются кредитами, в основном кредитными картами и ипотекой. 46% миллениалов купили машину в долг, а 39% оформили кредит на оплату обучения в университете или колледже.
Хороший долг — ипотека. Плохой долг — кредитка. Когда миллениалы выплачивают ипотеку, они не теряют уверенность в завтрашнем дне (поэтому считают этот долг хорошим), а когда пользуются кредитной картой, испытывают тревогу (плохой долг). Отчасти это связано с тем, что машина, техника, одежда — обесценивающийся актив — а недвижимость может приносить дополнительный доход.
Финансовые привычки
Финансовые советники — мобильные приложения. Миллениалы доверяют технологиям: 56,6% используют приложения и искусственный интеллект, чтобы вести личный бюджет и получать инвестиционные рекомендации.
Финансовый приоритет у 67% миллениалов по данным The 18th Annual Transamerica Retirement survey — погашение долга.
Планируют выйти на пенсию раньше 65 лет. При этом они думают, что проживут до 100 лет (17% опрошенных), из поколения X таких только 11%.
FIRE (financial independence, retire early) — это движение, сторонники которого стремятся уйти с работы до 40 лет и жить на пассивный доход. Для этого они активно зарабатывают в молодом возрасте, экономят и инвестируют 50-75% от дохода.
Как инвестируют
Миллениалы не склонны рисковать на бирже. Они застали мировой кризис 2008 года, сейчас переживают новый кризис из-за пандемии — и всё это в молодом возрасте, когда формируется их отношение к деньгам.
Интерес к ESG-инвестициям. 75% всех инвесторов США обеспокоены устойчивым инвестированием и покупают ценные бумаги компаний, которые вносят вклад в развитие общества в сфере экологии, социума и корпоративного управления. Среди миллениалов таких инвесторов 86%.
Предпочитают простые инвестиции, поэтому вкладываются в индексные фонды и другие ETF, которые повторяют динамику всего рынка.
ETF (биржевой инвестиционный фонд) закупает диверсифицированный портфель ценных бумаг, а затем продаёт его по частям в виде акций. Для инвестора этот инструмент — возможность «купить» весь рынок за небольшую цену.
Покупают криптовалюту наравне с акциями корпораций. Акции фонда Grayscale Bitcoin Trust, который инвестирует в криптовалюты, входит в топ-5 самых популярных ценных бумаг у миллениалов. 17% американских миллениалов имеют крипто-активы, тогда как для поколения X этот показатель составил 8% — опрос сервиса Finder.com.
Поколение X (1964-1980)
Ценят стабильность, потому что видели мировые потрясения. Карьеристы, приоритет в жизни — финансовое благополучие. Есть стремление владеть собственностью: недвижимостью, машиной, брендовыми вещами.
Как тратят деньги
Тратят больше, чем остальные поколения, но и зарабатывают больше всех. Самые большие статьи расходов: продукты, товары для дома и здоровья. Хотя они путешествуют меньше миллениалов, но из-за тяги к комфорту и роскоши тратят больше денег на отели, билеты на перелёт бизнес-классом, рестораны.
Чаще берут кредиты, чем миллениалы. Это может быть связано со стилем жизни и суммой, которая необходима для его поддержания: поколению X нужно больше денег, чтобы чувствовать себя в безопасности — а также с низким уровнем финансовой грамотности.
Как инвестируют
40,5% представителей поколения X инвестируют в новые технологии и искусственный интеллект. В топе ценные бумаги технологичных компаний: Apple, Amazon.com, Facebook, Microsoft, Tesla.
Делают себя экспертом. Самостоятельно изучают инструменты, стратегии, рынки: только 15% имеют договор инвестиционного консультирования.
73% представителей поколения, которые не владеют ценными бумагами, признают те перспективы, которые откроются перед ними, если они начнут инвестировать.
Рождённые в СССР и пережившие его крах.
Ставят большие цели, к которой идут вместе с командой. Привыкли много работать, копить и не тратить. Общественные интересы ставят выше личных.
Как тратят деньги
9,5% расходов — лекарства и лечение, что связано с ростом заболеваемости с возрастом (у поколения Y этот показатель равен 5,4%).
Финансовые привычки
Копят больше других поколений. Начали копить позже всех остальных поколений — в 35 лет. Для сравнения: поколение X откладывает деньги с 30 лет, а миллениалы примерно с 24.
Но сберегают меньше, чем рекомендовано по бюджетному правилу 50/30/20 — только 16% от доходов уходит в копилку. Согласно этому правилу, на 50% от зарплаты нужно покупать продукты, оплачивать жильё и другие необходимые услуги и товары, на 30% — одежду и развлечения, а 20% откладывать на финансовые цели или инвестировать.
Обращаются за консультацией к профессионалам: финансовым советникам, персональным брокерам. Ценят индивидуальный подход и высокий сервис.
Доверяют личному совету. Например, выберут банк, который посоветовал родственник, или будут инвестировать в фонд, который уже проверили знакомые.
Как инвестируют
В восприятии бэби-бумеров лучшая инвестиция — покупка недвижимости.
Инвестируют на долгосрочную перспективу и практически не вносят изменения в свой портфель. Только 47% бумеров пересмотрели состав своего портфеля во время нестабильности на фондовом рынке.
Коротко
- Главная финансовая цель миллениалов — погасить задолженность по кредитам. Они тратят на развлечения больше денег, чем остальные поколения. Инвестируют с помощью искусственного интеллекта в ETF, криптовалюту и акции социально ответственных компаний.
- Поколение X любит зарабатывать и роскошь, поэтому их статьи расходов самые внушительные. Самостоятельно изучают инвестирование и вкладывают деньги в технологичные компании.
- Бэби-бумеры чаще копят деньги, чем инвестируют. Доверяют личному совету, когда принимают финансовые решения.