Согласно данным отчета BizBuySell Insight Report, предоставленного онлайн изданием BizBuySell, в 2013 году количество сделок в сфере продажи малого бизнеса увеличилось на 41,7% по сравнению с показателями 2012 года. Самая высокая активность продаж наблюдалась в сфере ресторанного бизнеса и розничной торговли.
Средняя стоимость продажи малого бизнеса в 2013 году достигла $180 000, что на 3% превысило показатель 2012 года, однако это несколько ниже цены, которую запрашивали сами продавцы бизнеса ($199 000).
Ожидается, что такой же благоприятный климат для продажи малого бизнеса сохранится и в 2013 году. Данные опроса, проведенного американской юридической фирмой Dykema в октябре 2013 года, свидетельствуют о том, что около 68% участников сделок M&A предвидят рост активности продаж бизнеса в 2014 году.
Эксперты уверены, что при условии сохранения невысоких процентных ставок многие покупатели смогут позволить инвестировать в покупку бизнеса. «В 2014 году у Вас будет достаточный временной зазор, ведь не смотря на прогнозируемый рост процентных ставок, их уровень останется на приемлемом уровне. При этом долговое финансирование будет превалировать при выкупе бизнеса» - говорит Митч Дэвидсон, управляющий директор Post Capital Partners.
При заключении сделок купли-продажи эксперты советуют владельцам не полагаться исключительно на удачный момент, поскольку рынок малого бизнеса, как правило, непредсказуем. Важно, чтобы были и другие весомые причины продажи бизнеса, например, желание войти в новую нишу на венчурном рынке.
«Время на рынке M&A не предсказуемо, поэтому я не уверен, что продавцы бизнеса должны выжидать подходящего момента для продажи» - отметил Кевин О’Коннел, партнер корпоративного отдела бостонской юридической компании Posternak Blankstein & Lund, специализирующейся на слияниях и поглощениях.
Если Вы рассматриваете возможность продажи бизнеса в ближайшем будущем, то необходимо направить усилия, для того, что привести ваш бизнес в наиболее привлекательную форму с точки зрения обеспечения максимального возврата инвестиций. Мы приводим несколько стратегий для подготовки бизнеса к продаже и повышения успеха мероприятия.
Продажа бизнеса в Украине - размещение объявления на InVenture поможет быстро продать бизнес
1. Приведите в порядок Вашу внутреннюю документацию
По результатам отчета Citibank Small Business Pulse, 25% владельцев малого бизнеса рассчитывают, что смогут продать бизнес своим конкурентам. Однако, по словам Кевина О’Коннела, небрежное ведение внутренней финансовой отчетности, чем грешат многие собственники бизнеса, может отвернуть потенциальных покупателей, особенно институциональных инвесторов, которые хотят видеть доказательства прибыли, фактического и потенциального ее роста.
В свою очередь, Митч Дэвидсон рекомендует не экономить на аудите финансовой деятельности и предоставлять ее за последние несколько лет. Также не стоит откладывать с проведением аудита, даже если Вы собираетесь повременить с продажей бизнеса некоторое время.
«Часто владельцы малого бизнеса вынуждены выставлять свой бизнес на продажу по семейным обстоятельствам, в связи с проблемами со здоровьем или несчастными случаями», - заметил Билл Ватсон. Он и его компания Advanced Business Group в Нешвилле, штат Теннесси, помогают субъектам малого предпринимательства повышать стоимость своего бизнеса и выгодно продавать его. «Вы всегда должны быть готовыми к продаже» - советует Ватсон.
2. Защитите свою интеллектуальную собственность.
Построение системы защиты интеллектуальной собственности поможет повысить стоимость вашего бизнеса, а поскольку это длительный процесс планировать его нужно заранее. «Если Вам необходимо получить патент, подготовка документов для охранного документа должна начинаться на очень ранних стадиях», - советует Татьяна Мельник, адвокат в штате Флорида, которая работает как со стартапами, так и зрелыми компаниями. «Выделите время на оформление торговой марки для своей компании, получите охрану авторских прав всего, что выпускает Ваша компания. Все это имеет свою стоимость», - отмечает Татьяна.
Кроме того, иногда владельцы, которые начинают предпринимать действия по защите прав интеллектуальной собственности, выясняют, что они сами неумышленно нарушают чьи-то права на торговую марку. Вы окажетесь в более выгодном положении, если узнаете о нарушении на ранних стадиях и сможете исправить ситуацию до выдвижения претензий от стороны, чьи права нарушаются. «Очень часто, владельцы узнают о нарушениях только при подготовке к продаже бизнеса» - утверждает Татьяна Мельник.
3. Убедитесь в том, что Ваш бизнес не зависит от Вас
Достаточно тяжело продать бизнес, который своим существованием обязан только одному человеку, например, бизнес по предоставлению креативных услуг, который основан на индивидуальном таланте или способностях своего владельца.
«Зависимость бизнеса от собственника также имеет большое значение при оценке его стоимости. Чем ниже уровень такой зависимости, тем выше стоимость бизнеса», говорит Джок Пуртл, брокер, управляющий австралийской компанией Digital Exits. «Если деятельностью компании управляет персонал, системы или технологии, а потребность в ежедневном присутствии владельца ниже - стоимость компании существенно возрастает».
Один из клиентов Пуртла, Тревис Джемисон, нашел покупателя для своего бизнеса приблизительно через месяц после принятия решения о продаже eсommerce магазина, предлагающего руководство по jail-break для I-phone. Легальное решение позволило клиентам отключить защитный код и загружать приложения не только с iTunes store.
Джеминсон поделился с нами своим секретом ускоренного поиска покупателя: «С самого начала я знал, что мой бизнес будет успешно продан. С момента запуска бизнес-проекта в феврале 2013 года я сделал все, чтобы магазин получил высокую рейтинговую оценку в системе поиска Google и автоматизировал практически каждый аспект бизнеса: от принятия заказов до предоставления аутсорсингового обслуживания клиентов на Филиппинах. Он также нанял сотрудника, который управлял компанией во время его отсутствия – знак того, что другие лица смогут управлять бизнесом. Еще одной сильной стороной бизнеса являлась безупречная система ведения внутренне отчетности. Необходимо документировать каждое ваше действие, в таком случае продажа бизнеса не принесет каких-либо сложностей».
Исходя из условий конфиденциальности, Джеминсон не имеет права разглашать стоимость продажи своего е-commerce магазина, однако он отмечает, что легкость в управлении магазином и в целом бизнесом в наибольшей степени повлияло на его ликвидность, привлекательность и стоимость.
4. Знайте цену своему бизнесу
Один из первых шагов, которые Ватсон советует сделать своим клиентам – это проведение нескольких независимых оценок бизнеса авторитетными компаниями. А если у владельца бизнеса есть желание повысить стоимость активов, то существует несколько стратегий для достижения этой цели. Иногда нужно сделать упор на поиск «крупных» контрактов, для того чтобы увеличить ликвидный денежный поток. А в некоторых случаях необходимым является стратегические капиталовложения, которые позволят повысить стоимость бизнеса.
Если Вас интересует продажа бизнеса в Украине - обращатесь к специалистам InVenture Investment Group.
Также предлагаем ознакомиться > база данных - предложения продажа бизнеса.