Кроме того, что российские войска уничтожают украинскую инфраструктуру, сравнивают с землей дома, убивают и пытают украинцев, они также присвоили огромное количество посевных земель украинских агрокомпаний на оккупированных Россией территориях, рассказывает Wall Street Journal.
Вскоре после того, как по украинским землям на востоке начали ездить российские танки, три крупнейших агрокомпании Украины потеряли посевные земли, вдвое превышающие площадь города Нью-Йорк.
На востоке Украины оккупанты начали прибирать к рукам власть в регионе, навязывая свою валюту и школьную программу местному населению. А российские олигархи со связями в Кремле тихо пришли на оккупированные земли, чтобы еще больше обогатиться.
«Россия берет под контроль экономику оккупированных территорий и использует этот контроль, чтобы покорить весь регион», – считает Дмитрий Скорняков, гендиректор украинской агрокомпании HarvEast Holding.
По данным украинской разведки, свидетелей событий и директоров украинских компаний, присвоение земель началось вскоре после установления Москвой гражданских администраций на оккупированных территориях на востоке Украины.
Грабеж в особо крупных размерах
С марта «чиновники» новых псевдореспублик «Л/ДНР» начали обходы местных ферм, иногда в сопровождении вооруженных людей, чтобы сообщить фермерам, что отныне будут всем управлять. Если фермеры отказывались работать на новые власти, шли в ход угрозы расправой.
Представители оккупационных властей заставляли украинских землевладельцев – иногда под дулом автомата – переписывать соглашения, включая документы о праве собственности, так, чтобы они соответствовали российским законам, а не украинским.
Иногда землевладельцам разрешали оставить свои угодья, но после подписания новых соглашений, по которым 70% урожая будет отходить России или «властям» «Л/ДНР».
Первыми свои земли на оккупированных территориях потеряли украинские военные, госслужащие и владельцы, жившие за пределами региона.
Украинский бизнесмен и мажоритарный владелец агрокомпании «Агротон» Юрий Журавлев рассказал, что в мае ему позвонил по телефону мужчина, назвавшийся министром сельского хозяйства «ЛНР». Псевдоминистр сказал, что поскольку «Агротон» не зарегистрирована в «ЛНР», то 250 000 акров (101 000 гектар) ее земель теперь принадлежат компании под названием «Агрокомплекс». Около 350 000 тонн пшеницы и семян подсолнечника они также присвоили.
Работники Журавлева на оккупированных территориях рассказали ему, что вскоре четыре местных чиновника пришли вместе с группой вооруженных людей и начали угрожать менеджерам компании: если работники компании не согласятся сотрудничать с новой властью, то в ход пойдет оружие.
По словам свидетелей, в эту делегацию входил Валерий Пахниц, на которого США наложили санкции за хищение украинского зерна, а также чиновник из Крыма Павел Харламов.
В июле агротехника с логотипами «Агрокомплекс» приехала на землю «Агротон» и начала сбор урожая, засеянный украинской компанией.
В августе представительница компании «Агрокомплекс» выступила на собрании землевладельцев, где украинские агрокомпании арендовали земли. Как свидетельствует стенография собрания, представительница расписала преимущества сотрудничества с российской компанией.
Другая украинская компания, HarvEast, оказалась в центре разборок вооруженных группировок в мае этого года. Одна группировка представляла интересы новоявленной гражданской администрации, а вторая – уже знакомой нам компании «Агрокомплекс». Местные работники компании говорят, что дошло даже до выстрелов в воздух.
В конце концов, по словам гендиректора HarvEast Скорнякова, земли его компании разделили на три части. Одна из частей на 100 000 акров (40 400 гектаров) в Донецкой области «отошла» к «Агрокомплексу».
Гендиректор еще одной украинской агрокомпании «Нибулон» рассказал, что они потеряли 50 000 акров (20 200 гектаров) своих земель в регионе. Он уверен, что их теперь обрабатывает та самая «Агрокомплекс».
В августе представительница компании «Агрокомплекс» выступила на собрании землевладельцев, где украинские агрокомпании арендовали земли. Как свидетельствует стенография собрания, представительница расписала преимущества сотрудничества с российской компанией.
Представительница заявила, что «Агротон» и «Нибулон» «оставили свою деятельность в регионе и своих людей». Она сказала, что «Агрокомплекс» заплатила 4 миллиарда рублей (около $65 млн) за активы украинских компаний, среди которых здания и урожай.
«Агротон» и «Нибулон» утверждают, что не получали никаких компенсаций. А 8 августа «Агротон» обнародовала заявление о том, что «Агрокомплекс» «присвоила все ее активы» в Луганской области.
Главный бенефициар грабежа
По данным СБУ и по словам агропредпринимателей, значительную часть присвоенных украинских посевных земель обрабатывает российская компания «Агрокомплекс».
Согласно корпоративным документам российской компании, Александр Ткачев – ее руководитель и председатель совета директоров.
Украинские бизнесмены говорят, что его компания «Агрокомплекс» завладела правами на около 400 000 акров (162 000 гектара), став одним из крупнейших операторов ферм в Украине.
Как член российской бизнес-политической элиты Ткачев не раз сопровождал российского президента Владимира Путина. Особенно часто их фотографировали вместе в период подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2014-м, ведь Сочи является частью Краснодарского края, губернатором которого в то время был Ткачев.
С 2015 по 2018 годы Ткачев занимал должность министра сельского хозяйства России. По словам бывшей советницы Банка России Александры Прокопенко, состояние Ткачева отличается даже среди московской бизнес-элиты.
Через «Агрокомплекс» Ткачев владеет разными активами:
- виллой на Черном море (активисты выступали против ее строительства, ведь его развернули в заповедной зоне);
- гостиницей в Грузии, когда-то принадлежавшей главе тайной полиции Сталина Лаврентию Берии;
- крупным виноградником в Краснодарском крае, который основала жена Ткачева.
ЕС, Великобритания и Австралия, в отличие от США, наложили санкции на Ткачева в 2014 году за поддержку аннексии Крыма.
Как член российской бизнес-политической элиты Ткачев не раз сопровождал российского президента Владимира Путина. Особенно часто их фотографировали вместе в период подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2014-м. Фото Gettyimages
Во время его работы в правительстве и в должности руководителя «Агрокомплекса» семейная компания Ткачева стала главной продовольственной компанией России, осуществляющей сбор и обработку зерна, разведение скота и производство молочной продукции. Ее продукты поставлялись в Европу, хотя сейчас поставки прекратились из- за санкций. За этот период земельные угодья компании увеличились втрое.
По данным российской консалтинговой компании BEFL, «Агрокомплекс» сейчас контролирует более двух миллионов акров фермерских земель в России. В них не входят присвоенные в Украине земли. В прошлом году «Агрокомплекс» получила $1,16 млрд (в эквиваленте) доходов.
«Агрокомплекс» не впервые идет по пути, который протоптали российские солдаты. После аннексии Крыма дочерняя компания «Агрокомплекса» купила крымскую агрокомпанию, когда-то принадлежавшую украинскому бизнесмену.
Путин похвалил работу «Агрокомплекса» в Крыму, отметив ее инвестиции в регион на форуме в Санкт-Петербурге в прошлом году. Ждем новую похвалу от кремлевского диктатора за очередную порцию военных преступлений.