Нет сомнений, что за последние несколько лет IT-сектор Украины совершил огромный скачок вперед. Ежегодно увеличивается экспорт IT-услуг, количество сотрудников и размер уплаченных налогов, которые, безусловно, являются большим вкладом в экономику нашей страны. Например, в 2021 году украинская IT-отрасль выросла на 36% — с $5 млрд экспорта до $6,8 млрд. Рост в 20-30% сохраняется ежегодно.
Для резидентов «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE 2021 был более чем удачным. Компании росли, наращивали доходы, активно выходили на новые рынки и с легкостью получали новых инвесторов. Масштабные планы на 2022 год должны были только улучшить показатели в компаниях, если бы война начатая россией.
Ни одна компания не осталась в стороне: потерянные контракты, отсутствие новых клиентов, прекращение финансирования. Как IT-бизнес справляется с проблемами, разбираемся в материале.
«Иностранные клиенты проходят мимо украинского IT»
Владислав Савченко, президент «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE считает, что украинский IT-сектор оказался в затруднительном положении.
— Сейчас иностранные клиенты проходят мимо украинского IT, поэтому более 80% заказов теряются. Конечно, такая ситуация складывается не у каждой компании. Но, на примере EASE, из-за нехватки новых заказов и соответствующего финансирования из 50 компаний-резидентов уже две завершили свое существование.
По мнению Владислава Савченко, из-за нехватки новых контрактов ситуация становится с каждым днем все хуже. Иностранные партнеры видят большие риски в сотрудничестве с украинскими компаниями, когда страна находится в состоянии войны.
Владислав Савченко
Любовь Мочалова, СЕО «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE отмечает, что международным компаниям и партнерам нужно донести реальное положение дел среди IT команд в Украине — сейчас нет никаких рисков для выполнения заказов. Руководители компаний позаботились об их решении еще в начале войны: сотрудников перевезли на безопасные территории, а бесперебойный интернет обеспечил с помощью станций Starlink. Однако за границей не владеют этой информацией:
— Отмененные проекты несут большой риск для IT-сообщества в Украине, особенно для тех, кто не имел финансовой подушки. Ведь учитывая внутренний опрос EASE, каждая вторая компания-резидент сталкивается с проблемой недоразумения с иностранными партнерами из-за войны, отказа в новых проектах и непродления уже имеющихся контрактов, — добавляет Любовь Мочалова.
Любовь Мочалова
«Штат сотрудников сократился почти втрое»
Максим Прохоров, владелец и основатель PM Partners, рассказал, что его компания испытала на себе все тяготы военного времени.
— Нам повезло меньше других. Штат сотрудников сократился почти втрое. Раньше у нас было 140 работников, сейчас осталось только 58. Наш оборот в долларах упал в 2,5 раза, а зарплатный фонд уменьшился на миллион: с 1,8 миллиона гривен до 800 тысяч гривен.
У компании нет планов более чем на 2 месяца. Сейчас у компании есть убытки, которые просто пытаются не увеличить.
— Положительного мало, но живем с тем, что имеем. Планов тоже немного. Многое мы потеряли и воспроизводить это бессмысленно. Поэтому цитируя классика и смотря в завтрашний день, стоит отметить, что разумнее начать создавать новое программное обеспечение, которое будет отвечать запросам общества в послевоенное время.
Максим Прохоров
Позитивная динамика и развитие
Не каждая компания понесла убытки. Василий Иванов, founder KeepSolid, рассказал, что за время войны они не только не потеряли никого из сотрудников, но даже открыли новые вакансии.
– Прибыль мы не потеряли. Наоборот, второй месяц подряд растем на 8%. Наши пользователи расположены по всему миру, поэтому ситуация в Украине мало влияет на принятие решения о покупке наших продуктов. Мы запустили акцию, с которой 30% от продажи самых дорогих тарифов перечисляем в пользу армии. Кроме того, уже продумываем обучающие программы для молодежи и переселенцев, потерявших работу.
Та же положительная динамика и у компании AllSTARSIT. Война не отразилась на количестве работников. Сегодня в компании из разных уголков мира работает 865 инженеров-программистов и технических специалистов.
— Ни один клиент не прекратил сотрудничество с AllSTARSIT за время войны. Более того, их количество выросло и сейчас у нас 40 проектов. Кроме того, у нас сейчас более 100 открытых вакансий по всему миру, — рассказывает Полина Полякова, CMO AllSTARSIT.
Владислав Подоляко, founder и СЕО Belkins рассказывает, что клиенты их компании поражены трудолюбием и упорством украинских специалистов.
— Мы не останавливали работу ни над одним из проектов. Исключением стали российские клиенты, с которыми мы попрощались по понятным причинам. В конце первой недели войны вышли на 95% своей эффективности.
Владислав Подоляко
«Обратимся за помощью к международным донорам на фандрайзинговых платформах»
В прошлом году украинская продуктовая IT-компания Vymex привлекла более $1 млн на разработку продуктов. А уже в этом году бюджет команды пришлось корректировать из-за войны.
— Было важно быстро восстановить темпы работы, которые у нас были еще до войны. Ведь нам нужно работать над продуктом, который планируем выпустить в октябре 2022 года. Чтобы держаться на плаву, пришлось временно сократить зарплату команды, потому что вся операционная деятельность базируется на полученных инвестициях. До релиза продукта наша компания не получает никакой прибыли. Вероятно, обратимся за помощью к международным донорам на фандрайзинговых платформах – нам понадобятся средства для покрытия операционных технических затрат.
По словам Руслана Юмагулова, основателя и СЕО компании, в начале войны у Vymex не было цели искать новых инвесторов, ведь нужно было время на налаживание новых рабочих процессов в команде. Однако уже сейчас поиск новых инвестиций снова актуален.
— Сейчас наши ориентиры — рынки ОАЭ и США, но у нас есть понимание, что продукт нашей компании будет полезен именно для Украины в послевоенное время. Особенно он понадобится предпринимателям как тем, кто будет открывать бизнес с нуля, так и тем, кто будет планировать его перезапуск.
Руслан Юмагулов отмечает, что сейчас Vymex работает над тем, чтобы обеспечить бесплатное использование продуктов компании.
Руслан Юмагулов
«Потеряли всех клиентов. Прибыль – $0»
PM Group достаточно молодая компания. По словам Никиты Попова, CEO и founder PM Group, компания открывалась за 2-3 недели до начала пандемии, поэтому работа в сложных условиях уже не в новинку. 2020-2021 стали годами постоянного роста, однако война показала, что пандемия действительно была очень легким этапом.
— Компания росла на 5-10% ежемесячно и, соответственно, объем налогов, которые мы платили, увеличивался ежемесячно. В первый месяц войны мы лишились нескольких сотрудников, нам заморозили 70% платежей. В начале апреля стало понятно, что сумма нашей прибыли равна нулю.
По словам фаундера, один крупный заказчик, который просил не останавливать проект, просто скрылся с радаров. С 1 апреля руководство приняло решение заморозить компанию.
— За период войны мы потеряли всех клиентов и все проекты, потеряли по тем или иным причинам 10 человек из команды, нет прибыли, остановили оплату налогов.
Никита Попов отмечает, что ему важнее выплатить каждому сотруднику зарплату, чем заплатить налоги.
Прогнозы на 2022 год
До военного времени IT-рынок Украины рос каждый год. Так, с 2013 года экспорт украинских IT-услуг в ЕС увеличился втрое. В 2018 году IT-сектор уплатил около 10 миллиардов гривен налогов, а в 2019 году этот показатель вырос на 28,9%. Каждый год эти показатели только увеличиваются на 27-30%.
Пока IT-сектор активно растет, Украина поднимается и в других областях. Так, в 2020 году в последнем отчете Doing Business от Всемирного банка Украина заняла 64 место, поднявшись на 7 позиций. Учитывая это, можно заключить, что в этом году Украина могла бы снова подняться в рейтинге. Однако из-за начатой россией войны в Украине и рисков, которые видят иностранные заказчики, показатели просядут не только в IT-секторе, но и в других отраслях: перекрыты морские порты, разрушены железнодорожные станции, разрушена энергетическая инфраструктура. Так прямые потери на первую декаду марта, по подсчетам Министерства экономики, составляют более $560 миллиардов.
По мнению Владислава Савченко, если иностранные заказчики в этом году не поддержат украинские IT-компании, весь сектор потеряет темп развития и вернется на 10 лет назад.
— Столько лет мы строили украинский IT-рынок, налаживали связи, получали инвестиции не для того, чтобы все потерять. Однако этот сценарий более чем возможен. С новыми потерями проектов мы приближаемся к этому быстрее.
Так, согласно прогнозу Beetroot, к 2025 году украинский IT-рынок смог бы получить за экспорт своих услуг более $8,4 миллиарда. Впрочем, из-за резкого падения спроса именно на украинских разработчиков из-за рисков, вызванных войной, Украина не сможет подняться до такой планки.
По мнению Максима Прохорова, владельца и основателя PM Partners, после победы Украины, в которой никто не сомневается, коммерческого рынка в IT-секторе не будет, будет только поддержка существующего программного обеспечения. Однако в то же время будет существовать возможность для государственных проектов в сфере ликвидации бюрократии, управления налогами, продовольственных платформ, логистических центров, управления медициной, а также экспортом.
Никита Попов, CEO и founder PM Group считает, что сейчас рынок сильно изменился. Из-за войны с Украиной 20-30% открыто не хотят работать, 30-40% просят подождать 2-3 месяца, остальные компании не против сотрудничества.
— Сейчас на плаву стартапы, привлекшие финансирование еще до войны, продуктовые компании, продававшие продукт на западный рынок и занимавшиеся только аутстаффингом. Кроме этого следует ожидать агрессивного хантинга. Мировые компании, увидевшие проседание рынка из-за остановки многих украинских и российских компаний, пришли собирать сливки. Рекрутеров спустили с цепи и они сейчас хантят абсолютно всеми возможными способами.
В то же время, по его прогнозу, рынок украинского IТ продолжит падать и компании существенно почувствуют это в течение 3 месяцев. Главное — прожить эту нестабильность, потому что такая сейсмическая активность всколыхнет весь мир, а не только украинский рынок.
Владислав Савченко добавляет, что все украинские компании могут и готовы работать, чтобы поддерживать экономику страны. И только благодаря масштабной огласке и государственной поддержке, которую пообещали в Минцифре, украинское IT сможет устоять в кибервойне, а также сохранит свой потенциал развития на годы вперед.