Стоит ли инвестировать в общепит в 2021 году?

Стоит ли инвестировать в общепит в 2021 году?

Неля Онищенко, ведущий маркетинговый аналитик компании MOST о перспективах инвестирования в общепит в 2021 году

Карантинные ограничения, связанные с распространением COVID-19, стали ударом для отрасли общественного питания Украины. Во время жесткого весеннего карантина все предприятия несли убытки, отмечалось, что некоторые из них исчерпали 50-90% финансовых сбережений. Из-за снижения доходности весной и низкой посещаемости в летний период рестораны и кафе начали изменять предложения для потребителей с доходом «средний» и «средний плюс» на «средний минус».

Среди основных факторов, которые влияют на развитие рынка общественного питания можно выделить:

  • уровень доходов населения. Рост доходов населения способствует увеличению спроса на услуги заведений общественного питания, изменению предпочтений в классе заведения, росту среднего чека.
  • изменение арендной ставки, размера коммунальных платежей, налогов - арендная плата занимает весомую долю в структуре расходов заведений общественного питания, и ее рост может привести к увеличению общих расходов, которые будут либо компенсированы за счет увеличения цен позиций меню, либо переезда заведения. Рост налогов, а также уровня минимальной заработной платы может способствовать развитию «теневого рынка», что отразится для потребителя ростом цен на блюда. В начале 2020 года развитие рынка коммерческой недвижимости характеризовалось растущим спросом, в связи с увеличением количества заведений общественного питания. Ежегодный прирост арендной ставки в среднем составлял 20% в заведениях в центре города или в местах с большим человеческим потоком, и 10% - в отдаленных и спальных районах. Согласно исследованиям, цены продажи (в долларовом эквиваленте) на нежилые помещения в 1 кв. 2020 г. постепенно снижались – на 4,39% на конец квартала, а во 2 кв. 2020 г., несмотря на карантин, начали расти – прирост составил 6,24%. Средний уровень арендной платы за помещение от 50м2 до 200 м2 в торговых центрах для ресторанов и кафе составлял $15-30 за м2. В 2021 г., из-за роста вакантности, уровень арендной платы практические не изменится. 
  • развитие тренда питания вне дома - люди стали больше работать и меньше времени уделять готовке. Они покупают еду по дороге на работу в кофейнях или небольших кафе, заказывают в офис во время обеденного перерыва или посещают рестораны для встреч с друзьями, коллегами, деловыми партнерами. Это способствует увеличению количества заведений типа «бистро» или кафе с полноценными комплексными обедами. Также, в меню заведений все чаще появляются позиции только для завтрака или ланча.
  • влияние туристической отрасли. Рестораны, кафе и другие виды заведений общественного питания являются неотъемлемой частью туристической инфраструктуры. Популярными направлениями являются г. Киев, Львовская, Одесская Закарпатская и Херсонская области. В связи с карантинными ограничениями в 2020 г. количество туристов, посетивших Украину, резко снизилось. В 2021 г. показатели еще не смогут сравнятся с докарантинными, но ситуация начнет понемногу восстанавливаться.
  • изменение потребительских предпочтений относительно кухни, блюд, подачи, интерьера.

Влияние введения карантина на отрасль в марте 2020 г. характеризуется сокращением продаж в среднем на 73%, по сравнению с предыдущим месяцем. По регионам: в Киеве и Львове – на 78%, Харькове – на 73%, Днепре – на 65%, Одессе – на 60%. Локдаун отразился и на спросе.

В 2019 г. наблюдался стабильный прирост расходов домохозяйств на питание вне дома: расходы за год выросли на 25,5%. Но в 2020 г., из-за карантинных ограничений, показатели начали снижаться, достигнув минимума во 2 кв. 2020 г. С одной стороны, заведения общественного питания практически не работали, а значит людям просто негде было покупать. С другой стороны, многие потеряли работу и истощили собственные финансовые запасы, а значит начали меньше тратить на не базовые потребности. Даже после послабления карантинных ограничений 57% заведений общественного питания фиксировали снижение размера выручки.  В 2021 г. ожидается постепенное восстановление работы отрасли и спроса.

Среди основных причин, почему стоит инвестировать в сферу общественного питания в 2021 г.:

  • Высокая вакантность коммерческой недвижимости и снижение арендных ставок, по сравнению с 2019-2020 гг. Есть возможность приобрести б/у оборудование и мебель по приемлемым ценам.
  • После карантина уже сформировались новые потребительские тренды, которые продолжат развиваться и в 2021 г.
  • Тренд на питание вне дома остался довольно устойчивым, но теперь новому заведению нужно предусмотреть и услугу доставки.

Среди рисков – потенциально возможные новые карантинные ограничения и относительно стабильная экономическая ситуация. По оценкам экспертов украинская экономика оказалась более стойкой к кризису, нежели ожидалось в начале COVID-19. Тем не менее в 2020 г. домохозяйства сокращали потребительские расходы и предпочитали экономить деньги, и этот тренд частично может продолжится и в 2021 г.

Источник: оценка MOST

*градация привлекательности форматов заведений общественного питания для инвестиции, где зеленый – можно инвестировать, красный – лучше удержаться от инвестиций/ или сделать ставку на уникальность

Принимая решения о целесообразности инвестиций в сферу общественного питания, также нужно учитывать, что в общем рентабельность ресторанов и кафе не превышает 30%, ухудшают ситуацию рост заработных плат и удорожание продуктов питания. 

Весомое значение с точки зрения привлекательности для потенциального инвестора, помимо формата, имеет также и кухня. Исходя из трендов и, несмотря на растущий спрос на «здоровое питание», среди украинцев преобладает интерес к фаст-фуду и кухне заведений быстрого питания. Свою популярность бургеры и картофель–фри получили из-за вкусовых качеств, небольшого времени готовки, а также демократичных цен. Укрепляется данное направление как открытием новых точек McDonald’s и KFС в разных городах, так и выходом на рынок новых игроков с новыми и интересными блюдами. Помимо бургеров, уже давно популярными блюдами являются пицца и суши, завоевывает своего клиента и азиатская кухня с едой в коробочках.

Действующие заведения общественного питания, после карантинных ограничений все больше обращают свое внимание на простые, вкусные и понятные блюда: с одной стороны люди устали от высокой гастрономии, с другой же – такие блюда удобней доставлять на дом.

Читайте также