В этом материале проанализированы десятки часов видео мировых питчингов, по результатам которых выбраны наиболее распространенные вопросы, которые задавали инвесторы стартапам. С этими вопросами можно подготовиться практически к любому питчу.
Проблема
- Почему сейчас самое подходящее время для вашего стартапа?
- Как на вас повлиял коронавирус?
- Что сдерживает ваш рост?
- Предположим, у вас на пути стоит серьёзная проблема. Что это за проблема?
- У вас есть бета, но вам нужно иметь деньги на MVP. Что по вашему такое MVP?
- Ребята, постойте, кто ваша целевая и нахрена им ваш продукт?
- Какой смысл продавцам запускать свой магазин, если можно подаваться на маркетплейсе?
- Какой пробел вы заполняете на рынке сегодня?
Решение
- Опишите сценарии использования вашего продукта
- Планируете переводить ваш продукт на другие языки?
- Какие технологии вы используете?
- Проводили нагрузочное тестирование?
- Какие вы видите функциональные ограничения для вашей платформы?
- Функции, которые нужны для MVP. Есть ли какой-то набор функций, без которых mvp не будет работать?
- Как быстро вы можете масштабировать свой бизнес? Можете ли вы увеличить объем выручки без пропорционального увеличения численности персонала?
- В чём технологичность от вашего бизнеса?
- Сколько дней понадобится китайцам чтобы скопировать вашу технологию и почему они этого ещё не сделали?
- В чем ваша инновационность?
- Можете описать свою логистическую цепочку?
- Смогли бы вы расширяться быстрее с дополнительными деньгами?
Текущий статус
- Какие знания дал вам ваш MVP?
- Какие наибольшие риски вы сейчас имеете как компания?
- Сколько денег вы сжигаете в месяц?
- Какой у вас барьер по производительности и какие боттл неки?
- Какие барьеры для масштабирования существуют сейчас?
- Какой у вас трекшн?
- Сколько отзывов вы уже получили? И расскажите какие изменения вы внесли на основании этих отзывов?
- Как долго пользователи задерживаются в среднем? Расскажите про ваш retention и churn rate?
- Сколько вы транзакций закрыли на сегодняшний день?
- Почему вы называете вашу компанию стартапом?
- У вас есть прототип и выполненные тесты. Какие результаты?
- Вы предоставляете клиентам аналитику или просто даёте им данные?
- Есть понимание о себестоимости продукта?
- Как вы оптимизируете налоги?
- Есть ли что-то еще, что мы должны знать о вашей компании?
- Где находится производство или команда разработчиков? Почему?
- Какие наибольшие риски вы сейчас имеете как компания?
- Опишите ваши источники финансирования. Где вы берёте деньги?
- Сколько у вас активных пользователей? Какой MAU?
- Каков типичный цикл продаж между первоначальным контактом с клиентом и закрытием продажи?
Привлечение клиентов
- Как вы собираетесь заявить о себе?
- Каково было предыдущее знакомство клиентов с подобными продуктами?
- Опишите вашего эталонного клиента
- Как вы взаимодействуете со своими клиентами?
- Расскажи про опыт ваших первых трех клиентов
- Кого больше всего порадует ваш продукт?
- Как вы планируете поощрять людей пользоваться вашим приложением?
- Проходили ли ваши пользователи полный флоу вашего продукта?
- Как вы нашли первого клиента?
- Есть ли украинские компании, которым делали тест бесплатно, чтобы провести юзера по его запросам и функционалу, который ему нужен?
- Какие конкретные маркетинговые каналы вы используете?
- Как вы получили первый трэкшн?
- Вы сказали, что вы общались с сотней покупателей, но работаете с 25. Как так получилось?
- Как вы решаете вопрос доверия со стороны пользователей?
- Опыт общения с потенциальными клиентами. Что спрашивали, что узнали?
- Есть ли украинские компании, которым делали тест бесплатно, чтобы провести юзера по его запросам и функционалу, который ему нужен?
- Почему вы используете эти маркетинговые каналы? И чем они отличаются?
- Каков ваш план Б, если каналы продаж прерываются?
- Вы на самом деле говорили с этими компаниями/ людьми/ партнёрами?
- Конкурентов на рынке очень много, как вы будете продвигать в App Store ваше приложение?
Команда
- Что вы понимаете, чего другие нет?
- Рассматривали ли вы различные видоизменения вашей идеи?
- Сделай elevator pitch на 20 секунд. Прямо сейчас. Старт.
- Как вы понимаете потребности клиентов?
- Что делает вашу команду подходящей для этого бизнеса?
- Что вас мотивирует?
- Какую самую большую ошибку вы допустили?
- У вас своя команда разработчиков? Какой стек технологий?
- Предположим, какой-то человек написал про вас плохой отзыв в Facebook. Как будешь реагировать?
- Если правильно понимаю, вы помимо проекта занимаетесь ещё некими видами предпринимательской деятельности. Расскажите про свой опыт
- Вы полностью отдаётесь проекту?
- Где вы берёте экспертизу и какое у нее качество?
- Вы бы переехали в США?
- После получения инвестиций вы планируете перейти на фултайм. А как сейчас все работает?
- Как вы понимаете потребности клиентов?
- Сколько денег будет потрачено на зарплату основателей?
- Вы говорите, что через пять лет у вас будет 100 сотрудников. У вас сейчас шесть. Что будут делать остальные?
- Кто у вас главный? Что случится если один из основателей покинет компанию?
- Расскажите, что ваша команда успела сделать впечатляющего?
- Какой должна быть команда для масштабирования?
Метрики
- За каким показателем вы следите особенно внимательно?
- Что вас удивило в поведении пользователя?
- У вас есть статистика, сколько покупателей отказалось от вашего продукта из-за плохого обслуживания?
- На какие ключевые показатели ориентируется команда менеджеров?
- Что вы знаете о своих пользователях?
Предложение инвестору
- Чем я как инвестор могу ещё помочь вашему проекту?
- Во сколько вы себя оцениваете?
- Почему бы вам не сделать это без наших инвестиций?
- Каковы самые большие риски для инвестора?
- Сколько денег вам нужно и зачем?
- Какую сумму лично вы инвестировали в проект?
- Выглядите как зрелый бизнес, вам инвестиции не помогут
- В презентации указаны 25к, но заявку вы подали на 50к. Что будете делать с деньгами и хватит ли вам 25к?
- Окей, хватит. Почему я должен выписать тебе чек прямо сейчас?
- Что будет, если я дам вам в два раза больше/меньше денег?
- Насколько большой может стать ваша компания?
- Как вы собираетесь тратить деньги инвесторов?
- Кто на данный момент является вашим инвестором?
- Будут ли существующие инвесторы участвовать в раунде?
- За полтора года вы выросли в $3000. Это слабый трэкшн. Деньги инвестора нужны для ускорения роста. Почему вы так медленно растёте?
- Зачем вам 50К? Зачем так поздно идёте в Европу?
- Если вы получите инвестиции, как будет выглядеть наше партнерство?
- Как и где вы инкорпорированы?
- Какова ваша экзит стратегия?
- Когда лично вы планируете продавать свою долю?
Roadmap
- Как вы определяете успех для вас и вашей компании?
- Понимаете ли вы, что значительно недооцениваете свои маркетинговые расходы или численность персонала, необходимую масштабирования?
- Что вам нужно для перехода на следующую стадию продукта?
- Какова ваша самая приоритетная задача на ближайшие шесть месяцев?
- Как вы сможете получить 1 миллион пользователей?
- Если ваш стартап будет успешным, в какие дополнительные области вы сможете выйти?
- Опишите вашу финальную цель и сроки достижения
- Через шесть месяцев, что станет вашей самой большой проблемой?
- Как вы будете развиваться дальше?
- Какая самая большая проблема для вашего масштабирования?
- Каков годовой темп роста?
- Если вы получите деньги, то какими будут ваши следующие шаги?
- Где будет ваша компания через 3 года?
- Почему вы так уверены в своём прогнозе?
- Какие две или три ключевые функции вы планируете добавить?
- Как вы можете с этим бизнесом заработать миллиард?
- Что если вы не получите все деньги, которые просите?
- Вы обеспечили стратегическое партнерство. Это партнерство эксклюзивно? Если нет, есть ли какая-то ответственность?
Конкуренты
- Почему ваш продукт или услуга лучше, чем аналоги на рынке?
- На кого вы больше или меньше всего стремитесь быть похожими?
- Расскажите про ваши недостатки если сравнивать с вашими конкурентами
- Что дает вашей компании конкурентное преимущество? Какой ваш unfair advantage?
- Почему огромная корпорация не создаст нечто подобное?
- Что будет, если существующие конкуренты добавят такую функциональность?
- Как вы будете конкурировать на международном рынке?
- Сколько времени понадобится конкуренту, чтобы убрать вас?
- Какие технологии используют ваши конкуренты?
- Есть понимание о себестоимости продукта конкурентов?
- Почему цена на продукт у вас и у конкурентов отличается?
- Можете сравнить сервис свой и конкурентов?
- Как думаете, с чем может быть связан уровень удовлетворенности клиентов вашего проекта и конкурентов?
- Какой конкуренции вы боитесь больше всего?
- Каково ваше слабое место? Вы вообще делали SWOT анализ?
- В чем ваша конкуренция с компанией X?
- Почему вы считаете своим конкурентом компанию X?
- В чём уникальность по сравнению с остальными сервисами?
- Почему конкуренты не могут повторить эту технологию, если она такая понятная и простая?
- Знакомы ли вы со сравнительными цифрами для аналогичных отраслей?
Бизнес-модель
- Все, и несколько стартапов перед вами, говорят, что могут монетизировать собранные данные. Какой у вас план?
- Огоо… Можете ли вы объяснить свою бизнес-модель. Почему она именно такая?
- Что будет с вашей бизнес-моделью, если вы отключите рекламу?
- Насколько хорошо ваша модель масштабируется по целевым секторам?
- Считали юнит экономику?
- У вас в финансовом прогнозе не растут операционные затраты. Почему так?
- Расскажите, как вы собираетесь начинать продажи? И как планируете их развивать?
- Какая маржа?
- Сколько времени потребуется, чтобы стать прибыльным?
- Если я проинвестирую, сколько денег вы заработаете за следующий год?
- Как ваша компания продвигает или планирует продавать свои продукты или услуги?
- В какой момент вы берете деньги?
- Каким образом вы будете зарабатывать деньги для своих инвесторов?
- Расскажите, как вы собираетесь начинать продажи? И как планируете их развивать?
- Сколько таких приборов нужно сделать и продать, чтоб заработать 50К?
- Вы можете разбить 50К по расходам на квартал?
Рынок
- Какие люди, группы или организации сталкивались с этой проблемой? Сколько их, где они, как они решают её?
- Какой конкретно рынок вы планируете занять? И почему?
- Расскажите про рынок, непонятно откуда цифры
- Насколько велика ваша вероятность попасть на рынок? Какой барьер входа на ваш рынок и как вы планируете его преодолевать?
- Сколько инфлюенсеров есть в Украине? Со сколькими вы разговаривали и сколько захотели работать с вами?
- Почему не выходите на другой рынок?
- Как вы оцениваете количество ваших клиентов в Украине?
- Как вы получите 20% рынка?
- Ваш целевой рынок один, но работаете вы на другом. Почему?
- Планируете ли выходить на рынок Индии или Китая?
- Вы рассчитываете на масс маркет?
- Стартап направлен на рынок Украины?
- Рыночный отраслевой барьер. Как вы планируете работать с этими ограничениями?
- Требуется ли тестирование на людях чтобы выйти на рынок?
- Откуда такой размер рынка? Где вы взяли эти цифры?
- Как относится исследование к рынку, на который вы хотите выйти?
- Почему именно такой объём SOM? Как вы считали?
Интеллектуальная собственность
- Какие разрешения регулирующих органов вам нужны и насколько вы продвинулись в этом отношении?
- Какие юридические риски вы видите?
- Какой интеллектуальной собственностью вы владеете?
- Ушли ли какие-либо сотрудники или партнеры, которые могут оспаривать эти права на интеллектуальную собственность?
- Вы уверены, что интеллектуальная собственность компании не нарушает права третьих лиц?
- Будут ли какие-либо прежние члены команды иметь потенциальные права на интеллектуальную собственность компании?
- Какая ключевая интеллектуальная собственность принадлежит компании (патенты, заявки на патенты, авторские права, коммерческая тайна, торговые марки, доменные имена)?
- Вы подали на патент в Украине или ещё где-то?
- Как развивалась интеллектуальная собственность компании?Есть ли другие люди, которые могут утверждать, что они ответственны за ваши идеи?
- Есть ли какие-либо дополнительные патенты, ожидаемые или планируемые?
- Какие регуляторные риски могут повлиять на ваш бизнес?
- У вас есть патент?
- Этого будет достаточно для всех подготовительных лицензий?
В заключение
Если вы знаете, какие ещё вопросы можно добавить в этот список присылайте их нам, мы его дополним [email protected]
Если вы стартап на стадиях pre-seed или seed и считаете, что у вас хороший питч, мы можем донести информацию о вашем проекте множеству инвесторов.