«Бизнес– это как брак, вы должны сойтись характерами» – Наталья Березовская

«Бизнес– это как брак, вы должны сойтись характерами» – Наталья Березовская

По мнению Натальи Березовской, стартапы нельзя делить на мужские и женские, а вдохновение лучше всего искать в самом себе

"Бизнес – это как брак, вы должны "сойтись характерами", чтобы просуществовать вместе долго", считает Наталья Березовская, СЕО и управляющий партнер украинской компании Detonate Ventures, председатель правления сообщества бизнес-ангелов Uangel. По мнению Натальи, стартапы нельзя делить на мужские и женские, а вдохновение лучше всего искать в самом себе. Подробнее читайте в нашем интервью.

UBR.ua: Наталья, как Вы считаете, что такое "стартап по-женски"?

-  Как и многие предыдущие героини этой рубрики, я отказываюсь особо выделять "женскую" тему в предпринимательстве.  Способствовать человеку по гендерному принципу – такая же дискриминация, как и отказывать ему на этом основании. Я бы поняла, если бы мы вели этот разговор в странах, где женщинам исторически было отказано в равных правах с мужчинами, и им действительно нужно помогать менять свое мировоззрение. Но мы-то с вами выросли в обществе, где женщина объективно не была лишена возможностей ни получать образование, ни строить карьеру, если она сама этого хотела. А чаще всего, в советских семьях женщина трудилась даже больше, чем мужчина, потому что кроме работы занималась всем домашним хозяйством, воспитывала детей и т.п. 

Это я все к чему? Наши женщины и привыкли трудиться, и умеют это делать, и с развитием возможностей для предпринимательства, активно ими пользовались. Только это чаще делают те женщины, которые в силу своих личностных качеств, стремятся к самореализации, познанию нового, созиданию, активной жизненной позиции. Некоторым нравится "работать женой", и это их право, если так они чувствуют себя счастливыми. А в стартап приходят обычно дерзкие, амбициозные в хорошем смысле, любознательные особы, которые не просто готовы много работать, а работать в условиях со многими неизвестными. Это вам не в теплой корпорации сидеть, с расписанным карьерным ростом на десять лет вперед. Тут стрессов побольше, чем кто и как о твоем платье пошептался в корпоративной столовой за обедом. Хотя, чисто женских стартапов я вообще ни одного не видела, мужчины в любой команде всегда на пользу.

- Насколько часто представительницы прекрасного пола сегодня решаются на открытие и создание своих бизнес проектов? Что, на Ваш взгляд, может послужить катализатором и стоп-фактором в этом вопросе?

-  Я не была еще ни на одном отраслевом мероприятии, где среди его организаторов, участников, членов жюри или еще кого угодно не было бы женщин. Посмотрите на наш клуб частных инвесторов Uangel, который, по сути, тоже стартап.  Я, его председатель правления, - женщина. Регина Махотина, исполнительный директор – женщина. Эвелин Бучацкий, один из вдохновителей и организаторов, - женщина. Со-основатель, Виктория Тигипко, - женщина… Прошлым летом на пресс-конференцию по случаю запуска клуба приезжал представитель European Business Angels Network. Так он даже слегка растерялся, решив, что в Украине женщины доминируют в отрасли венчурного инвестирования. Нас, конечно, пропорционально меньше, но особых преград для женщин никаких нет. Вот, например, я была недавно в жюри конкурса IHUB Ring – из десяти проектов, которые питчились, два представляли их СЕО девушки. Обе блондинки, кстати, отлично выглядели и очень бойко презентовали свои проекты. Так что, очевидно, катализатором заниматься бизнесом уж точно не является какая-то "женская" невостребованность. Наоборот, стимулом становится понимание женщины, что она может получить от жизни все – и радости личной жизни, и бизнес-успехи, так почему нужно отказываться от какой-то из частей, если интересны обе?

А стоп-фактор, я думаю, это в первую очередь такая подсознательная лень, когда ты понимаешь, что под рукой есть план В, в виде родителей, которые будут помогать, или мужчины, который будет тебя обеспечивать. У большинства мужчин в этом смысле просто больше стимулов, потому что их чаще видят в роли добытчиков.

- Какие идеи девушки выбирают для своих проектов чаще всего? Это сугубо "женские" тематики или встречаются необычные варианты?

-  В технологичном предпринимательстве я вообще очень редко видела, чтобы женщины занимались сугубо женскими темами. Вот, например, украинский стартап Forcemove.com создает совсем не женскую вещь – носимое устройство, распознающее жесты. Сложный технологичный продукт с большим количеством областей его применения. Руководит "мужской" командой математик Лиза Воронкова, основатель проекта. А совсем недавно у нас на закрытом мероприятии для членов Uangel презентовался проект UCat, такой электронный каталог-посредник между торговыми сетями и их поставщиками. Его основательница, Никяра Пурмамбетова, сама проработала много лет в крупной компании, где и заметила  не совсем "женскую" проблему, которую сейчас решает своим продуктом. Когда такие проекты презентуются перед инвесторами, никто не воспринимает их менее серьезно, потому что руководит ими женщина. Тут credibility явно не в половой принадлежности.

- Где бы Вы посоветовали черпать идеи для будущих проектов? Из личного потребительского опыта, на конференциях?

-  Предпринимательское вдохновение – одинаково сложная задача как для мужчин, так и для женщин. Но тут я бы посоветовала, как ни странно, черпать идеи, в первую очередь, в себе. То есть, в буквальном смысле, досконально разобраться в том, какие свои навыки хотелось бы развивать, какие области для деятельности больше всего привлекают, что лучше всего получается и т.п. Все же помнят поговорку, что нужно заниматься любимым делом, и тогда ни дня не придется "работать". А в стартапе это особенно явно ощущается – ты живешь им 24 часа в сутки, ты не можешь выключить голову и не думать о нем. Бизнес – это как брак, вы должны "сойтись характерами", чтобы просуществовать вместе долго. Поэтому любой проект с претензией на "дело своей жизни" нужно задумывать с учетом особенностей своей личности.

Читайте также