Что изменилось в законодательстве Украины в 2022 году и как это повлияет на бизнес

Что изменилось в законодательстве Украины в 2022 году и как это повлияет на бизнес

Татьяна Бережная и Алина Ратушная, советник и юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры" о законодательных изменениях в Украине, вступающих в силу в 2022 году

2021 год был богат изменениями в законодательстве, которые повлияют на людей и бизнес в 2022 году: налоговая амнистия, Дія Сity, РРО для ФЛП, закон об олигархах, так называемый ресурсный законопроект 5600.

Наиболее комплексным и всеобъемлющим налоговым законом стал Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», более известный как законопроект 5600 (Закон 1914). Закон 1914 входит в так называемый антиолигархический пакет, однако влияет на всех

Этот акт стал также одним из самых дискуссионных в прошлом году — 7 альтернативных законопроектов, более 11 тыс. правок, предоставленных до первого чтения, обещанное пополнение бюджета на 20 миллиардов гривен и три попытки принятия закона, и наконец — подписание президентом 18 декабря 2021 года и вступление в силу 1 января 2022 года.

Итак, что изменилось в законодательстве Украины и как это повлияет на бизнес?

1. «Необоснованные» запросы налоговых органов бизнесу

Согласно изменениям, внесенным Законом 1914, налоговые органы имеют возможность направлять налогоплательщикам «необоснованные» запросы о получении информации и документов. В предыдущей редакции Налоговый кодекс предусматривал право налоговых органов обращаться к налогоплательщику с запросом, если налоговые органы выявили факты, свидетельствующие о нарушении таким плательщиком законодательства. Вместо этого, Закон 1914 заменил в этой норме «свидетельствуют» на «могут свидетельствовать», и таким образом позволил налоговикам направлять налогоплательщикам запросы, базирующиеся на догадках, а не на конкретных показаниях налоговиков о нарушении.

Непредоставление налогоплательщиком ответа на запрос налоговиков в течение 15 рабочих дней после его получения влечет назначение внеплановой документальной проверки такого плательщика. С другой стороны, если налогоплательщик получил от налогового органа запрос о предоставлении информации и ее документальном подтверждении, которые уже предоставлялись им на основании предыдущих запросов, такой налогоплательщик не должен повторно подавать запрашиваемые сведения в налоговый орган. Достаточно сообщить налоговикам о дате и номере письма, которым запрашиваемая информация и документы уже предоставлялись.

2. Налоговая информация о других налогоплательщиках станет доступной

Теперь налогоплательщики имеют возможность с помощью Электронного кабинета плательщика получать налоговую информацию о других налогоплательщиках. Например, информацию о налогоплательщиках, содержащуюся в базах налоговых органов, сведения о деятельности налогоплательщиков (объем изготовления и реализации товаров и услуг, количество работников, информация о контрагентах и т. п.), информацию о проверках налогоплательщиков, сведения о суммах начисленных и уплаченных налогов, информацию о наличии налогового долга налогоплательщика и т. д.

Для этого нужно получить согласие того налогоплательщика, информацию о котором запрашивают. Это нововведение позволит налогоплательщику предварительно проверять своих будущих контрагентов и знать их налоговую историю. Такой запрос по налоговой информации сможет демонстрировать то, что налогоплательщик заблаговременно проявил достойную осмотрительность перед взаимодействием с контрагентом. Эта возможность будет доступна уже с 1 июля 2022 года.

3. Аудио-, фото- и видеозапись налоговой проверки

Как налогоплательщики, так и налоговые органы будут вправе открыто применять технические приборы для фотосъемки и звукозаписи при проведении проверок. Однако следует учитывать, что в дальнейшем такая мультимедийная информация может быть использована контролирующими органами при принятии решения по результатам проверки.

Это право позволит налогоплательщикам в дальнейшем использовать записи налоговых проверок для анализа правомерности поведения налоговиков при проведении проверки и фиксации нарушений, которые можно использовать при обжаловании результатов проверки.

4. Ограничения для руководителей налогоплательщиков с налоговым долгом

Закон 1914 предоставляет налоговым органам право обращаться в суд для установления временного ограничения в праве выезда руководителей юридических лиц или постоянных представительств — должников за пределы Украины в случае неуплаты денежных обязательств, что привело к возникновению у такого юридического лица налогового долга. Закон 1914 определяет следующие условия обращения налогового органа в суд:

  • неуплата суммы налогового долга в течение 240 календарных дней со дня вручения налогоплательщику налогового требования;
  • сумма налогового долга превышает 1 миллион гривен;
  • отсутствие обязательства государства по возврату налогоплательщику ошибочно и/или чрезмерно уплаченных им денежных
  • обязательств, бюджетного возмещения НДС, равного или превышающего сумму налогового долга такого налогоплательщика.

Возможно ли обжаловать решение суда об установлении запрета на выезд руководителя налогоплательщика — должника за границу? Да, путем подачи апелляционной жалобы на решение суда в течение 20 дней со дня провозглашения такого решения.

В свою очередь, такой запрет отменяется в следующих случаях:

  • погашение налогоплательщиком долга;
  • смена руководителя налогоплательщика-должника;
  • начало судебной процедуры по делам о банкротстве налогоплательщика-должника.

5. Сокращение сроков для формирования налогового кредита

Отныне суммы налога на добавленную стоимость могут быть включены налогоплательщиком в налоговый кредит в течение 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной или расчета корректировки. Хотя в предыдущей редакции Налогового кодекса этот срок был втрое длиннее — 1095 дней.

6. Ограничение права на уменьшение финансового результата до налогообложения

Теперь крупные налогоплательщики могут уменьшать финансовый результат до налогообложения не более чем на 50% непогашенной суммы отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет. До принятия Закона 1914 налоговое законодательство не предусматривало таких ограничений.

7. Третья продажа недвижимости — большая ставка, но на разницу

Закон 1914 также внес коррективы в ставки налога на доходы физических лиц от продажи недвижимости. В частности, согласно новым нормам доход от продаж третьего и последующих объектов недвижимости в течение отчетного года будет облагаться налогом по ставке не 5%, а 18%.

Однако такой доход может быть уменьшен на документально подтвержденные расходы на приобретение недвижимости. При этом такими расходами, в том числе, считается стоимость объекта недвижимости, задекларированная в порядке одноразового добровольного декларирования.

В то же время такая льгота не будет применяться к доходу от продажи первого и второго объектов недвижимости. Если же налогоплательщик получил доход от продажи третьего и последующих объектов недвижимости, полученных им по наследству, то такой доход будет облагаться налогом по ставке 5%.

8. Налоговая амнистия и продажа движимого имущества

Ставки обложения дохода от продажи движимого имущества, в отличие от недвижимого имущества, остаются неизменными. В свою очередь, Закон 1914 предоставляет налогоплательщикам возможность уменьшить доход, полученный от продажи третьего и последующих объектов движимого имущества. А именно, налогоплательщики смогут уменьшить облагаемый налогом доход, полученный, например, от продажи автомобиля, на стоимость такого имущества, задекларированную в порядке единовременного добровольного декларирования.

9. Лица, которые не могут участвовать в налоговой амнистии

С 1 сентября 2021 г. началось одноразовое добровольное декларирование, однако не для всех. Несмотря на то, что по состоянию на дату подписания Закона 1914 налоговая амнистия действовала уже несколько месяцев, законодатель решил, что декларантами не могут быть лица, которые за любой период, начиная с 1 января 2010 года, выполняют или выполняли в Украине публичные функции, определенные законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём.

До подписания Закона 1914 подобное ограничение существовало, однако в другой редакции. В частности, декларантами не могли быть лица, которые за любой год, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством.

10. Повышение ставки налога за выбросы СО2

В предыдущей редакции Налоговый кодекс предусматривал не слишком высокую ставку налога за выбросы СО2 — она составляла 10 гривен за тонну выбросов. Новый закон не только повысил сумму ставки до 30 гривен за тонну, но и предусмотрел, что не менее 70% уплаченного налога будет направляться на мероприятия декарбонизации в определенных отраслях.

Читайте также