Кризис – отличный момент для приобретения или инвестиций в бизнес. В этот период можно наиболее удачно зайти в проект. Поэтому сейчас самое время наращивать стоимость бизнеса.
Какие компании покупают в кризис
Мировой карантин негативно повлиял на экономику, а некоторые отрасли, такие как туризм, авиационная индустрия, гостинично-ресторанный бизнес, поставил на грань выживания.
По данным ресурса Pitchbook, количество мировых M&A сделок за март-апрель 2020 года сократилось более чем в два раза – с 13544 до 6708 – по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В условиях тотальной неопределенности из-за COVID-19 многие компании не спешат инвестировать в новые направления бизнеса или покупать конкурентов, ограничиваясь решением текущих операционных проблем и наблюдая за развитием ситуации. Это хорошо видно на примере публичных компаний, которые все чаще заявляют о временной приостановке своих M&A планов на ближайшее будущее.
Тем не менее, M&A сделки продолжаются, хотя и связаны в большинстве своем с компаниями, на развитие которых карантин повлиял позитивно. К таким относятся различные фармацевтические компании и сектор частной медицины, e-commerce проекты и IT-компании, предоставляющие облачные и онлайн услуги, логистика и инфраструктура.
За счет их покупки инвесторы пытаются решать существующие проблемы или способствовать своему дальнейшему развитию. Например, совсем недавно компания Zoom, чьими услугами видеоконференций в период карантина начали пользоваться тысячи украинский компаний, приобрела стартап Keybase, специализирующийся на зашифрованных сообщениях и обмене файлами, для повышения безопасности своего продукта.
Украинский бизнес дешевеет
Что касается секторов, то отдельно для Украины стоит выделить аграрный сектор, который пока себя чувствует лучше других на фоне текущей ситуации. Несмотря на все обстоятельства, на рынке периодически объявляют о сделках по продаже сельскохозяйственных земель, элеваторов и т.д.
Вместе с тем экономический кризис спровоцировал снижение средних показателей оценки компаний. Анализ публичных сервисных IT-компаний показал, что их оценка в среднем упала на 30%, по сравнению с докризисными месяцами.
Реальный сектор экономики не стал исключением. Опытные инвесторы понимают, что кризис – отличный момент для приобретения или инвестиций в бизнес, поскольку можно удачно зайти в проект. Поэтому не стоит витать в облаках при оценке вашего бизнеса – подойдите к этому вопросу очень критично и начните предпринимать шаги для максимизации его стоимости, если хотите привлечь инвестора по более высокой оценке, чем ваши конкуренты.
Что нужно сделать уже сейчас, чтобы привлечь инвестора
1) В первую очередь нужно помнить, что карантин – это явление временное. После окончания ограничительных мер будет наблюдаться отложенный спрос на активы у тех инвесторов, которые пока предпочитают сидеть на деньгах. Поэтому сделки в этом году точно будут. Для предпринимателя, который планирует продавать свой бизнес или привлекать инвестора под свой проект, важно понимать, что крупные сделки быстро не заключаются. Окно для их закрытия наступит ближе к концу года, а сейчас самое правильное время для грамотной подготовки компании к привлечению инвестора и поиска партнера.
2) Стоит определиться, какой тип инвестора подходит для вашего кейса. Это может быть стратегический или финансовый партнер – у каждого будут свои преимущества и недостатки.
Стратегический партнер активно вовлекается в бизнес и строит его «на века», но зачастую хочет приобрести контрольный пакет. Финансовый инвестор, наоборот, готов выкупать миноритарную долю, но исповедует стратегию выхода из проекта через 5-7 лет для обеспечения своей доходности. Это мотивирует его помогать в качественном развитии компании: усиливать ее финансовую функцию, усиливать кадровый состав, развивать ее корпоративную культуру, что в конечном итоге приводит к увеличению ее стоимости.
Важно также понимать, что в кризисный период, из-за недоступности дешевых кредитов, финансовый партнер может быть наиболее актуален для бизнесменов, которые хотят активно инвестировать в свой бизнес, задумываются о его капитализации и, при этом, не хотят терять контроль над предприятием.
3) Сформулируйте прозрачную и понятную для инвестора стратегию развития вашего бизнеса. Это может быть ориентация на экспорт или фокус на импортозамещение, которое в условиях кризиса и падения доходов населения будет актуальна. И чем раньше вы начнете эту стратегию воплощать в жизнь, тем лучше будет результат. Не забывайте и про точку выхода из вашего бизнеса, что особенно будет актуально для финансового инвестора. Даже если вы не планируете серьезных инвестиционных проектов в 2020 году, грамотная подготовка стратегии поможет в привлечении инвестора и увеличении стоимости вашего бизнеса.
4) Продумайте каждый элемент вашей бизнес-модели. Сегодня царит «рынок покупателя», когда инвестор обладает большей переговорной силой по сравнению с продавцом. В такой ситуации на привлечение средств могут рассчитывать компании, которые смогли продемонстрировать стабильные результаты своей работы. А способность бизнеса к росту прибыли и его устойчивость станет основным преимуществом перед другими игроками на рынке. Все это выгодно выделяет сильные команды на фоне кризиса.
5) Добейтесь 100% финансовой прозрачности бизнеса и, по возможности, проведите независимый аудит. Это позволит вам продемонстрировать инвестору реальную стоимость компании и даст дополнительные аргументы для успешных переговоров. Кроме того, такая транспарентность всегда подкупает инвестора, ведь сделки делают не корпорации, а люди. Подумайте сами, с кем бы вы хотели заключать сделку – с надежными и открытыми партнерами, которые играют по правилам, обладают прозрачной юридической и организационной структурой или с собственниками, у которых невозможно до конца отследить все денежные потоки.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на кризис, снизившуюся оценку компаний и инвестиционную стагнацию, количество действительно интересных активов на украинском рынке ограничено. Помните об этом и выстраивайте отношения с инвестором правильно.
Источник: minfin