Инвестиционный потенциал Южной Украины: пришло ли время инвестировать?

Инвестиционный потенциал Южной Украины: пришло ли время инвестировать?

Екатерина Морозова, менеджер южно-украинского офиса Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) об инвестиционном климате южных регионов Украины

Инвестиции способны говорить. О чем они рассказывают в Украине? Прежде всего о том, что кризис миновал.

По экспертным оценкам первых лиц компаний-членов ЕBA индекс инвестиционной привлекательности Украины достиг 3,15 баллов - то есть вышел из отрицательной плоскости.

Среди других территорий юг Украины является довольно интересным местом для ведения бизнеса. Он занимает 18,8% площади Украины, на которой проживает 14,4% доли от всего населения страны. Даже после аннексии Крыма, Одесская, Николаевская и Херсонская области остаются форпостом страны на Причерноморье.

Находясь на перекрестке важных транспортных путей, области имеют стратегически выгодное географическое расположение, что особенно важно для развития торгово-экономического сотрудничества со странами Европы, Азии и Африки. В частности, речной путь по Дунаю является кратчайшим выходом к Черному морю из Германии, Австрии, Словакии, Венгрии. Днестр соединяет области с Молдовой, а Черное море - через Босфор со Средиземным морем.

Соответственно, главной отраслью экономики региона является транспорт. Также развита торговля, операции с недвижимым имуществом и деловые услуги, а также перерабатывающая промышленность, основными отраслями которой являются пищевая и химическая.

Несмотря на ряд положительных жестких и мягких факторов инвестирования, слабыми сторонами Южного региона и Украины в целом, прежде всего остаются недостаточное развитие транспортного комплекса в приморском регионе. А также несовершенное правовое регулирование относительно базовых отраслей морского комплекса, упадок рыбного хозяйства, недостаточная реализация перспектив рекреационно-туристического комплекса и неблагоприятная таможенно-тарифная политика. Последняя влечет за собой проигрыш в конкурентной борьбе по привлечению международных грузопотоков.

Развитие транспортно-логистического потенциала приморских областей должно включать изменения в нескольких направлениях. В частности, реконструкция и развитие портовой инфраструктуры, специальный правовой режим функционирования портов и припортовых территорий, специальная тарифная политика для логистических цепей, развитие логистических центров в припортовых территориях.

Туризм - еще одно перспективное направление развития области. Если город Одесса ежегодно принимает достаточно большое количество туристов каждый год, то другие территории области пока не используют свой туристический потенциал, несмотря на широкие возможности для развития туризма. Развитие соответствующей инфраструктуры, восстановление рекреационного комплекса, широкое информирование туристов, разработка новых туристических маршрутов - все это может вывести юг Украины в один уровень со всемирноизвестными курортами.

Перспективная реиндустриализация и модернизация производственных мощностей создает дополнительные ниши для развития промышленного потенциала данного региона:

- Судостроение становится возможным, как следствие переплетения ряда факторов. Во-первых, появление военной угрозы с моря обусловливает необходимость развития морского военного флота. Во-вторых, перспективное развитие морской отрасли порождает необходимость восстановления рыболовного и транспортного морских флотов. В-третьих, формирование производственно-транспортных «хабов» и развитие АПК и рекреационной инфраструктуры, требует производства кораблей класса «река-море». А также балкерных и пассажирских судов, возможно на мощностях в г. Николаев.

- Машиностроение. Потребность в восстановлении тяжелой военной техники, а также развитие сферы АПК и морских портов открывает перспективы для развития предприятий, включенных в структуру Укроборонпрома. А также для локализации комплектования и ремонта различных машин для АПК. Кроме того, развитие портовой и логистической инфраструктуры откроет возможности для налаживания производства различных машин, используемых при обработке товаров на производственных мощностях г. Николаев, Одесса, Херсон и Мариуполь.

- Развитие АПК открывает возможности для локализации производства оборудования растениеводства и животноводства, упаковочных материалов для готовой продукции. Производственные мощности могут быть размещены в Николаевской, Херсонской, Одесской областях.

- Транспортная, рекреационная, производственная и АПК-инфраструктура создает условия для развития сферы строительных материалов. Производственные мощности могут быть размещены в Николаевской, Одесской областях, где эта сфера уже получила развитие.

- Рекреационный комплекс требует решений для развития локальных электростанций на альтернативных видах топлива. Таким образом создавая рынок для производства электроэнергетического оборудования. Налаживание производства возможно в г. Николаев и г. Херсон.

Несмотря на высокое место региона в рейтинге инвестиционной привлекательности, целесообразным также может быть активизация усилий по привлечению инвесторов к экономике региона в целом, а не только к отдельным отраслям. Маркетинговые мероприятия можно совместить с мерами по активизации трансграничного сотрудничества и мерами по повышению культуры обслуживания предпринимателей.

Усиление защиты прав собственности через оперативное реагирование в случаях сомнительной передачи имущественных прав будет способствовать тому, чтобы инвесторы оставались и чувствовали себя более уверенно, были заинтересованы во вложении «длинных» денег в регионе.

В конце стоит отметить, что деньги - это инструмент создания необходимого. Они должны работать и иметь отдачу. А гривна – быть сочтена. Если капитал вкладывают по такому принципу, объем инвестиций по каждому, что каждая гривна, вложенная сегодня, увеличит ВВП и занятость региона завтра. И чем больше объем инвестиций, тем больше надежды на то, что завтра жить будет лучше и легче.

Источник: Новое Время

Читайте также