Автомобильный рынок Украины 2018 / 2019

Автомобильный рынок Украины 2018 / 2019

Аналитика продаж новых автомобилей и б/у авто в Украине: "Автомобильный рынок Украины / Рынок автомобилей Украины в 2018 - 2019 гг."

Согласно данным AUTO-Consulting, за счет усилий всех автомобильных операторов за 2018 год в Украине удалось реализовать 78387 новых легковых автомобилей через автосалоны. Это лишь немногим меньше (-2,35%), чем за 2017 год, когда было реализовано 80271 авто.

Место Украины на европейском рынке авто продаж в 2018 году

Украинский авторынок по итогам 2018 года оказался на 23-м месте в Европе. По объемам продаж новых автомобилей Украина оказалась соизмерима со Словенией, и уступает Словакии, Греции, Финляндии и Ирландии, где число жителей в разы отличается от нашей страны.

Всего в ЕС реализовали за 2018 год 15,2 миллиона новых автомобилей, что лишь на 0,1% больше, чем в 2017 года. С учетом Украины, Белоруссии, России и других стран, не входящих в ЕС, европейский рынок составил 17,5 млн. новых автомобилей, что на 1,2% больше, чем годом ранее. Рост продаж наблюдался в России (+12,8% реализовано 1,8 млн. авто), в Белоруссии авторынок достиг показателя 52,8 тыс. новых авто с ростом +54,2%.

Существенно вырос рынок Польши (+9,4% и 532 тыс. авто), Венгрии (+17,5% продано 136,5 тыс. авто), Румынии (+23% продано 130,9 тыс. авто), Литвы (+25,4% продано 32,4 тыс. авто). Притом значительные показатели роста в этих странах наблюдаются уже не первый год.

Market 2018 2017 % Chg 18/17 Pos. 2018 Pos. 2017 Pos. Chg 18/17
GERMANY 3435778 3441262 -0,2 1 1 0
UNITED KINGDOM 2367147 2540617 -6,8 2 2 0
FRANCE 2173481 2110748 +3,0 3 3 0
ITALY 1910025 1971345 -3,1 4 4 0
RUSSIA 1800591 1595737 +12,8 5 5 0
SPAIN 1321438 1234932 +7,0 6 6 0
BELGIUM 549632 546558 +0,6 7 7 0
POLAND 531889 486352 +9,4 8 8 0
NETHERLANDS 443812 414306 +7,1 9 9 0
SWEDEN 353729 379393 -6,8 10 10 0
AUSTRIA 341068 353320 -3,5 11 11 0
SWITZERLAND 299716 314028 +4,6 12 12 0
CZECH REPUBLIC 261437 271595 -3,7 13 13 0
PORTUGAL 228290 222129 +2,8 14 14 0
DENMARK 218565 221838 -1,5 15 15 0
NORWAY 147929 158650 -6,8 16 16 0
HUNGARY 136594 116265 +17,5 17 19 2
ROMANIA 130919 106387 +23,1 18 20 2
IRELAND 125557 131332 +4,4 19 17 -2
FINLAND 120499 118587 +1,6 20 18 -2
GREECE 103431 88083 +17,4 21 22 1
SLOVAKIA 98080 96085 +2,1 22 21 -1
UKRAINE 78386 80271 -2,3 23 23 0
SLOVENIA 72835 70892 +2,7 24 24 0
CROATIA 59856 50412 +18,7 25 26 1
BELARUS 52835 34255 +54,2 26 27 1
LUXEMBOURG 52811 52775 +0,1 27 25 -2
BULGARIA 34332 31244 +9,9 28 28 0
LITHUANIA 32447 25867 +25,4 29 29 0
ESTONIA 25387 24494 +3,6 30 30 0
ICELAND 17967 21287 -15,6 31 31 0
LATVIA 16879 16692 +1,1 32 32 0
CYPRUS 12956 13080 -0,9 33 33 0
TOTAL EUROPE 17556298 17340818 +1,2      

Украина оказалась единственным рынком в Центральной и Восточной Европе, где был зафиксирован спад продаж новых автомобилей. Учитывая значительные объемы импорта подержанных автомобилей европейской регистрации из соседних стран, удивительно, как украинскому первичному рынку еще удалось устоять и сохранить свои позиции на европейской арене.

Следует напомнить, что в 2008 году Украина занимала 7-е место в Европе по объемам продаж с показателем 623 тыс. новых автомобилей, Сейчас ее место занимает Бельгия, где в 2018 году реализовано 549 тыс. авто. И к бывшим позициям Украины упорно поднимается Польша. В 2018 году Польша была уже 8-м рынком в Европе с показателем 531 тыс. авто.

В Западной Европе в 2018 году наблюдались разнонаправленные тенденции. В первые семь месяцев 2018 года автомобильный рынок ЕС показывал рост, но после введения более жестких экологических правил, уже в сентябре обвалился на 23,5% и в последующие четыре месяца продолжал стабильно падать.

На ключевых европейских рынках также зафиксированы разнонаправленные тренды: Испания (+7,0%) и Франция (+3,0%) растут, продажи немного снижаются в Германии (-0,2%), а также в Италии (-3,1%) и Великобритании (-6,8%).

Самой популярной маркой в ЕС традиционно остается Volkswagen, продажи которого выросли на 2,7% до 1,752 миллионов автомобилей, а на втором месте расположилась французская Renault c падением в 3,9% до 1,106 миллиона единиц.

Замыкают пятерку лидеров Ford (2,4% падения до 994 тысяч единиц), Peugeot (5% роста до 971 тысячи единиц) и Opel, который стал рекордсменом года с сумасшедшим ростом в 156,2% до 884 тысяч единиц.

Авторынок Украины - продажа автосалонов - Ровно - Автопарк

Особенности и тенденции развития авторынка Украины в 2018 году

Но если вспомнить, какое давление на официальный авторынок было на протяжении всего 2018 года, то  результат в 78387 проданных авто выглядит довольно неплохо.

Особо сложной была концовка 2018 года, когда начал формироваться большой отложенный спрос из-за новых ставок акцизов. В итоге, в декабре реализация новых авто в автосалонах сократилась на 26,42%, а общий объем был даже ниже, чем в ноябре. Такой «слабый» декабрь на рынке новых авто наблюдается впервые за многие годы. Не было и традиционного ажиотажа в автосалонах перед Новым Годом. Но целый ряд брендов сумел воспользоваться временным затишьем и в декабре улучшил свои результаты.

По итогам 2018 года лидером рынка новых легковых автомобилей вновь стала Toyota, заняв 12,3%. Притом, Toyota смогла улучшить прошлогодний результат. Стабильно сохранили свои места и Renault, Volkswagen, Skoda – все эти бренды преодолели рубеж в 5 тыс. авто. Но в 2018 году к «пятитысячникам» добавился и Nissan. Дилеры японской марки, в условиях, довольно скромного модельного ряда смогли прибавить в продажах сразу на 22%.

С близкими результатами финишировали Hyundai и Kia. И удивительно, что Hyundai вырос за 2018 год почти на столько же авто, сколько недосчитались в Kia. Еще один тренд 2018 года – это прорыв Audi в Топ-10. Немецкий бренд обозначил свои претензии на лидерство еще в 2017-м, когда финишировал на грани «десятки», а за 2018 год сумел обосноваться на 9-м месте.

Жесткая конкуренция в премиум-сегменте за прошедший год лишь усилилась. К тому же, о своих амбициях в борьбе за состоятельных клиентов обозначились и Land Rover, и Volvo.

2018 год стал полностью провальным для бюджетных брендов. Выдерживать конкуренцию с рынком подержанных авто и «еврономеров» многим оказалось не под силу. В итоге, по разным причинам, но катастрофически упали продажи и Ravon, и ЗАЗ, а реализация китайских автомобилей свелась к нескольким сотням. Но из каждого правила, как известно, есть исключение. Так, наоборот, очень неплохо пошли продажи новых моделей Chery. Рост в 91,6% и возврат в число объемообразующих марок – главный итог 2018 года для Chery.

Увы, но 2018 год запомнился и окончательным уходом с украинского рынка, как минимум, двух брендов. А дилерские сети переформатировались и трансформировались. Но главное, что в 2018 году украинскому рынку новых автомобилей удалось устоять и почти сохранить объемы продаж. Какими они были, смотрите в нашей таблице.

Продажи новых автомобилей в Украине в 2017-2018 гг. по брендам

18 17 Chg +- Марка авто
2018 год % 2017 год % 18 /17 %
1 1 0 TOYOTA 9631 12,29% 9515 11,85% 1,22%
2 2 0 RENAULT 8691 11,09% 8652 10,78% 0,45%
3 3 0 VOLKSWAGEN 6185 7,89% 6082 7,58% 1,69%
4 4 0 SKODA 5393 6,88% 5639 7,02% -4,36%
5 7 2 NISSAN 5190 6,62% 4250 5,29% 22,12%
6 6 0 HYUNDAI 4877 6,22% 4282 5,33% 13,90%
7 5 -2 KIA 4811 6,14% 5310 6,62% -9,40%
8 9 1 MAZDA 3033 3,87% 2702 3,37% 12,25%
9 11 2 AUDI 2790 3,56% 2690 3,35% 3,72%
10 13 3 SUZUKI 2618 3,34% 2495 3,11% 4,93%
11 8 -3 FORD 2577 3,29% 3333 4,15% -22,68%
12 12 0 MERCEDES-BENZ 2401 3,06% 2658 3,31% -9,67%
13 16 3 PEUGEOT 2190 2,79% 1888 2,35% 16,00%
14 15 1 MITSUBISHI 2129 2,72% 2051 2,56% 3,80%
15 10 -5 BMW 1980 2,53% 2691 3,35% -26,42%
16 18 2 LEXUS 1472 1,88% 1304 1,62% 12,88%
17 19 2 CITROEN 1366 1,74% 1189 1,48% 14,89%
18 14 -4 RAVON 1296 1,65% 2366 2,95% -45,22%
19 27 8 CHERY 1209 1,54% 631 0,79% 91,60%
20 26 6 FIAT 900 1,15% 698 0,87% 28,94%
      Другие 7648 9,76% 9845 12,26% -22,32%
      Всего 78387 100,00% 80271 100,00% -2,35%

Новый рекорд: рынок б/у автомобилей  в Украине в 3 раза превысил продажи новых авто

В декабре 2018 года украинцы импортировали рекордное количество б/у легковых автомобилей, - почти 22 тыс. б/у авто. Такого количества импортных б/у авто не завозили в Украину ни в один месяц этого тысячелетия!

Можно выделить сразу две причины такого беспрецедентного результата: окончание действия льготного закона по растаможке б/у автомобилей (действовал до 31.12.2018 г.), под который заблаговременно планировались поставки и везлись большие партии машин со стоков и аукционов, а также начало действия с 26 ноября 2018 г. нового закона, который легализирует в Украине «евробляхи».

За счет этих двух факторов декабрьский результат в б-у сегменте (21833 авто) в 3,2 раза превысил результаты декабря прошлого года и на 84% ноябрьские поставки. Отметим, что импорт б/у автомобилей более чем в три раза превысил показатели рынка новых авто (6,5 тыс. новый легковых автомобилей было продано в декабре).

Большинство автомобилей, которые завозились в нашу страницу, - это машины из Европы и Америки. Лидером по поставкам стали автомобили Volkswagen – более 4 тыс. шт. – практически каждая пятая ввезенная в страну б/у легковое авто. Далее с большим отставанием идут Opel 8,4%, Audi 7,7%, Renault 7,6% и BMW 6,7%. Больше тысячи автомобилей за один месяц пришлось еще на Ford, Skoda и Mercedes-Benz. Также в ТОП-10 вошли Nissan и Toyota. 

Самой популярной у украинцев моделью в декабре стал Volkswagen Passat – более 2 тыс. автомобилей. Далее в рейтинге идут Skoda Octavia (915 шт.), Volkswagen Golf (838), Audi A6 (759) и Opel Zafira (663). Также в ТОП-10 вошли Renault Megane, Audi A4, Opel Astra, Ford Focus и Renault Scenic.

Около 60% завезенных в Украину б/у легковых авто старше 8 лет. Это так называемые «евробляхи», которые начали легализировать. Их за месяц растаможили более 13 тыс. штук. А вот поставки автомобилей возрастом до 6 лет составили более 6 тыс. шт., что соизмеримо с новым рынком.

Неоднозначный прогноз развития авторынка Украины на 2019 год

  • Продажи авто в январе 2019 года

В январе 2019 года украинский авторынок просел на 20% по сравнению с январем 2018 года, усилиями всех авто операторов удалось реализовать лишь 5,3 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 20% меньше, чем годом ранее. Таким образом, спад первичного авторынка, который начался еще в декабре 2018 года, продолжился и в январе 2019.

Однако, на фоне спада обострилась конкурентная борьба за исчезающих клиентов. Так, значительно нарастить продажи (+37,5%) в январе смогли дилеры Renault. Это позволило им опередить конкурентов из Toyota. Самый продаваемый автомобиль января – Renault Duster. На втором месте – Renault Logan.

Улучшили свои позиции, по сравнению с прошлогодним январем и Nissan, Kia, Hyundai, Mitsubishi, а вот Skoda, Volkswagen, Mazda немного уступили конкурентам.

Ситуация в премиум-сегменте напоминает начало прошлого года. Audi стала №1 и даже вошла в Топ-10 всего авторынка, активно наращивали продажи и BMW, и Mercedes-Benz. Оба этих бренда закончили январь с двузначными показателями роста.

Почти в 2 раза лучше начали продаваться китайские Chery, а вот остальным китайским брендам в январе повезло намного меньше.

Январь 2019 года – стал первым месяцем, когда не было реализовано ни одного нового автомобиля ЗАЗ.

Напомним,в 2018-2019 гг. украинский рынок покинули Acura, Isuzu (легковые авто), ЗАЗ (легковые авто), SsangYong. Под вопросом будущее еще минимум 2-3 автопроизводителей.

  • Продажи авто в феврале 2019 года

После провального начала 2019 года, в феврале рынок новых авто Украины восстановился до уровня 2018 года.

За февраль удалось реализовать 5,8 тыс. новых автомобилей, что лишь на 0,34% меньше, чем годом ранее. Но надо понимать, что этот результат дилеры продемонстрировали под огромным натиском бу импорта, который в феврале поставил очередной рекорд.

Такое начало 2019 года вселяет оптимизм и дает основание полагать, что рынок новых авто к началу весеннего бизнес-сезона подошел с неплохим запасом прочности. В феврале была и захватывающая борьба среди Топ-10 автомибльных брендов. Лидерство на рынке легковых автомобилей прочно удерживает Renault, хотя Toyota стремительно догоняет. На третье место вышли автомобили Kia, увеличив реализацию на 54%. Ключевым успехом стало возвращение в стан лидера Kia Sportage, которому удалось опередить Renault Duster.

Активно наращивает продажи и Hyundai, чья модель Tucson занимает третье место по популярности в феврале.

Еще одной сенсацией февраля стал ситремительный прорыв BMW в Топ-10. Баварцы теперь не только №1 в премиальном сегменте, но и дали понять конкурентам, что обновление модельного ряда BMW было очень удачным.

В шаге от Топ-10 в феврале было и Peugeot. Французский бренд в этом сезоне анонсировал очень много новинок и его амбиции явно больше, чем результат февраля. Хотя и в феврале рост продаж уже составил +53%.

Планомерно восстанавливает былое влияние и китайская Chery. В феврале дилеры продемонстрировали, что нынешний модельный ряд Chery востребован в Украине. Как результат – рост продаж на 29% и китайский бренд вплотную подошел к Suzuki.

Вслед за провалом продаж ЗАЗ в январе, который по итогу покинул рынок легковых автомобилей Украины, в феврале дилеры не реализовали ни одного автомобиля Ravon.

Продажи новых автомобилей в Украине в 2018 - 2019 гг. по брендам

Читайте также