Согласно данным AUTO-Consulting, за счет усилий всех автомобильных операторов за 2018 год в Украине удалось реализовать 78387 новых легковых автомобилей через автосалоны. Это лишь немногим меньше (-2,35%), чем за 2017 год, когда было реализовано 80271 авто.
Место Украины на европейском рынке авто продаж в 2018 году
Украинский авторынок по итогам 2018 года оказался на 23-м месте в Европе. По объемам продаж новых автомобилей Украина оказалась соизмерима со Словенией, и уступает Словакии, Греции, Финляндии и Ирландии, где число жителей в разы отличается от нашей страны.
Всего в ЕС реализовали за 2018 год 15,2 миллиона новых автомобилей, что лишь на 0,1% больше, чем в 2017 года. С учетом Украины, Белоруссии, России и других стран, не входящих в ЕС, европейский рынок составил 17,5 млн. новых автомобилей, что на 1,2% больше, чем годом ранее. Рост продаж наблюдался в России (+12,8% реализовано 1,8 млн. авто), в Белоруссии авторынок достиг показателя 52,8 тыс. новых авто с ростом +54,2%.
Существенно вырос рынок Польши (+9,4% и 532 тыс. авто), Венгрии (+17,5% продано 136,5 тыс. авто), Румынии (+23% продано 130,9 тыс. авто), Литвы (+25,4% продано 32,4 тыс. авто). Притом значительные показатели роста в этих странах наблюдаются уже не первый год.
Market | 2018 | 2017 | % Chg 18/17 | Pos. 2018 | Pos. 2017 | Pos. Chg 18/17 |
GERMANY | 3435778 | 3441262 | -0,2 | 1 | 1 | 0 |
UNITED KINGDOM | 2367147 | 2540617 | -6,8 | 2 | 2 | 0 |
FRANCE | 2173481 | 2110748 | +3,0 | 3 | 3 | 0 |
ITALY | 1910025 | 1971345 | -3,1 | 4 | 4 | 0 |
RUSSIA | 1800591 | 1595737 | +12,8 | 5 | 5 | 0 |
SPAIN | 1321438 | 1234932 | +7,0 | 6 | 6 | 0 |
BELGIUM | 549632 | 546558 | +0,6 | 7 | 7 | 0 |
POLAND | 531889 | 486352 | +9,4 | 8 | 8 | 0 |
NETHERLANDS | 443812 | 414306 | +7,1 | 9 | 9 | 0 |
SWEDEN | 353729 | 379393 | -6,8 | 10 | 10 | 0 |
AUSTRIA | 341068 | 353320 | -3,5 | 11 | 11 | 0 |
SWITZERLAND | 299716 | 314028 | +4,6 | 12 | 12 | 0 |
CZECH REPUBLIC | 261437 | 271595 | -3,7 | 13 | 13 | 0 |
PORTUGAL | 228290 | 222129 | +2,8 | 14 | 14 | 0 |
DENMARK | 218565 | 221838 | -1,5 | 15 | 15 | 0 |
NORWAY | 147929 | 158650 | -6,8 | 16 | 16 | 0 |
HUNGARY | 136594 | 116265 | +17,5 | 17 | 19 | 2 |
ROMANIA | 130919 | 106387 | +23,1 | 18 | 20 | 2 |
IRELAND | 125557 | 131332 | +4,4 | 19 | 17 | -2 |
FINLAND | 120499 | 118587 | +1,6 | 20 | 18 | -2 |
GREECE | 103431 | 88083 | +17,4 | 21 | 22 | 1 |
SLOVAKIA | 98080 | 96085 | +2,1 | 22 | 21 | -1 |
UKRAINE | 78386 | 80271 | -2,3 | 23 | 23 | 0 |
SLOVENIA | 72835 | 70892 | +2,7 | 24 | 24 | 0 |
CROATIA | 59856 | 50412 | +18,7 | 25 | 26 | 1 |
BELARUS | 52835 | 34255 | +54,2 | 26 | 27 | 1 |
LUXEMBOURG | 52811 | 52775 | +0,1 | 27 | 25 | -2 |
BULGARIA | 34332 | 31244 | +9,9 | 28 | 28 | 0 |
LITHUANIA | 32447 | 25867 | +25,4 | 29 | 29 | 0 |
ESTONIA | 25387 | 24494 | +3,6 | 30 | 30 | 0 |
ICELAND | 17967 | 21287 | -15,6 | 31 | 31 | 0 |
LATVIA | 16879 | 16692 | +1,1 | 32 | 32 | 0 |
CYPRUS | 12956 | 13080 | -0,9 | 33 | 33 | 0 |
TOTAL EUROPE | 17556298 | 17340818 | +1,2 |
Украина оказалась единственным рынком в Центральной и Восточной Европе, где был зафиксирован спад продаж новых автомобилей. Учитывая значительные объемы импорта подержанных автомобилей европейской регистрации из соседних стран, удивительно, как украинскому первичному рынку еще удалось устоять и сохранить свои позиции на европейской арене.
Следует напомнить, что в 2008 году Украина занимала 7-е место в Европе по объемам продаж с показателем 623 тыс. новых автомобилей, Сейчас ее место занимает Бельгия, где в 2018 году реализовано 549 тыс. авто. И к бывшим позициям Украины упорно поднимается Польша. В 2018 году Польша была уже 8-м рынком в Европе с показателем 531 тыс. авто.
В Западной Европе в 2018 году наблюдались разнонаправленные тенденции. В первые семь месяцев 2018 года автомобильный рынок ЕС показывал рост, но после введения более жестких экологических правил, уже в сентябре обвалился на 23,5% и в последующие четыре месяца продолжал стабильно падать.
На ключевых европейских рынках также зафиксированы разнонаправленные тренды: Испания (+7,0%) и Франция (+3,0%) растут, продажи немного снижаются в Германии (-0,2%), а также в Италии (-3,1%) и Великобритании (-6,8%).
Самой популярной маркой в ЕС традиционно остается Volkswagen, продажи которого выросли на 2,7% до 1,752 миллионов автомобилей, а на втором месте расположилась французская Renault c падением в 3,9% до 1,106 миллиона единиц.
Замыкают пятерку лидеров Ford (2,4% падения до 994 тысяч единиц), Peugeot (5% роста до 971 тысячи единиц) и Opel, который стал рекордсменом года с сумасшедшим ростом в 156,2% до 884 тысяч единиц.
Особенности и тенденции развития авторынка Украины в 2018 году
Но если вспомнить, какое давление на официальный авторынок было на протяжении всего 2018 года, то результат в 78387 проданных авто выглядит довольно неплохо.
Особо сложной была концовка 2018 года, когда начал формироваться большой отложенный спрос из-за новых ставок акцизов. В итоге, в декабре реализация новых авто в автосалонах сократилась на 26,42%, а общий объем был даже ниже, чем в ноябре. Такой «слабый» декабрь на рынке новых авто наблюдается впервые за многие годы. Не было и традиционного ажиотажа в автосалонах перед Новым Годом. Но целый ряд брендов сумел воспользоваться временным затишьем и в декабре улучшил свои результаты.
По итогам 2018 года лидером рынка новых легковых автомобилей вновь стала Toyota, заняв 12,3%. Притом, Toyota смогла улучшить прошлогодний результат. Стабильно сохранили свои места и Renault, Volkswagen, Skoda – все эти бренды преодолели рубеж в 5 тыс. авто. Но в 2018 году к «пятитысячникам» добавился и Nissan. Дилеры японской марки, в условиях, довольно скромного модельного ряда смогли прибавить в продажах сразу на 22%.
С близкими результатами финишировали Hyundai и Kia. И удивительно, что Hyundai вырос за 2018 год почти на столько же авто, сколько недосчитались в Kia. Еще один тренд 2018 года – это прорыв Audi в Топ-10. Немецкий бренд обозначил свои претензии на лидерство еще в 2017-м, когда финишировал на грани «десятки», а за 2018 год сумел обосноваться на 9-м месте.
Жесткая конкуренция в премиум-сегменте за прошедший год лишь усилилась. К тому же, о своих амбициях в борьбе за состоятельных клиентов обозначились и Land Rover, и Volvo.
2018 год стал полностью провальным для бюджетных брендов. Выдерживать конкуренцию с рынком подержанных авто и «еврономеров» многим оказалось не под силу. В итоге, по разным причинам, но катастрофически упали продажи и Ravon, и ЗАЗ, а реализация китайских автомобилей свелась к нескольким сотням. Но из каждого правила, как известно, есть исключение. Так, наоборот, очень неплохо пошли продажи новых моделей Chery. Рост в 91,6% и возврат в число объемообразующих марок – главный итог 2018 года для Chery.
Увы, но 2018 год запомнился и окончательным уходом с украинского рынка, как минимум, двух брендов. А дилерские сети переформатировались и трансформировались. Но главное, что в 2018 году украинскому рынку новых автомобилей удалось устоять и почти сохранить объемы продаж. Какими они были, смотрите в нашей таблице.
Продажи новых автомобилей в Украине в 2017-2018 гг. по брендам
18 | 17 | Chg +- | Марка авто |
2018 год | % | 2017 год | % | 18 /17 % |
1 | 1 | 0 | TOYOTA | 9631 | 12,29% | 9515 | 11,85% | 1,22% |
2 | 2 | 0 | RENAULT | 8691 | 11,09% | 8652 | 10,78% | 0,45% |
3 | 3 | 0 | VOLKSWAGEN | 6185 | 7,89% | 6082 | 7,58% | 1,69% |
4 | 4 | 0 | SKODA | 5393 | 6,88% | 5639 | 7,02% | -4,36% |
5 | 7 | 2 | NISSAN | 5190 | 6,62% | 4250 | 5,29% | 22,12% |
6 | 6 | 0 | HYUNDAI | 4877 | 6,22% | 4282 | 5,33% | 13,90% |
7 | 5 | -2 | KIA | 4811 | 6,14% | 5310 | 6,62% | -9,40% |
8 | 9 | 1 | MAZDA | 3033 | 3,87% | 2702 | 3,37% | 12,25% |
9 | 11 | 2 | AUDI | 2790 | 3,56% | 2690 | 3,35% | 3,72% |
10 | 13 | 3 | SUZUKI | 2618 | 3,34% | 2495 | 3,11% | 4,93% |
11 | 8 | -3 | FORD | 2577 | 3,29% | 3333 | 4,15% | -22,68% |
12 | 12 | 0 | MERCEDES-BENZ | 2401 | 3,06% | 2658 | 3,31% | -9,67% |
13 | 16 | 3 | PEUGEOT | 2190 | 2,79% | 1888 | 2,35% | 16,00% |
14 | 15 | 1 | MITSUBISHI | 2129 | 2,72% | 2051 | 2,56% | 3,80% |
15 | 10 | -5 | BMW | 1980 | 2,53% | 2691 | 3,35% | -26,42% |
16 | 18 | 2 | LEXUS | 1472 | 1,88% | 1304 | 1,62% | 12,88% |
17 | 19 | 2 | CITROEN | 1366 | 1,74% | 1189 | 1,48% | 14,89% |
18 | 14 | -4 | RAVON | 1296 | 1,65% | 2366 | 2,95% | -45,22% |
19 | 27 | 8 | CHERY | 1209 | 1,54% | 631 | 0,79% | 91,60% |
20 | 26 | 6 | FIAT | 900 | 1,15% | 698 | 0,87% | 28,94% |
Другие | 7648 | 9,76% | 9845 | 12,26% | -22,32% | |||
Всего | 78387 | 100,00% | 80271 | 100,00% | -2,35% |
Новый рекорд: рынок б/у автомобилей в Украине в 3 раза превысил продажи новых авто
В декабре 2018 года украинцы импортировали рекордное количество б/у легковых автомобилей, - почти 22 тыс. б/у авто. Такого количества импортных б/у авто не завозили в Украину ни в один месяц этого тысячелетия!
Можно выделить сразу две причины такого беспрецедентного результата: окончание действия льготного закона по растаможке б/у автомобилей (действовал до 31.12.2018 г.), под который заблаговременно планировались поставки и везлись большие партии машин со стоков и аукционов, а также начало действия с 26 ноября 2018 г. нового закона, который легализирует в Украине «евробляхи».
За счет этих двух факторов декабрьский результат в б-у сегменте (21833 авто) в 3,2 раза превысил результаты декабря прошлого года и на 84% ноябрьские поставки. Отметим, что импорт б/у автомобилей более чем в три раза превысил показатели рынка новых авто (6,5 тыс. новый легковых автомобилей было продано в декабре).
Большинство автомобилей, которые завозились в нашу страницу, - это машины из Европы и Америки. Лидером по поставкам стали автомобили Volkswagen – более 4 тыс. шт. – практически каждая пятая ввезенная в страну б/у легковое авто. Далее с большим отставанием идут Opel 8,4%, Audi 7,7%, Renault 7,6% и BMW 6,7%. Больше тысячи автомобилей за один месяц пришлось еще на Ford, Skoda и Mercedes-Benz. Также в ТОП-10 вошли Nissan и Toyota.
Самой популярной у украинцев моделью в декабре стал Volkswagen Passat – более 2 тыс. автомобилей. Далее в рейтинге идут Skoda Octavia (915 шт.), Volkswagen Golf (838), Audi A6 (759) и Opel Zafira (663). Также в ТОП-10 вошли Renault Megane, Audi A4, Opel Astra, Ford Focus и Renault Scenic.
Около 60% завезенных в Украину б/у легковых авто старше 8 лет. Это так называемые «евробляхи», которые начали легализировать. Их за месяц растаможили более 13 тыс. штук. А вот поставки автомобилей возрастом до 6 лет составили более 6 тыс. шт., что соизмеримо с новым рынком.
Неоднозначный прогноз развития авторынка Украины на 2019 год
- Продажи авто в январе 2019 года
В январе 2019 года украинский авторынок просел на 20% по сравнению с январем 2018 года, усилиями всех авто операторов удалось реализовать лишь 5,3 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 20% меньше, чем годом ранее. Таким образом, спад первичного авторынка, который начался еще в декабре 2018 года, продолжился и в январе 2019.
Однако, на фоне спада обострилась конкурентная борьба за исчезающих клиентов. Так, значительно нарастить продажи (+37,5%) в январе смогли дилеры Renault. Это позволило им опередить конкурентов из Toyota. Самый продаваемый автомобиль января – Renault Duster. На втором месте – Renault Logan.
Улучшили свои позиции, по сравнению с прошлогодним январем и Nissan, Kia, Hyundai, Mitsubishi, а вот Skoda, Volkswagen, Mazda немного уступили конкурентам.
Ситуация в премиум-сегменте напоминает начало прошлого года. Audi стала №1 и даже вошла в Топ-10 всего авторынка, активно наращивали продажи и BMW, и Mercedes-Benz. Оба этих бренда закончили январь с двузначными показателями роста.
Почти в 2 раза лучше начали продаваться китайские Chery, а вот остальным китайским брендам в январе повезло намного меньше.
Январь 2019 года – стал первым месяцем, когда не было реализовано ни одного нового автомобиля ЗАЗ.
Напомним,в 2018-2019 гг. украинский рынок покинули Acura, Isuzu (легковые авто), ЗАЗ (легковые авто), SsangYong. Под вопросом будущее еще минимум 2-3 автопроизводителей.
- Продажи авто в феврале 2019 года
После провального начала 2019 года, в феврале рынок новых авто Украины восстановился до уровня 2018 года.
За февраль удалось реализовать 5,8 тыс. новых автомобилей, что лишь на 0,34% меньше, чем годом ранее. Но надо понимать, что этот результат дилеры продемонстрировали под огромным натиском бу импорта, который в феврале поставил очередной рекорд.
Такое начало 2019 года вселяет оптимизм и дает основание полагать, что рынок новых авто к началу весеннего бизнес-сезона подошел с неплохим запасом прочности. В феврале была и захватывающая борьба среди Топ-10 автомибльных брендов. Лидерство на рынке легковых автомобилей прочно удерживает Renault, хотя Toyota стремительно догоняет. На третье место вышли автомобили Kia, увеличив реализацию на 54%. Ключевым успехом стало возвращение в стан лидера Kia Sportage, которому удалось опередить Renault Duster.
Активно наращивает продажи и Hyundai, чья модель Tucson занимает третье место по популярности в феврале.
Еще одной сенсацией февраля стал ситремительный прорыв BMW в Топ-10. Баварцы теперь не только №1 в премиальном сегменте, но и дали понять конкурентам, что обновление модельного ряда BMW было очень удачным.
В шаге от Топ-10 в феврале было и Peugeot. Французский бренд в этом сезоне анонсировал очень много новинок и его амбиции явно больше, чем результат февраля. Хотя и в феврале рост продаж уже составил +53%.
Планомерно восстанавливает былое влияние и китайская Chery. В феврале дилеры продемонстрировали, что нынешний модельный ряд Chery востребован в Украине. Как результат – рост продаж на 29% и китайский бренд вплотную подошел к Suzuki.
Вслед за провалом продаж ЗАЗ в январе, который по итогу покинул рынок легковых автомобилей Украины, в феврале дилеры не реализовали ни одного автомобиля Ravon.
Продажи новых автомобилей в Украине в 2018 - 2019 гг. по брендам