Как активизировать инвестиционные процессы в Украине

Как активизировать инвестиционные процессы в Украине

Богдан Данилишин, заведующий кафедрой КНЭУ им. В. Гетьмана о том как активизировать инвестиционные процессы в Украине в 2022-2023 годах

Как повысить инвестиционную привлекательность страны и привлечь такое количество инвестиций, которые были бы локомотивом развития государства и вывели его в число ведущих стран? Этот вопрос постоянно задают себе как руководители правительства, так и рядовые граждане.

I. Основные тенденции в инвестиционной сфере

Инвестиции в основной и оборотный капитал в Украине в % к ВВП с 2016 года имеют выраженную тенденцию к снижению, сократившись за этот период более чем вдвое – с 21,7% в 2016 г. до 7,5% в 2020 г. В 2021 году в условиях посткризисной активизации экономики после завершения острой фазы кризиса COVID-19 инвестиции несколько выросли (до 10,1% ВВП), однако остаются более чем вдвое ниже, чем в других развивающихся странах Центральной и Восточной Европы (25-30% ВВП).

За счет кредитов украинских банков и других займов финансировалось только 3,3% капитальных инвестиций в Украине за 9 месяцев 2021 года, в то время как более 72% капитальных инвестиций финансировалось за счет собственных средств предприятий, около 13% – за счет государственного и местных бюджетов.

Увеличение прямых иностранных инвестиций в экономику Украины в большей степени обеспечивалось реинвестированными доходами иностранных инвесторов ($5,6 млрд. за 11 мес. 2021 г.). В то же время поступление новых иностранных инвестиций в капитал украинских предприятий в январе-ноябре 2021 г. составило лишь около $800 млн., что за исключением 2020 года является самым низким объемом с 2014 года и почти на порядок ниже, чем в 2005-2013 гг. ($6 ,2 млрд. в среднем за год).

Низкий уровень инвестирования ограничивает производительность экономики и эффективное использование ее потенциала и, как следствие, определяет низкие долгосрочные темпы ее экономического роста.

II. Основные препятствия и риски

1) Слабость государственных институтов, приводящая к недостаточной защите прав инвесторов, нарушению принципов рыночной конкуренции и повышению коррупционных рисков.

Согласно исследованию Европейской бизнес-ассоциации во второй половине 2021 года интегральный показатель Индекса инвестиционной привлекательности снизился до 2,73 балла с 5-ти возможных (по сравнению с 2,84 балла в первом полугодии). Как показал проведенный опрос генеральных директоров предприятий, топ-3 ключевых препятствий развитию инвестиционного климата остаются неизменным: слабая судебная система (87% опрошенных), высокий уровень коррупции (85%), а также теневая экономика (76%). Среди других препятствий чаще всего отмечали геополитическую напряженность, энергетический кризис, несовершенное государственное управление, стагнацию реформ, сложную налоговую систему, постоянные ротации в Правительстве и прочее.

По результатам опроса Американской торговой палаты (3 квартал 2021 г.) приоритетными направлениями работы по улучшению бизнес-климата в Украине является внедрение реальной и эффективной судебной реформы, верховенства права, справедливого правосудия и искоренения коррупции (93% опрошенных). Другими важными направлениями являются гарантирование справедливой, равной, предполагаемой и прозрачной налоговой политики и честной конкуренции (52%); обеспечение макроэкономической стабильности и продолжение сотрудничества с МВФ (26%); обеспечение предсказуемости нормативно-правовой среды для инвесторов (23%); защиту инвестиций и прав собственности (21%).

2) Неразвитость внутреннего рынка, что снижает заинтересованность инвесторов в развитии бизнеса на территории Украины.

Согласно исследованию EY (Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций (FDI), потенциал развития локального рынка признан ключевым преимуществом для инвесторов, вокруг которого следует позиционировать экономику Украины. Также по потенциалу Nearshoring (глобальный тренд по переносу инвесторами производства в более «дешевые» страны и диверсификации цепей поставок) Украина с учетом стоимости рабочей силы и естественных возможностей занимает первое место в мире и второе место в Европе в рейтинге Savills Nearshoring Index 2020

В то же время, слабость внутреннего спроса сужает потенциал экономики Украины к росту. На текущее потребление тратится более 90% денежных доходов населения, прежде всего на приобретение продуктов и услуг первой необходимости. Следствием низкого уровня доходов в экономике является то, что на сбережения направляется критически малая доля ВВП: около 2% доходов населения в 2019-2020 гг., тогда как в странах ЕС соответствующий показатель составляет 10-15%. В свою очередь, низкая способность населения к сбережениям обуславливает низкий спрос на товары долгосрочного использования, которые могут производиться в Украине. Это уменьшает потенциальный интерес инвесторов к увеличению производства, учитывая низкий потенциал расширения рынков сбыта своей продукции.

Кроме того, усиление рестрикционной направленности налогово-бюджетной политики государства (невыполнение плановых показателей дефицита государственного бюджета и его плановое сокращение в 2022-2024 гг.) обуславливает уменьшение государственного спроса и сокращение его мультипликационного эффекта для экономического роста.

В результате из-за низкой доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре украинского экспорта возможно ухудшение ценовой конъюнктуры на внешних рынках (рост стоимости энергоносителей и снижение цен на основные категории экспорта) может оказать негативное влияние на торговый баланс Украины и привести к ухудшению состояния экономики.

3) Недостаточно эффективное использование потенциала банковской системы для обеспечения финансовой поддержки реального сектора.

Уровень банковского кредитования экономики (по работающим кредитам) за последние 10 лет снизился с 80% до 15% ВВП – самый низкий показатель в мире среди стран с формирующимися рынками (для сравнения: Польша – 59%, Грузия – 80% ВВП). При этом, несмотря на увеличение остатков средств на депозитных счетах в банковской системе в 2020-2021 гг., их направление на цели кредитования снизилось до уровня менее 50% (что является исторически наиболее низким уровнем).

При этом доля безрисковых активов (ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ) в структуре активов банков увеличилась до около 40%, а доходность работающих активов – до 5,2%. Оба показателя работы банковской системы Украины являются одними из самых высоких в мире и свидетельствуют об отсутствии достаточных стимулов для банков к увеличению бизнес-рисков и наращиванию кредитования.

Характерным признаком банковского сектора Украины является его чрезмерная зарегулированность, даже по сравнению с другими странами региона. Как следствие, банковский сектор Украины не вызывает интерес у международных банковских групп, даже несмотря на высокую прибыльность. За период с 2015 года в Украине не наблюдалось прихода иностранного банка или банковской группы. Напротив, происходил выход иностранцев с отечественного банковского рынка.

Банковская система Украины нуждается в дерегуляции и содействии внедрению новых концепций банковской деятельности, в частности, в отношении малых банков с инновационными моделями развития и кредитных организаций небанковского сектора. Расширение представительства иностранных банковских и финансовых групп в Украине положительно отразится на кредитной активности банков.

4) Неразвитость отечественного фондового рынка.

Фондовый рынок в развитых странах является основным источником привлечения денежных средств для реализации инвестиционных проектов бизнеса. Неразвитость локальных рынков капитала ограничивает инвестиционные возможности отечественного бизнеса, приводит к потерям его конкурентных преимуществ на внутренних и мировых рынках.

Рынок корпоративных облигаций и акций в Украине имеет перспективы роста в 2-3 раза ежегодно при наличии спроса на финансовые инструменты. Однако ограничивающими факторами развития рынка корпоративных ценных бумаг является высокая конкуренция со стороны ОВГЗ, процентная ставка по которым часто превышает как уровень инфляции, так и уровень учетной ставки НБУ, отсутствие льгот по налогообложению доходов от операций с ними и несовершенство законодательства в части защиты прав миноритарных акционеров.

Большинство акций, которые сейчас активно обращаются на отечественном фондовом биржевом рынке, являются акциями иностранных эмитентов. В то же время привлечение капитала отечественным бизнесом из-за размещения акций на иностранных фондовых площадках почти прекратилось. Привлечение средств только через долговой канал и отсутствие возможности пополнения собственного капитала путем размещения акций повышает кредитные риски эмитентов, что, в свою очередь, тормозит рост банковского кредитования.

III. План повышения инвестиционной привлекательности Украины в 2019-2021 гг.

Надо отдать должное всем ветвям власти Украины, особенно Министерству экономики Украины, которые приложили немало усилий для дальнейшей активизации инвестиционных процессов.

В частности, разработано законодательство и нормативно-правовую базу развития инфраструктуры государственно-частного партнерства. В частности, принят Закон Украины «О концессии», разработанный с целью реформирования концессионного законодательства, имплементации основных принципов осуществления концессий и ГЧП в соответствии с правом ЕС и регулирование всех аспектов концессионной деятельности, и внесены изменения в 25 законодательных актов с целью обеспечения системного подхода к урегулированию отношений. привлечение частного бизнеса к реализации проектов ГЧП во всех сферах хозяйственной деятельности. Правительством утвержден перечень приоритетных для государства инвестиционных проектов на период до 2023 года, 40% в котором составляют масштабные проекты в области инфраструктуры и транспорта.

Усовершенствован механизм привлечения инвестиций через индустриальные парки. В частности, 5 октября 2021 г. Президентом Украины был подписан принятый Верховной Радой Украины Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об индустриальных парках» и некоторых других законодательных актов Украины о привлечении инвестиций в промышленный сектор экономики путем стимулирования создания индустриальных парков». Сейчас в Реестр индустриальных (промышленных) парков уже включено 52 индустриальных парка, в 28 из них определены управляющие компании, а в 8 есть участники.

Введена государственная поддержка проектов со значительными инвестициями. После вступления в силу в феврале 2021 года Законом Украины «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине» приняты нормативно-правовые акты, определяющие требования к технико-экономическому обоснованию инвестиционного проекта со значительными инвестициями, требования к заявителю, порядок взаимодействия уполномоченного учреждения с заявителями, инвесторами со значительными инвестициями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, методологию расчета объема государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, порядок ведения реестра инвестиционных проектов и перечня сведений, вносимых в реестр, порядок ввоза на таможенную территорию Украины и целевого использование нового оборудования (оборудования) и комплектующих изделий в него, ввозимых инвестором со значительными инвестициями и т.д. Уполномоченным учреждением на сопровождение заявителя и инвестора со значительными инвестициями в подготовке и реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями определено государственное учреждение «Офис по привлечению и поддержке инвестиций».

IV. Пути активизации инвестиционной активности в 2022-2023 гг.

В части повышения возможности государственных институтов и усиления верховенства права:

— Продолжение институционных реформ для усиления защиты прав инвесторов, усовершенствования антимонопольного законодательства и усиление институционной способности АМКУ;

— Проведение судебной и антикоррупционной реформы;

— Создание благоприятной налоговой среды для инвестиций (ускоренная амортизация основных средств, уменьшение налоговой нагрузки на нераспределенную прибыль);

— Урегулирование налоговых пробелов и противодействие уклонению от налогообложения (сокращение теневой экономики);

— Развитие инструментов государственной поддержки экспорта (специальные программы рефинансирования, развитие ЭКА);

— Повышение эффективности корпоративного управления государственными предприятиями и приватизация;

— Развитие цифровой инфраструктуры и гармонизация цифровых стандартов со странами ЕС;

— Дерегулирование предпринимательской деятельности и уменьшение количества лицензий и контролирующих органов;

— Активное продвижение украинских товаров на экспортные рынки с использованием возможностей дипломатической службы и торгово-экономических миссий.

В части расширения внутреннего рынка:

— Обновление экономической инфраструктуры как на основе бюджетного финансирования, так и внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства;

— Создание реестра крупных инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы на основе государственно-частного партнерства, в том числе проекты по концессии инфраструктурных объектов;

— Стимулирование локализации производства, импортозамещения и технологий в целях перехода от сырьевой к экономике с высокой добавленной стоимостью;

— Упрощение процедур создания индустриальных парков с доступом к земле, инфраструктуре и государственным сервисам;

— Создание свободных экономических зон и территорий приоритетного развития с целью стимулирования точек роста в наиболее перспективных инвестициях регионах Украины;

— Внедрение регуляторных и экономических стимулов для развития рынков энергетики, интеграция энергосистем Украины и Европы;

— Поддержка реализации инновационных проектов в промышленности и создание условий повышения конкурентоспособности украинских предприятий на рынках ЕС;

— Стимулирование агропроизводства высокостоимой продукции путем привлечения инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность;

— Увеличение инвестиционной составляющей в расходах государственного и местных бюджетов и совершенствование требований и процедур к отбору государственных инвестиционных проектов;

— Совершенствование практики государственного оборонного заказа, в том числе товаров двойного назначения, с внесением изменений в тендерное законодательство об упрощении закупочных процедур и с целью повышения доли продукции отечественного производства в сфере оборонных закупок;

— Создание Банка развития для финансирования государственных инвестиционных проектов, в том числе с привлечением средств международных финансовых организаций;

— Привлечение инвестиций на условиях соглашений о разделе продукции;

— Углубление вторичного рынка ОВГЗ с целью понижения стоимости государственных заимствований;

— Либерализация рынка корпоративных облигаций. Расширение перечня активов, которые могут выступать обеспечением по рефинансированию Национального банка за счет облигаций эмитентов из негосударственного сектора;

— Принятие закона о секьюритизации активов и создании соответствующей инфраструктуры;

— Внедрение пенсионной реформы.

В части усовершенствования работы банковской системы:

— Формирование и открытие доступа к «длинному» ресурсу в экономике;

— Введение специальных программ рефинансирования банков с целью стимулирования кредитования реального сектора экономики, в частности под кредиты микро-, малому и среднему бизнесу;

— Совершенствование государственных программ субсидирования процентных ставок по кредитам банков, в частности государственных программ «Доступные кредиты 5-7-9%», «Доступная ипотека 7%» в направлении усиления их инвестиционной направленности и стимулирования строительства нового жилья;

— Расширение доступа отечественных экспортеров к финансовым услугам и «дешевым» банковским продуктам;

— Создание инфраструктуры для эффективного управления проблемными активами банковской системы;

— Дерегуляция банковского бизнеса, в частности, сегмента небольших банков, с целью восстановления инвестиционной привлекательности банковской системы Украины.

Читайте также