Нет перевода для этой страницы
Контакты
Кому нужна концепция? Или как сделать так, чтоб мою франшизу никто не купил?

Кому нужна концепция? Или как сделать так, чтоб мою франшизу никто не купил?

Екатерина Бенивская, соучредитель и исполнительный директор компании MOST о перспективах и подводных камнях развития по системе франчайзинга

Если вы работаете в сегменте В2С, закрытие первого клиента первым чеком на 3-5-10 000 долларов кажется невероятным. Как и открытие новой точки без дополнительных инвестиций на старте с получением ежемесячного пассивного дохода. Но всё это с лёгкостью позволяет сделать продажа франшизы.

Франчайзинг имеет десятки преимуществ. Но прежде, чем разобрать их, посмотрим, почему сотни отечественных франшиз так и остались никому не известны.

Исторически, на рынке франчайзинга Украины сложилось так, что все желающие имеют возможность попытаться создать свою франшизу. Очень часто её создание происходит без проведения детального анализа бизнеса и конкурентов на рынке франшиз. А перспектива развития сети оценивается только наличием желания владельца бизнеса и хотя бы минимального предпринимательского опыта.

Что имеем в итоге? Более 700 франшиз на рынке, примерно 3-4 десятка компаний, которым реально удалось построить свою сеть, и сотни тех, кто просто потратил время и деньги, чтобы разработать пакет материалов (пусть даже минимальный), но так и не открыл ни одной точки по франшизе. Что ещё хуже — есть гвардия недовольных франчайзи, которые закрыли бизнес из-за ошибок в лёгкой и минималистичной финансовой модели.  Не редким случает являются и «партнеры», которые через год сотрудничества попросту воруют идею рабочего бизнеса, открывая аналогичную точку под собственной торговой маркой.

Компания MOST проводила опрос всех действующих украинских владельцев франшиз, и обнаружила, что лишь менее 24% из них сумели продать свою франшизу более чем двум партнёрам.

Основные причины таких тенденций:

  • Создание франшизы без продуманной заранее маркетинговой стратегии развития сети;
  • Отсутствие чёткого позиционирования и УТП (для клиента и будущего партнёра);
  • Незнание специфики продаж и портрета своего потенциального франчайзи;
  • Недоупакованный бизнес — отсутствие лендинга, качественной презентации, стандартов работы;
  • Отсутствие механизмов удержания, или другими словами «точек привязки партнёра»;
  • Отсутствие стандартов вовсе или минимальное их наличие;
  • Отсутствие системы контроля, телефонии, CRM и ERP-системы.

Этот список можно продолжать.

Какие пути решения и варианты создания действительно рабочей франшизы?

  • Маркетинг, маркетинг, и ещё раз маркетинг. Стартовать нужно с формирования стратегии;
  • Систематизация. Не нужно пренебрегать стандартами. Любой бизнес — это вопрос математики и работы системы (не без доли везения, само собой). И если системы нет, приходя во франчайзинг, предприниматель масштабирует хаос, который его же и проглотит уже со вторым партнёром.
  • Четко продуманные механизмы удержания. Чем франчайзер может привязать партнёра к себе? Как сделать так, чтобы он не смог уйти и стать конкурентом, просто сменив вывеску?
  • Контроль работы партнёра. Франчайзер может загубить свой бренд, если не будет знать, как общаются с клиентами его партнёры и не сможет оценить уровень компетенций специалиста.
  • Автоматизация. На масштабе всегда становится больнее в узких местах. Оптимизировать и автоматизировать нужно всё, что только возможно.

Мы раскрыли подводные камни, с которыми может столкнуться предприниматель, который принял решение развивать свой бизнес по системе франчайзинга и привели в пример аспекты, на которые необходимо обращать внимание при упаковке своего бизнеса.

Теперь давайте разберем, почему же франшиза так привлекательна и какие преимущества она даёт предпринимателям при правильном подходе к масштабированию.

  1. Сколько точек предприниматель может открыть за год самостоятельно? 1? 2? Или может 5? С франшизой можно открывать по 5 точек в месяц.
  • До 95% — экономия времени и денег на построение сети в регионах Украины и за ее пределами;
  • Увеличение доли компании на рынке и рост совокупного дохода;
  • Формирование и рост узнаваемости бренда;
  • Выход компании на региональный, национальный и международный уровень;
  1. Продуманные механизмы удержания партнеров и грамотная юридическая документация на 99,9% гарантируют, что партнёры останутся в сети и будут работать под ТМ франчайзера на протяжение многих лет.

Бренд и ТМ принадлежат и будут принадлежать только франчайзеру!

  1. Грамотно разработанная концепция франшизы и финансовая модель повышают привлекательность франшизы на 35-50%
  1. Порядка 40% времени франчайзера освобождается на семью и увлечения, если он уже сейчас стандартизируете работу бизнеса!

Детально описанные стандарты экономят:

  • от 50% до 95% времени франчайзера на этапе открытия партнёрской точки
  • до 75% — времени и затрат на обучение франчайзи и его персонала
  1. Спрос на покупку франшизы в Украине колоссальный. Ежемесячно несколько тысяч людей ищут в сети, как купить франшизу и подбирают для себя выгодные варианты.

При правильном построении предложения (концепция и УТП франшизы), последовательной маркетинговой кампании и эффективной работе отдела продаж, можно открывать от 5 до 100 франчайзинговых точек в год!

Если говорить языком цифр и экономики, то:

~ 5-10 тыс. дол. — средний дополнительный доход от каждой проданной франшизы в сфере общепита;

~ 3-5% от выручки точки ежемесячно — перечисляют партнёры-франчайзи с момента открытия;

~ 20% — экономия на расходах за счёт увеличения объемов закупок оборудования/товаров для всей сети;

Обычно, все расходы предпринимателя на создание франшизы и её продвижение окупаются уже с двумя привлечёнными партнёрами!

Если сделать даже грубый просчёт по открытым данным операторов о количестве точек и размере франчайзинговых платежей, то можно получить довольно привлекательные цифры:

 

Lviv Croissants

AROMA KAVA

Суши Wok

Категория

Кафе-пекарня

Кофейня

Азиатская кухня в формате Take-away

Год основания

2015

2012

2011

Год создания франшизы

2015

2014

2013

Собственные объекты

15

20

250

Франчайзинговые объекты

110

320

500

Заработок от паушального взноса, от … $

1 100 000

857 000

2 250 000

Заработок от роялти взноса, от … $ в год

118 000

130 000

1 050 000

Таким образом, перед началом работы по франшизе желательно оценивать все перспективы масштабирования, разработав свою собственную концепцию вместе с экспертами, которые имеют прямой опыт работы с успешными франчайзерами (маркетинг, продажи и управление сетью франшизы), а не только составление пакета документации. Это легко и для этого есть специальные курсы и интенсивы, включающие проработку всех узких мест вашей концепции франшизы. Например — интенсив для владельцев бизнеса «Расти и Выделяйся» который сейчас организовывает MOST, совместно с директором по маркетингу сети Fresh Line (до ухода владельца).

Читайте также