Кому нужна концепция? Или как сделать так, чтоб мою франшизу никто не купил?

Кому нужна концепция? Или как сделать так, чтоб мою франшизу никто не купил?

Екатерина Бенивская, соучредитель и исполнительный директор компании MOST о перспективах и подводных камнях развития по системе франчайзинга

Если вы работаете в сегменте В2С, закрытие первого клиента первым чеком на 3-5-10 000 долларов кажется невероятным. Как и открытие новой точки без дополнительных инвестиций на старте с получением ежемесячного пассивного дохода. Но всё это с лёгкостью позволяет сделать продажа франшизы.

Франчайзинг имеет десятки преимуществ. Но прежде, чем разобрать их, посмотрим, почему сотни отечественных франшиз так и остались никому не известны.

Исторически, на рынке франчайзинга Украины сложилось так, что все желающие имеют возможность попытаться создать свою франшизу. Очень часто её создание происходит без проведения детального анализа бизнеса и конкурентов на рынке франшиз. А перспектива развития сети оценивается только наличием желания владельца бизнеса и хотя бы минимального предпринимательского опыта.

Что имеем в итоге? Более 700 франшиз на рынке, примерно 3-4 десятка компаний, которым реально удалось построить свою сеть, и сотни тех, кто просто потратил время и деньги, чтобы разработать пакет материалов (пусть даже минимальный), но так и не открыл ни одной точки по франшизе. Что ещё хуже — есть гвардия недовольных франчайзи, которые закрыли бизнес из-за ошибок в лёгкой и минималистичной финансовой модели.  Не редким случает являются и «партнеры», которые через год сотрудничества попросту воруют идею рабочего бизнеса, открывая аналогичную точку под собственной торговой маркой.

Компания MOST проводила опрос всех действующих украинских владельцев франшиз, и обнаружила, что лишь менее 24% из них сумели продать свою франшизу более чем двум партнёрам.

Основные причины таких тенденций:

  • Создание франшизы без продуманной заранее маркетинговой стратегии развития сети;
  • Отсутствие чёткого позиционирования и УТП (для клиента и будущего партнёра);
  • Незнание специфики продаж и портрета своего потенциального франчайзи;
  • Недоупакованный бизнес — отсутствие лендинга, качественной презентации, стандартов работы;
  • Отсутствие механизмов удержания, или другими словами «точек привязки партнёра»;
  • Отсутствие стандартов вовсе или минимальное их наличие;
  • Отсутствие системы контроля, телефонии, CRM и ERP-системы.

Этот список можно продолжать.

Какие пути решения и варианты создания действительно рабочей франшизы?

  • Маркетинг, маркетинг, и ещё раз маркетинг. Стартовать нужно с формирования стратегии;
  • Систематизация. Не нужно пренебрегать стандартами. Любой бизнес — это вопрос математики и работы системы (не без доли везения, само собой). И если системы нет, приходя во франчайзинг, предприниматель масштабирует хаос, который его же и проглотит уже со вторым партнёром.
  • Четко продуманные механизмы удержания. Чем франчайзер может привязать партнёра к себе? Как сделать так, чтобы он не смог уйти и стать конкурентом, просто сменив вывеску?
  • Контроль работы партнёра. Франчайзер может загубить свой бренд, если не будет знать, как общаются с клиентами его партнёры и не сможет оценить уровень компетенций специалиста.
  • Автоматизация. На масштабе всегда становится больнее в узких местах. Оптимизировать и автоматизировать нужно всё, что только возможно.

Мы раскрыли подводные камни, с которыми может столкнуться предприниматель, который принял решение развивать свой бизнес по системе франчайзинга и привели в пример аспекты, на которые необходимо обращать внимание при упаковке своего бизнеса.

Теперь давайте разберем, почему же франшиза так привлекательна и какие преимущества она даёт предпринимателям при правильном подходе к масштабированию.

  1. Сколько точек предприниматель может открыть за год самостоятельно? 1? 2? Или может 5? С франшизой можно открывать по 5 точек в месяц.
  • До 95% — экономия времени и денег на построение сети в регионах Украины и за ее пределами;
  • Увеличение доли компании на рынке и рост совокупного дохода;
  • Формирование и рост узнаваемости бренда;
  • Выход компании на региональный, национальный и международный уровень;
  1. Продуманные механизмы удержания партнеров и грамотная юридическая документация на 99,9% гарантируют, что партнёры останутся в сети и будут работать под ТМ франчайзера на протяжение многих лет.

Бренд и ТМ принадлежат и будут принадлежать только франчайзеру!

  1. Грамотно разработанная концепция франшизы и финансовая модель повышают привлекательность франшизы на 35-50%
  1. Порядка 40% времени франчайзера освобождается на семью и увлечения, если он уже сейчас стандартизируете работу бизнеса!

Детально описанные стандарты экономят:

  • от 50% до 95% времени франчайзера на этапе открытия партнёрской точки
  • до 75% — времени и затрат на обучение франчайзи и его персонала
  1. Спрос на покупку франшизы в Украине колоссальный. Ежемесячно несколько тысяч людей ищут в сети, как купить франшизу и подбирают для себя выгодные варианты.

При правильном построении предложения (концепция и УТП франшизы), последовательной маркетинговой кампании и эффективной работе отдела продаж, можно открывать от 5 до 100 франчайзинговых точек в год!

Если говорить языком цифр и экономики, то:

~ 5-10 тыс. дол. — средний дополнительный доход от каждой проданной франшизы в сфере общепита;

~ 3-5% от выручки точки ежемесячно — перечисляют партнёры-франчайзи с момента открытия;

~ 20% — экономия на расходах за счёт увеличения объемов закупок оборудования/товаров для всей сети;

Обычно, все расходы предпринимателя на создание франшизы и её продвижение окупаются уже с двумя привлечёнными партнёрами!

Если сделать даже грубый просчёт по открытым данным операторов о количестве точек и размере франчайзинговых платежей, то можно получить довольно привлекательные цифры:

 

Lviv Croissants

AROMA KAVA

Суши Wok

Категория

Кафе-пекарня

Кофейня

Азиатская кухня в формате Take-away

Год основания

2015

2012

2011

Год создания франшизы

2015

2014

2013

Собственные объекты

15

20

250

Франчайзинговые объекты

110

320

500

Заработок от паушального взноса, от … $

1 100 000

857 000

2 250 000

Заработок от роялти взноса, от … $ в год

118 000

130 000

1 050 000

Таким образом, перед началом работы по франшизе желательно оценивать все перспективы масштабирования, разработав свою собственную концепцию вместе с экспертами, которые имеют прямой опыт работы с успешными франчайзерами (маркетинг, продажи и управление сетью франшизы), а не только составление пакета документации. Это легко и для этого есть специальные курсы и интенсивы, включающие проработку всех узких мест вашей концепции франшизы. Например — интенсив для владельцев бизнеса «Расти и Выделяйся» который сейчас организовывает MOST, совместно с директором по маркетингу сети Fresh Line (до ухода владельца).

Читайте также