Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

«Кризис генерирует поток стартапов» – Вадим Роговский

Директор украинского инкубатора WannaBiz Вадим Роговский об украинских стартапах и перспективах

Есть те, кто ищет причины, и те, кто находит возможности. Вадим Роговский, директор WannaBiz, относится ко вторым. Он не чуждается работы – когда была необходимость, трудился даже посудомойщиком. Сейчас Роговский помогает начинающим предпринимателям встать на ноги с помощью бизнес-инкубатора WannaBiz. Особый фокус – на проекты из родной Одессы. Что главное для стартапа, почему инвесторы едут в Украину и как государство может помочь в развитии IT, Вадим Роговский рассказал в интервью IGate.

Чем вы занимались до того, как стать инвестором?

Как думаете, почему герой фильма «Миллионер из трущоб» выиграл миллион? Потому что был самый умный и эрудированный? Нет. Его жизнь подвела к этому. Вот и в моем случае получилось так, что во мне собралось много разных навыков. Сначала я был ученым, в 26 лет защитил кандидатскую диссертацию. Постоянно что-то изобретал – у меня 50 патентов (авторских свидетельств). Я привык искать и создавать что-то новое. Как перспективный молодой ученый еще в советское время, я поехал на стажировку в Венгрию. Приезжаю, а там капитализм – Pepsi Cola, шоколадки, а у нас – очереди за колбасой. Хочется чего-то купить, детям подарки. Выбор: экономить на еде или больше зарабатывать. Выбрал второе. А как можно подрабатывать, если днем надо заниматься наукой в Национальном техническом университете?  Друзья устроили меня в Gellert, старинный отель в центре Будапешта, ночным посудомойщиком. О! Это было что-то: много вкусной еды, новый практический опыт, погружение в языковую среду! Стандартная стажировка длится 10 месяцев, но я прожил там два года, мне выделили финансирование в НИИ АН Венгрии в обмен на соавторство в разработках. После возвращения, ушел из вуза, тяжелые 90-е не позволяли расслабиться. Первый опыт в рыночной экономике и ВЭД – организация инвестиционной ассоциации с/х предприятий для строительства в Одесской области завода по производству томатной пасты по евростандартам на экспорт. Кстати, оно работает до сих пор! Потом перешел в Siemens директором по импорту и продаже IT-техники и компьютеров. И тут началась эра мобильной связи, я прошел по жесткому конкурсу в  «УМС-МТС-Украина», где проработал 10 лет ведущим маркетологом южного региона. В моей карьере были и такие страницы: бизнес-тренер, организатор нового вида общепита «кафе-автобусы», директор по маркетингу и продажам телекомпании, создатель рекламного агентства. Как организатор и маркетолог, я должен был постоянно писать статьи, общаться, модерировать брейнстормы, выступать перед аудиториями. Эти навыки и опыт со временем пригодились в WannaBiz.

 Сколько заявок от стартапов поступило за почти три года существования WannaBiz? И сколько из них получили инвестиции?

Действительно три года назад инкубатор был создан тремя плюс-минус 30-летними успешными бизнесменами: Александром Борняковым, Артемом Бородатюком и Вадимом Роговским младшим, моим сыном. Они создавали свои бизнесы, когда не было понятия «стартапер» и «бизнес-акселератор». Они как будто проскочили какой-то период становления. Им никакие организованные структуры не помогали. Теперь же они хотят помочь тем, кто начинает сейчас, и вкладывают в них не только деньги, заработанные тяжелым трудом, а и свои мозги. Мы не банк и не ростовщическая контора. Только деньги не даем!

За время существования WannaBiz было получено около 500 заявок. Мы тратим очень много ресурсов на формирование понятия «стартап-культура». Все команды, которые прислали заявки, получили от нас обратную связь. Даже если мы отказываем в инвестировании, команда получает бесплатную консультацию, а часто и не одну. Мы расстаемся друзьями. То есть можно сказать, что все эти 500 стартапов – наши, потому что они от нас что-то получили. Для меня главный кайф, когда после скайп-колла фаундер искренне благодарит за ценные советы и наставления. Некоторые поддерживают с нами постоянную связь, делятся результатами. Это так стимулирует! Есть стартапы, которым мы дали деньги (Luciding, «Казначей», GutenbergzReadyTo.TravelClickGanic), и ряд проектов, в которых у нас есть доля в обмен на нематериальные активы. Консультации наших экспертов стоят денег. Ничего бесплатного не бывает. Когда я даю консультацию, кажется, что это бесплатно, на самом деле я трачу время, и мне капает моя зарплата.

Сейчас мы прорабатываем разные схемы, чтобы можно было масштабироваться, финансировать больше проектов. В частности, мы планируем привлекать средства непрофильных инвесторов, интересующихся IT-сферой.

  Чего не хватает тем стартапам, которым вы отказываете в финансировании?

В нашей индустрии три года – это очень много. Мы сегодня чувствуем себя седовласыми аксакалами. Часто я смотрю на стартапера и понимаю, что он сейчас скажет. Важный момент – распознать твердость характера и серьезность намерений фаундера. Как говорит бизнес-ангел Аркадий Морейнис, стартапер должен иметь железные яйца. Это неполовая характеристика. Он должен быть целеустремленным и видеть, куда он идет. Мы находим команды, взращиваем, встречаемся, поим чаем-кофе, находим общий язык. Я не гуру и не ясновидящий, я не могу сказать, какой проект «выстрелит», но я могу с вероятностью 99% сказать, какой проект точно не взлетит. Есть такие люди, у которых на лбу написано «ничего у меня не получится». Вот реальный случай: приходит человек и говорит, что разработал приложение для заказа такси. Ну, окей, хорошая идея. Спрашиваю: «А от нас что нужно?». Говорит, маркетинг и продажи. Интересуюсь: «А вы хоть с одним таксопарком в своем городе пытались поговорить, получить обратную связь?». Получаю ответ: «Нет, они такие грубые люди». Все, говорить больше не о чем.

 Чем западный рынок стартапов отличается от украинского?

На заре WannaBiz мы думали, что Запад – это супер, будем возить туда стартапы. Приехали на Silicon Valley Open Doors. Выступает один серийный предприниматель, у которого за плечами 50-70 проектов и говорит: «Мы развивались в Сан-Франциско все эти годы, а сейчас решили сделать географическую экспансию и входим в Джорджию». А это, что бы вы понимали, в трехстах километрах. «Я вот еду на работу и хотел бы заехать в офис к стартаперам, поговорить с ними, узнать, как дела, выпить кофе. Там особая атмосфера. Стартап должен быть здесь, чтобы я его видел. А где вы?» - спрашивает он. А мы в Украине. Не годится. Это первое. Второе: на Западе умеют продавать. Там человек выходит выступать и сразу говорит о деньгах, чтобы инвесторы понимали, сколько они могут вложить и сколько заработать. И третье отличие: в Штатах дают деньги за идею. Наши ребята из «Казначея», которые недавно побывали в  США на стажировке говорят, что там для них, если бы они были американским стартапом, с их трекшеном получить $1-1,5 млн инвестиций ничего бы не стоило, а здесь они бьются за $300 тыс. Мы требуем, чтобы уже был прототип, что-то работало, и даем меньший чек. У нас тяжелее. Многие отсеиваются, но те, кто выживает, действительно могут пробиться. Например, сегодня на форуме (Форум инноваций IT-студентов. – прим.ред.) был представлен проект «Умный шкаф», который подбирает одежду в зависимости от погоды, настроения и т.п. В Америке можно было бы причесать этот проект и получить инвестиции, у нас же просто за идею никто ничего не даст. Но в  тоже время, мы буквально ухватились за другой студенческий проект – гаджет для контроля осанки с работающим прототипом.

 Почему украинские стартапы интересны зарубежным инвесторам?

Хороших проектов не так уж много, а команд еще меньше. И так во всем мире. За сильными проектами охотятся. Но учитывая наше местоположение, нам нужны мостики туда. Совсем недавно на WannaBiz Investor Day в Киеве мы собрали практически всех ключевых игроков венчурного рынка и предложили наладить вертикальное объединение: инкубатор – ангел – фонд. Идея в том, чтобы заранее договориться о раундах инвестиций. Например, фонд говорит, я возьму проект, когда KPI будут такими-то. Ангел тоже ожидает, что инкубатор доведет проект до неких показателей.  Таким образом, на каждом этапе есть тот, кто ждет проект, риск провала уменьшается. Стартап будет передаваться из рук в руки и жить. Идея всем понравилась, и уже сейчас мы буквально стоим на пороге такого прецедента. Ассоциация ангелов-инвесторов UAngel по своей сути выступает связующим звеном в этом объединении. Еще один немаловажный плюс от объединения – синдикативное инвестирование проектов с чеком выше $50 тыс. Прежде мы таким проектам помочь с инвестициями не могли, а таких было немало среди заявок WannaBiz.

На мартовском заседании UAngel выступила Виктория Тигипко и предложила использовать наработки TA Venture, а именно, ее связи с иностранными инвесторами, налаженные годами. Фонд выступил с инициативой, чтобы совместно с ангелами и бизнес-инкубаторами находить и инвестировать проекты. Это прекрасный прецедент. На рынке пошло движение, возникло понимание, что надо объединяться не только горизонтально-синдикативно, но и вертикально, с привлечением инвесторов разных раундов.

 Как изменилось количество стартапов в Украине в связи с кризисом?

Наши польские партнеры говорят, что в Польше стартапов нет. Потому что у них люди получают высокую стабильную зарплату, медицинскую страховку и прочие блага. А мы голодные и рисковые. Поэтому поляки приезжают сюда и смотрят на наши проекты. Кризис генерирует поток стартапов. Люди понимают, что в кризис работа может лопнуть и нужно попробовать сделать что-то свое. Стартапы есть, команд мало.

 Почему хорошо запускать стартап в кризис?

Рабочая сила дешевеет. Появились деньги. В кризис деньги горят, поэтому надо с ними что-то делать. Если ты умный, предложи деньгам себя. Раньше была больше диверсификация: можно было положить деньги в банк, делать сталь, добывать уголь. Ну, и то, что было всегда – в IT-стартапе сравнительно низкий порог входа. Поэтому надо действовать прямо сейчас.

 Как обстоит ситуация с образованием IT-специалистов?

Вузы готовят специалистов по старинке: учат программированию, но не бизнесу. Надо, чтобы на рынок выходили те специалисты, которые нужны IT-компаниям. Мы предлагали Политеху читать у них курс, чтобы студенты по окончанию его подготовили курсовой проект и сделали какой-то стартап. Мы проводили такое два года подряд в Школе стартаперов. Делали стартап «под ключ». Курс состоял из 10 трехчасовых занятий на протяжении 10 недель. Занятие состояло из двух частей. Первая – мастер-класс ментора, состоявшегося бизнесмена, который рассказывает о стартапах, исходя из своего опыта.  Вторая – практическая работа по проектам, где мы разбирали стадии и аспекты стартапов: бизнес-модель, клиенты, потребитель, конверсия – говорили обо всем. В итоге студенты Школы стартаперов получают готовое решение, которое могут положить на полочку, а могут реализовать и прийти к нам в инкубатор. В учебный процесс вуза нас пока не пустили, но мы участвуем в форумах, круглых столах, студенческих конференциях и т.п. Процесс идет!

 Как государство может помочь в развитии IT-отрасли?

Мы контактируем с областными и городскими властями, и все говорят одно и то же. Что в ЕС есть фонды, и задача менеджеров этих фондов по уму потратить выделенные деньги, потому что нужно отчитаться. У властей есть связи, нужно  работать с этими организациями на государственном уровне, нам туда труднее достучаться. Полученные деньги можно выделить на создание региональных IT-центров в Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Днепропетровске, направленных на образование и подготовку кадров, а также на  взращивание стартап-культуры в целом. Все говорят, что IT может вытащить нашу страну из кризиса, но воз и ныне там. Поверьте, даже без подпитки из ЕС в стране денег много. Если раньше стартаперы бегали за инвесторами, то сейчас наоборот. Инвесторы бегают за командами, потому что есть деньги, которые нужно куда-то вложить. Задача властей – держать нос по ветру. Если есть какой-то тренд в обществе, надо его оценить. Если он хороший – поддержать и возглавить. Сейчас есть тренд, что люди хотят заниматься IT. У местной власти есть деньги. Одесская мэрия выделила нам 300 тыс. грн на проведение летнего IT-мероприятия. Город не может своими силами организовать такой ивент, поэтому обратились к нам. Цель – собрать и познакомить инвесторов и стартап-команды. Люди есть и деньги есть.

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.