Мы видим первые признаки возвращения инвесторов в Украину

Мы видим первые признаки возвращения инвесторов в Украину

Ольга Магалецкая, руководитель Офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины о том, можно ли ожидать возвращения иностранных инвесторов в Украину

- Какие еще возможны "плюшки" или стимулы для инвесторов могут появиться в 2021 или следующем году: налог на выведен капитал (ПНВК), новый Трудовой кодекс, законопроект об индустриальных парках, который давно уже прошел первое чтение?

- От разных компаний и инвесторов я знаю, что ситуацию с индустриальными парками следует улучшать, и я с этим согласна.

По трудовым отношениям, мы до сих пор живем по советским законом, и это сдерживающий фактор для многих компаний. Поэтому вопрос осовременивания и либерализации трудового законодательства, конечно, давно назрел. Но я сомневаюсь, что сегодня можно замахнуться на большой, комплексный законопроект. Может, чуть позже. Пока лучше идти по пути точечных улучшений, которые уже внедряются в отдельных законопроектах. Сейчас Офис Национального инвестиционного совета привлечен к разработке одной из законодательных инициатив, где рассматривается возможность либерализации трудовых отношений в одной из индустрий. Инициативу предложил комитет по вопросам социальной политики.

- Это касается ИТ сектора?

- Да, это ИТ. Если это произойдет, то станет пилотным проектом и для комитета по вопросам социальной политики, и для комитета цифровой трансформации. Эта модель будет похожа на модель трудовых отношений США или Германии - контрактные взаимоотношения: как работник работает, какие есть компенсации. Множество таких моментов можно реализовать путем контрактных отношений. Этот подход немного революционный.

- О налоговой амнистии. Уже внесли законопроект президента, в котором есть льготная ставка в условиях инвестиций в ОВГЗ. Может, есть варианты предоставлять какие-то льготы и в по другим направлениям инвестирования? Или создавать популярные, как в других странах, программы по предоставлению гражданства при условии инвестирования или приобретения в Украине недвижимости?

- Вопрос амнистии, или, более правильно, нулевого декларирования - является сложным, потому что там много нюансов, например, как разрешить не раскрывать происхождение состояния и в то же время исключить легализацию средств, полученных преступным путем. Мне кажется, что эта инициатива может иметь положительные последствия с экономической точки зрения. Так, недавно президент подал в парламент четыре законопроекта относительно добровольного декларирования имущества и уплаты единовременного сбора. Планируется, что будет 3 ставки:

  • 5% для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины;
  • 9% для валюты на банковских счетах и ​​других активов, которые находятся за рубежом;
  • 2,5% по ОВГЗ, приобретенные в период с 1 января 2021 по 20 июня 2022 и до подачи декларации.

- Если это все подытожить: в прошлом году в Украине было зафиксирован отток инвестиций, удастся ли в этом году переломить ситуацию и достичь более-менее весомого притока?

- Мы делаем все, чтобы ситуация изменилась к лучшему, и уверены, так и будет. Мы уже видим первые признаки того, что инвесторы возвращаются.

Вы поймите, подобная ситуация сложилась в прошлом году во многих странах из-за карантина и локдауна. К тому же есть особенности подсчета этих прямых иностранных инвестиций: в прошлом году летом изменили подход, и в 2019 году вместо $2,8 млрд. стало $5,2 млрд. Так вот, мне ближе $2,8 млрд, потому как $ 5,2 млрд - это немного искривленный показатель, поскольку в тот год объемы привлечения инвестиций не были такими большими.

Хочется, чтобы закон о поддержке инвестиций и другие инициативы дали толчок к привлечению новых средств, и не только иностранных инвестиций, но и внутренних. Хотя надо честно сказать, что в этом году большого влияния на ситуацию принятие закона о господдержке инвестпроектов не стоит ждать, потому что первые компании только начнут свои проекты, а следовательно инвестиции - в строительство, завоз нового оборудования - пойдут в следующем году. Было бы очень круто, чтобы это произошло уже в 2021 году, однако тогда надо, чтобы Минэкономики быстро запустило всю подзаконную нормативную базу и начали заключать инвестдоговора с инвесторами.

- Насколько конфликт с инвесторами в зеленую энергетику может стать фактором, который будет сдерживать другие инвестиции, потому что государство не смогло выполнить свои обязательства. Можно дискутировать, были или есть завышенными "зеленые" тарифы, но трудно спорить с тем, что государство нарушило свои обещания.

- Мое личное отношение - и да, и нет. С точки зрения негативного пиара - да, это может повлиять, но такие ситуации были и в других странах, даже в ЕС, и не имели критического воздействия и с точки зрения реинвестирования тех, кто уже зашел в этот сектор. Впрочем, может ли это сдерживать новых инвесторов из других регионов, из других государств: например из Ближнего Востока? Я бы сказала, что нет. Инвесторы рассматривают этот сектор в Украине и сейчас, даже при той ситуации, которая сложилась, новые инвестиции поступают.

- Мы уже говорили, что год назад в Давосе Зеленский выступил с идеей инвестиционных нянь, и вот уже есть закон. Тогда же он предложил создание в Украине международного арбитража для инвесторов. Однако здесь новостей немного. Почему? Вы участвуете в реализации этого предложения?

- И брали, и берем. Это также непростой вопрос. С точки зрения создания иностранного арбитража или его филиалов (например, Стокгольмский или LCIA), честно говоря из общения с их представителями, они не рассматривают Украину как страну, куда они могут зайти и сделать здесь свой филиал. Они рассматривают это как бизнес-модель, и нужен соответствующий бизнес в Украине. Мы знаем, чтобы компании пошли судиться к иностранному арбитражу - в Стокгольм или Лондон - нужны дела, где судебные расходы стартуют от $1-2 млн.

К тому же для создания успешного арбитражного суда нужна развитая судебная система с высоким уровнем доверия бизнеса к судам, поскольку в арбитражной практике суды служат необходимой инфраструктурой, на которой строится арбитраж. Именно суды имеют право признать арбитражную оговорку недействительной, отменить арбитражное решение и тому подобное.

Ситуация непростая, поэтому мы упорно работаем над тем, чтобы найти решение.

- Исторически Национальный инвестиционный совет был приближенным к Совету реформ при президенте. Но последнее заседание Совета реформ прошло довольно давно. Участвуете ли вы в его подготовке? Где вообще ваше место в инвестиционной инфраструктуре, какова ваша особенность, что вас отличает от UkraineInvest?

- UkraineInvest была создана осенью 2016 года, как и Национальный инвестиционный совет при президенте.

Идею создания Национального инвестиционного совета поддержал и поддерживает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), у которого есть подобные проекты в странах, где они способствуют улучшению инвестиционного климата. Наш Офис финансируется ЕБРР с мультидонорського счета. Напомню, что ЕБРР - крупнейший инвестор в Украине. У нас в мандате - сотрудничество с крупными инвесторами, слушать, что они могут посоветовать, и помогать воплощению этих идей в законодательных инициативах. Поэтому наш KPI - это непосредственно законопроекты. Наш Офис консультирует не только крупных инвесторов. Мы работаем по разным направлениям и темам с множеством инвесторов, а также с правительством, Офисом президента, депутатами, особенно с экономическим комитетом Верховной Рады.

UkraineInvest - это же классическое агентство по привлечению инвестиций, работа которого - быть инвестиционными менеджерами, помогать инвестору с первого дня, консультировать по законодательству и аппликационным формам.

- Сколько сотрудников работает в Национальном инвестиционном совете?

- Только пятеро, плюс бухгалтер. Это немного, впрочем, это не главное - иметь много людей. Главное - взяться за какой-то вопрос и довести его до конца. Лучше пусть будет три вопроса, чем 10, но мы все три доведем до конца.

Очень важно, что мы имеем поддержку Офиса президента, с которым активно сотрудничаем. Мы также активно привлекаем к сотрудничеству не только ЕБРР и ведущих инвесторов, но и крупнейшие бизнес-ассоциации: АСС, ЕВА, СУП, ТПП и др.

Для нас очень важно получить конкретный и практический результат, как в частности, это было с законом об инвестиционных нянях. Это моя лучшая мотивация!

Сиcтема привлечения инвестиций в Украине требует радикальных изменений

Ольга Магалецкая, руководитель Офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины о текущей ситуации и подходах в привлечении и управлении инвестициями в Украине

Читайте также