Новый Закон Украины "Об институтах совместного инвестирования" или поможет ли покойнику припарка

Новый Закон Украины "Об институтах совместного инвестирования" или поможет ли покойнику припарка

За время независимости в Украине приняли сотни законов, призванных регулировать новые сферы общественных отношений. Многие из них обуславливают и символизируют переход от прошлого к будущему, от ...

После вступления в силу Закона Украины «Об акционерных обществах» возникла необходимость внесения изменений в Закон Украины «Об ИСИ». Ведь особенности создания, функционирования и ликвидации корпоративных инвестиционных фондов (КИФ) продолжали регулироваться нормами Закона Украины «О хозяйственных обществах». После принятия и вступления в силу Закона Украины «Об акционерных обществах» возникло немало практических проблем, связанных с применением КИФ норм этого Закона.

Принятый в июле 2012 года Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» №5080-VI (Закон), вступивший в силу 1 января этого года, определяет правовые и организационные основы создания, деятельности, прекращения субъектов совместного инвестирования, особенности управления активами указанных субъектов, устанавливает требования к составу, структуре и хранению таких активов, особенности эмиссии, обращения, учета и выкупа ценных бумаг ИСИ, а также порядок раскрытия информации об их деятельности. Закон является итогом почти двадцатилетнего развития индустрии инвестиционных фондов в Украине.

Сфера действия и структура Закона

Сразу заметим, что Закон является фактически модернизированной и обновленной редакцией Закона Украины «Об ИСИ». Он вобрал в себя многие положения ранее принятых подзаконных правовых актов Комиссии. При этом Закон сохранил базовые определения и понятия, степень правового регулирования, стиль нормотворческой техники, присущие Закону Украины «Об ИСИ» 2001 года.

Закон не распространяет свое действие на общественные отношения, возникающие в связи с образованием и деятельностью других фондов, занимающихся инвестиционной деятельностью. Его действие распространяется только на функционирование ИСИ, то есть на совместное инвестирование.

Закон содержит 9 разделов, объединяющих 78 статей. Уже само структурное построение Закона свидетельствует об особенностях правого регулирования совместного инвестирования:

  • раздел I «Общие положения» определяет сроки, сферу действия Закона, законодательство в сфере совместного инвестирования, правовой статус участников ИСИ, требования к должностным лицам ИСИ и компаниям по управлению активами  (КУА) ИСИ, особенности регистрации и классификации ИСИ;
  • раздел II «Корпоративный фонд» является крупнейшим разделом Закона, регламентирующим правовой статус КИФ, особенности создания, деятельности и прекращения, устав и регламент, правовые основы создания и деятельности органов, распределение активов КИФ в случае его ликвидации и иные важные вопросы;
  • раздел III «Паевой фонд» определяет правовой статус паевого инвестиционного фонда (ПИФ), особенности его создания, функционирования и прекращения, регламент, участие в ПИФ, распределение активов ПИФ в случае его ликвидации;
  • раздел IV «Активы ИСИ» регулирует состав и структуру и порядок определения стоимости чистых активов ИСИ;
  • раздел V «Ценные бумаги ИСИ» посвящен вопросам размещения, обращения, выкупа ценных бумаг ИСИ, проспекта эмиссии ценных бумаг ИСИ, его государственной регистрации, регистрации выпуска акций КИФ, что осуществляется с целью совместного инвестирования и проспекта их эмиссии, определения стоимости ценной бумаги ИСИ, правовой режим заявки на приобретение и выкуп ценных бумаг ИСИ, размещение и выкуп размещенных ценных бумаг ИСИ, приостановлению, размещению, выкупу, конвертации ценных бумаг ИСИ, учету прав собственности на них;
  • раздел VI «Субъекты, которые обслуживают деятельность ИСИ» определяет особенности правового статуса КУА, хранителя активов ИСИ, оценщика имущества ИСИ, аудитора (аудиторской фирмы) и требования к договорам с этими субъектами;
  • раздел VII «Раскрытие информации о деятельности ИСИ» устанавливает порядок раскрытия информации об ИСИ, регламентирует вопросы относительно веб-сайта КУА и рекламы ИСИ;
  • раздел VIII «Регулирование деятельности по совместному инвестированию» посвящен субъектам регулирования деятельности по совместному инвестированию - государству и саморегулируемой организации профессиональных участников фондового рынка;
  • раздел IX «Заключительные и переходные положения» определяет порядок вступления Закона в силу и вносит некоторые изменения в законодательные акты Украины.

Новая классификация ИСИ

Кроме уже существующей классификации ИСИ в зависимости от порядка осуществления деятельности (закрытого, открытого и интервального типа), сроков деятельности (срочные и бессрочные), механизма диверсификации (диверсифицированные и недиверсифицированные), ст. 7 Закона вводит квалификационные и специализированные ИСИ. Так, согласно ч. 5 ст. 7 Закона ИСИ считается специализированным, если он инвестирует активы исключительно в определенные настоящим Законом классы активов. К специализированным ИСИ принадлежат инвестиционные фонды следующих классов:

  1. фонды денежного рынка;
  2. фонды государственных ценных бумаг;
  3. фонды облигаций;
  4. фонды акций;
  5. индексные фонды;
  6. фонды банковских металлов.

ИСИ считается квалификационным, если он инвестирует активы в один из квалификационных классов активов и средства, а также не имеет каких-либо требований к структуре активов. К квалификационным относятся следующие классы активов:

  1. объединенный класс ценных бумаг;
  2. класс недвижимости;
  3. класс рентных активов;
  4. класс кредитных активов;
  5. класс биржевых товарных активов;
  6. другие классы активов, которые Комиссия может вводить и относить к квалификационным.

Но сейчас украинское законодательство не дает ответа на вопрос, что представляет собой класс активов. Поэтому не разумнее ли было в Законе расширить перечень специализированных фондов, добавив к ним квалификационные ИСИ и указав, что эти фонды могут инвестировать только в один класс активов, определенный соответствующим перечнем?

Корпоративные инвестиционные фонды

Закон определяет КИФ как юридическое лицо, которое создается в форме акционерного общества и осуществляет деятельность исключительно по совместному инвестированию. Процедура создания КИФ подобна процедуре создания акционерного общества, но осложнена особенностями, обусловленными природой КИФ как инвестиционного фонда. Поэтому немало положений Закона, в частности, относительно учредительного договора, повестки дня общего собрания, содержания бюллетеней для голосования, оснований досрочного прекращения полномочий членов наблюдательного совета и других вопросов повторяют аналогичные положения Закона Украины «Об акционерных обществах», но его нормы не будут распространяться на ИСИ. Так какая необходимость в отдельном регулировании корпоративного управления в КИФ, когда оно урегулировано Законом Украины «Об акционерных обществах»?

По мнению Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, целесообразнее было определить, что нормы общего законодательства применяются к отношениям, не урегулированным специальным законом об ИСИ. Положительным следствием такого подхода станет существенное сокращение объема проекта, в том числе за счет исключения из него изменений к Хозяйственному и Гражданскому кодексам Украины, части изменений в Закон Украины «Про ценные бумаги и фондовый рынок» и т.д. Такой подход позволит, с одной стороны, избежать дублирования норм Закона Украины «Об акционерных обществах» в Законе Украины «Об институтах совместного инвестирования», а с другой, - путем применения положений Закона Украины «Об акционерных обществах» к корпоративным фондам урегулировать те вопросы их деятельности, которые не урегулированы этим проектом. В частности, это касается запрета внесения изменений в списки акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционерного общества, после его составления (ч. 2 ст. 34 Закона); требований к порядку приобретения значительного или контрольного пакета акций (ст. ст. 64-65 Закона); порядка хранения документов корпоративного фонда (ст. 77 Закона); сохранения за Комиссией права подавать иск о ликвидации корпоративного фонда в случае отказа в регистрации отчета о результатах частного размещения акций и т.д. (ч. 5 ст. 9 Закона).

В связи с этим изменения в ст. 1 Закона Украины «Об акционерных обществах» целесообразно внести в части 2, изложив ее абзац 2 в такой редакции: «Особенности правового статуса, создания, деятельности, прекращения, выделения акционерных обществ, осуществляющих свою деятельность на рынках финансовых услуг, а также корпоративных фондов определяются законами».

Следует отметить, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины предлагало также альтернативный вариант, который заключался в определении КИФ отдельной организационно-правовой формой юридического лица.

Паевые инвестиционные фонды

В соответствии со ст. 45 Закона участники паевого фонда не имеют права влиять на деятельность КУА. В паевом фонде наблюдательный совет не создается.

Юристу-практику, трудно согласиться с таким подходом. Нужно вернуть инвесторам ПИФ инструмент контроля за КУА в виде квазикорпоративного органа - наблюдательного совета, который позволял бы, формально передав бизнес в управление КУА, осуществлять контроль за участием имущества в гражданском обороте.

Для совершенствования правового регулирования деятельности наблюдательного совета ПИФ целесообразно руководствоваться правовыми нормами и наработанными практикой правилами, регламентирующими работу этого органа в акционерных обществах, в том числе КИФ, в части, что не противоречит нормам Закона.

Так, часть 7 ст. 25 Закона Украины «Об ИСИ» давала право участникам ПИФ, средства совместного инвестирования которого привлечены путем частного (закрытого) размещения инвестиционных сертификатов, образовывать наблюдательный совет. Компетенция наблюдательного совета ПИФ ограничивалась наблюдением за: выполнением инвестиционной декларации, сохранением активов ПИФ; ведением реестра владельцев инвестиционных сертификатов; проведением аудиторских проверок деятельности и оценки имущества ПИФ; избранием председателя наблюдательного совета; утверждением решения о разрыве договоров с хранителем, регистратором, аудитором (аудиторской фирмой) и независимым оценщиком имущества; утверждением изменений в регламент фонда. Кроме того, статья 4 Закона Украины «Об ИСИ» содержала гарантию защиты прав участников, которые голосуют против решения наблюдательного совета ПИФ, а также тех, которые не принимают участия в голосовании. Так, при удлинении срока деятельности срочного ИСИ в случае уменьшения стоимости чистых активов ИСИ на 20 процентов и более в течение последних 12 месяцев деятельности такого ИСИ, он обязан осуществить выкуп собственных ценных бумаг у участников, которые голосовали против принятия такого решения, а также у участников, которые не принимали участия в голосовании по такому решению, и требуют от ИСИ выкупа ценных бумаг.

Конвертация ценных бумаг ИСИ

По непонятным для автора причинам в свое время Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» из последнего была исключена ст. 45, которая предусматривала возможность конвертации ценных бумаг ИСИ, управление которыми осуществляет одна КУА, по письменному требованию инвестора, если это предусмотрено проспектом эмиссии ценных бумаг ИСИ.

Идея возрождения института конвертации ценных бумаг возникла при подготовке Закона ко второму чтению и оказалась плодотворной. Благодаря определенным дискуссиям участников рынка совместного инвестирования с представителями Комиссии, последние согласились включить в законы Украины положения о конвертации ценных бумаг. Закон вводит такие правовые институты, как «конвертация ценных бумаг» путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» и «конвертация ценных бумаг ИСИ».

Согласно ст. 60 Закона ценные бумаги ИСИ по заявлению их владельца могут быть конвертированы в ценные бумаги другого ИСИ, активы которых находятся в управлении одной КУА. Конвертация ценных бумаг ИСИ осуществляется по расчетной стоимости таких ценных бумаг, определенной на день подачи заявления на конвертацию. Заявления на конвертацию не отзываются.

Эта же статья определяет особенности конвертации различных типов ИСИ. В частности, конвертация ценных бумаг ИСИ открытого и интервального типа может осуществляться исключительно с соблюдением условий, установленных ч. 5 ст. 58 Закона, а также в случае ликвидации ИСИ. Конвертация ценных бумаг ИСИ закрытого типа может осуществляться в случае ликвидации такого ИСИ, а также во время обязательного выкупа ценных бумаг в случае продления срока деятельности срочного ИСИ. Запрещаются конвертация ценных бумаг венчурных ИСИ в ценные бумаги любых ИСИ, а также конвертация ценных бумаг ИСИ в ценные бумаги венчурных ИСИ.

Общая стоимость ценных бумаг ИСИ, которые в результате конвертации приобретаются инвестором, не может быть меньше общей стоимости ценных бумаг ИСИ, которые в результате конвертации изымаются из обращения. В случае необходимости инвестор ИСИ осуществляет доплату в сумме разницы между общей стоимостью ценных бумаг, которые приобретаются и общей стоимостью ценных бумаг, которые изымаются из обращения. КУА обязана перечислить средства за ценные бумаги ИСИ, которые изымаются из обращения, со счета такого ИСИ, а также сумму доплаты (в случае ее наличия) на счет ИСИ, ценные бумаги которого приобретаются инвестором в результате конвертации, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления ценных бумаг ИСИ, изымаемых из обращения, на счет эмитента.

Порядок конвертации ценных бумаг ИСИ устанавливается Положением Комиссии, утвержденным Решением №2073 от 01.10.2013.

По нашему мнению, конвертация ценных бумаг является достаточно неоднозначным шагом на пути развития законодательства. Бесспорно, она предоставляет физическим и юридическим лицам новые возможности по выбору ценных бумаг и инвестиционных инструментов.

Впрочем, конвертация ценных бумаг может способствовать злоупотреблениям мажоритарных акционеров и КУА по отношению к менее защищенным миноритарным акционерам и участникам ИСИ. Например, в условиях упадка рынка совместного инвестирования отечественные КУА для предотвращения уменьшения стоимости активов в управлении в связи с выходом инвесторов могут «стимулировать» последних осуществлять конвертацию принадлежащих им ценных бумаг.

Раскрытие информации и веб-сайт КУА

Закон предусматривает усовершенствование системы раскрытия информации о деятельности ИСИ. Информация ИСИ раскрывается в установленном законодательством порядке путем:

  1. размещения в общедоступной информационной базе данных Комиссии о рынке ценных бумаг (в случае публичного размещения ценных бумаг ИСИ);
  2. размещения на собственном веб-сайте компании (в случае публичного размещения ценных бумаг ИСИ);
  3. предоставления непосредственно участникам ИСИ (в случае частного размещения ценных бумаг ИСИ);
  4. представления информации в Комиссию;
  5. представления информации в саморегулируемую организацию профессиональных участников фондового рынка - объединение участников фондового рынка, осуществляющих профессиональную деятельность на фондовом рынке по управлению активами институциональных инвесторов.

Таким образом, доведение информации до инвесторов ИСИ и других заинтересованных лиц осуществляется через реализацию процедуры «раскрытие информации». Согласно Концепции раскрытия информации на фондовом рынке Украины система раскрытия информации на фондовом рынке дает возможность инвестору и другим заинтересованным лицам самостоятельно оценивать эффективность управления инвестиционными процессами в экономике, создает условия для добросовестной конкуренции между эмитентами ценных бумаг. Важное значение приобретает раскрытие эмитентами ценных бумаг не финансовой информации, к которой относится описание: бизнеса; имущества; факторов риска; наличия судебных дел и мер защиты; состояния корпоративного управления.

Впервые за почти 20 лет развития инвестиционных фондов в Украине на законодательном уровне появилось требование об обязательности раскрытия информации об ИСИ на сайте КУА.

В частности, этому вопросу посвящена аж целая ст. 76 Закона. Так, на веб-сайте компании размещается информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством, а также требованиями внутренних документов КУА, проспектом эмиссии ценных бумаг ИСИ, регламентом КУА, которая осуществляет управление активами ИСИ, обязана обеспечить раскрытие на собственном веб-сайте:

  1. сведения о наличии лицензии на осуществление деятельности по управлению активами с указанием серии и номера лицензии, даты ее выдачи;
  2. контактные данные (адрес, телефон, телефакс, электронный почтовый адрес);
  3. перечень ИСИ, активы которых находятся в управлении КУА;
  4. сведения о стоимости чистых активов ИСИ, цене размещения и выкупа ценных бумаг ИСИ, активы которых находятся в управлении КУА: ежедневно - для ИСИ открытого типа; ежедневно в период интервала - для ИСИ интервального типа.

КУА, которая осуществляет управление активами корпоративного фонда, обязана обеспечить раскрытие на собственном веб-сайте информации, предусмотренной ч. 2 настоящей статьи, а также содержание таких документов:

  1. устав корпоративного фонда, изменения в устав корпоративного фонда (в случае публичного размещения ценных бумаг корпоративного фонда);
  2. свидетельство о государственной регистрации корпоративного фонда;
  3. регламент, изменения к регламенту (в случае публичного размещения ценных бумаг корпоративного фонда);
  4. свидетельство о внесении корпоративного фонда в Реестр;
  5. выводы аудитора (аудиторской фирмы) корпоративного фонда (в случае публичного размещения ценных бумаг корпоративного фонда);
  6. расчет стоимости чистых активов корпоративного фонда (в случае публичного размещения ценных бумаг корпоративного фонда);
  7. проспект эмиссии ценных бумаг, изменения к проспекту эмиссии ценных бумаг (в случае публичного размещения ценных бумаг корпоративного фонда);
  8. свидетельство о государственной регистрации выпуска ценных бумаг корпоративного фонда;
  9. перечень лиц, которые обслуживают корпоративный фонд;
  10. свидетельство о внесении корпоративного фонда в Государственный реестр финансовых учреждений.

КУА, которая осуществляет управление активами паевого фонда, обязана обеспечить раскрытие на собственном веб-сайте информации, предусмотренной частью второй настоящей статьи, а также содержание таких документов:

  1. регламент, изменения к регламенту (в случае публичного размещения ценных бумаг паевого фонда);
  2. свидетельство о внесении паевого фонда в Реестр;
  3. выводы аудитора (аудиторской фирмы) паевого фонда (в случае публичного размещения ценных бумаг паевого фонда);
  4. расчет стоимости чистых активов паевого фонда (в случае публичного размещения ценных бумаг паевого фонда);
  5. проспект эмиссии ценных бумаг, изменения к проспекту эмиссии ценных бумаг (в случае публичного размещения ценных бумаг паевого фонда);
  6. свидетельство о государственной регистрации выпуска ценных бумаг паевого фонда;
  7. перечень лиц, которые обслуживают паевой фонд.

КУА должна использовать удобные для инвесторов средства распространения информации, которые обеспечивают своевременный, несвязанный со значительными финансовыми и временными затратами доступ к информации. В эпоху развития информационных технологий особое значение приобретает использование современных средств обнародования информации с помощью сети Интернет. В Украине отсутствует единый банк данных, который бы содержал достоверную информацию об ИСИ. Закон об этом умалчивает. Практически невозможно получить всю необходимую информацию из единого открытого источника и сравнивать ее по различным параметрам предоставленной КУА информацией.

Выводы

Объективно Закон «Об институтах совместного инвестирования» опоздал на пять лет. Его нужно было принимать вместе с Законом Украины «Об акционерных обществах» на пике финансово-экономического кризиса в 2008 году. После введения в действие Закона 1 января 2014 года отечественное совместное инвестирование не претерпит существенных изменений. Автор этого комментария помнит как принимался Закон, как с одного маху одной руки в Верховной Раде Украины совместное инвестирование получило такое «покращення».

Детальный анализ степени правового регулирования Закона свидетельствует, что он одновременно является зарегулированным относительно некоторых регулятивных вопросов, и не достаточно урегулированным в отношении других институциональных проблем. Так, например, если вопросы создания и функционирования ИСИ, особенностей деятельности органов КИФ, подачи отчетности, обращения ценных бумаг урегулированы более чем достаточно и являются обременительными для субъектов совместного инвестирования, то вопросы охраны и защиты прав инвесторов ИСИ, информационной прозрачности, выработки критериев управления ИСИ и другие важные вопросы остаются практически не урегулированными.

Если бы даже произошло непринятие данного Закона, система отношений на рынке совместного инвестирования существенно бы не изменились. Большинство из введенных Законом новых ИСИ уже давно работают в Украине без соответствующего правового основания. Профессиональные участники совместного инвестирования заимствуют и будут заимствовать мировые новации совместного инвестирования, не обращая внимания на устаревший закон. Комиссия в очередной раз продолжает заниматься «ИКД - имитацией кипучей деятельности» путем «тягучей» модернизации нормативно-правовых актов. А через 3-5 лет мы вновь получим новый закон в сфере совместного инвестирования, который «отстанет» от жизни на этот же срок.

Закон закрепляет внутригосударственную направленность деятельности ИСИ. В связи с интеграцией Украины в мировое общества актуальной тенденцией совместного инвестирования должно стать приведение его в соответствие с мировыми стандартами, в первую очередь, положениями ЕС. Для украинской экономики важно сбалансированное соотношение отечественного и иностранного инвестирования, прежде всего укрепление собственных позиций на внутреннем и внешнем рынках. Украине нужен пронизанный лучшими достижениями европейской правовой мысли новый, по сути, революционный закон, который, гармонируя с принципами современного правового государства, должен стать системообразующим фактором развития совместного инвестирования.

Особенность гармонизации законодательства в сфере совместного инвестирования европейского законодательства заключается в том, что оно должна происходить как составная часть гармонизации рынка финансовых услуг к законодательству ЕС. Потому что, во-первых, деятельность субъектов совместного инвестирования в значительной степени обусловливается состоянием развития рынка финансовых услуг. Во-вторых, управление ИСИ принадлежит к финансовой услуге, которую осуществляет КУА, являющаяся финансовым учреждением.

 

Читайте также