Волна патриотизма, затем волна страха за жизнь и будущее, и как результат волна депрессии - приблизительно такими видят последние полтора года пессимисты украинских реалий. Люди аналитического склада ума менее склонны поддаваться эмоциям, но и их все чаще посещают мысли об эмиграции. Однако история доказывает, что смутные времена дают толчок к развитию.
Украинцам не нужно выдумывать велосипед - Израиль давно живет в постоянной турбулентности, нам достаточно лишь изучить их опыт. За 66 лет существования государства тут было 10 войн. Общество милитаризовано и всегда готово к атакам. Однако никому в голову не приходит бежать.
Авирам Айзенберг, израильский бизнесмен с 30-летним опытом работы в IT-индустрии и основатель аутсорсинговой компании Ignite, убежден, что именно сегодняшняя ситуация в Украине дает нам возможность стать следующей нацией стартапов. Он настолько в этом уверен, что переехал в Украину, и абсолютно точно намерен развивать в стране IT-отрасль.
Разумеется, существуют некоторые особенности ведения, а главное - открытия бизнеса в условиях войны и экономического кризиса.
30 лет назад в Израиле, как сейчас в Украине, IT-фирмы создавали продукт для американских компаний. Тогда сложно было представить, что пройдут годы, и страна выйдет на второе место в мире по благоприятности экосистемы для стартапов.
Война создала новые запросы в IТ-сфере. Появилась потребность в разработке продуктов для внутренней безопасности, для линий связи. За все это брались стартаперы, еще недавно работавшие на крупные иностранные компании. Главный толчок к развитию дала программа “Йозма” - создание больших инкубаторов для стартапов.
Благодаря этому, сейчас в стране 5 тысяч стартапов, и каждый год запускаются еще около полутысячи. Сегодня в маленьком государстве, постоянно живущем в состоянии войны, работают центры исследования и разработки (R&D) крупнейших мировых компаний.
Украина и Израиль похожи не только военными бедами. Господин Айзенберг считает, что у нас очень похожа ситуация с человеческими качествами:
- у нас, как у израильтян, высокая мотивация к получению хорошего образования;
- мы жаждем успеха;
- у нас развито чувство собственности;
- желание контролировать свою судьбу;
- уравновешенное отношение к рискам;
- гибкость ума, способность преодолевать трудности;
- менталитет, склонный использовать возможности - мы часто неудачи считаем воротами к новым возможностям.
А раз уж у нас так много общего, то стоит как минимум прислушаться, а как максимум - взять и применить израильский опыт. Итак, в смутные, военные и кризисные времена, утверждают израильтяне - самое время открывать свою IT-компанию.
- Психологический фактор. Во времена войны не так страшно прогореть - по сравнению с возможностью погибнуть на войне банкротство даже риском назвать сложно. Работники компаний становятся более сговорчивыми - всем нужна стабильность.
- Валютный фактор. Доходы от IT-бизнеса традиционно в долларах, а расходы – в местной валюте, стремительно подешевевшей.
- Кадровый фактор. Кризис часто оставляет без работы специалистов высокого класса - их можно привлечь к созданию своей компании.
- Инвестиционный фактор. Кредиты в Украине даются с двузначными цифрами процентов, в странах развитой экономики - с одной цифрой. Инвесторам выгодно взять кредит за рубежом и вложить деньги в украинскую компанию с относительно дешевой рабочей силой и небольшими затратами.
Советы тем, кто решился
- Структура ведение бизнеса
- создавая компанию, исследуйте компании рынка, которые закрываются - там могут быть специалисты высочайшего класса, которые вам пригодятся - собственники-паникеры обязательно их уволят;
- при планировании расходов не забывайте учитывать, что в военное время всегда могут появиться неожиданные налоги для финансирования армии - пусть это не станет для вас критическим сюрпризом;
- помните, что следующим уровнем в отрасли должно стать открытие местных инкубаторов, R&D и платформ для стартапов;
- обязательно создавайте информационные поводы для СМИ;
- достигая успеха, не забывайте рекламировать свою страну - это всегда новые инвестиции.
- Психология
- привлекая в свою компанию людей, создавайте ощущение безопасности (в военное время каждый человек испытывает дефицит защищенности), вплоть до поиска возможности защитить своих работников от мобилизации - для некоторых это станет решающим;
- создавайте уют в офисе, пусть работа для ваших сотрудников станет местом комфорта;
- не избегайте открытого и честного разговора со своими людьми о рисках.
Господин Айзенберг уверен, что активные люди именно в условиях кризиса лучше всего проявляются. Таким всегда легче открыть свое дело, чем искать низкооплачиваемую работу. Да и инвесторы в такие времена ищут менее затратные проекты. Так что самое время закатать рукава.
По материалам http://softsource.org/ (Ольга Бабина /