Почему инвесторы отказываются инвестировать в проект?

Почему инвесторы отказываются инвестировать в проект?

×

Почему инвесторы отказываются инвестировать в проект?

  • Герман Каплун, сооснователь венчурного фонда TMT Investments, о взаимоотношениях между инвестором и стартапом и причинах отказа в инвестировании

Инвесторы обычно очень тщательно подбирают инвестиционные проекты, в которые хотят вложить свои средства. И выбирают они не только идеи и технологии, но и людей-основателей стартапов. Ниже приведены шесть причин, согласно которым, инвестор отказывается инвестировать в проект.

Низкая доля менеджмента

Если команда проекта владеет менее 20% бизнеса, то она очень легко сможет найти другую работу в случае неприятностей, и их экономические потери будут небольшими. Для инвестора все будет гораздо хуже. Идеальное соотношение – это когда стоимость доли менеджмента превышает годовую зарплату в 2-3 раза.

Пару лет назад два стартапа из портфеля TMT Investments практически одновременно начали «заваливаться». Оба проекта не получали дохода от своего продукта и аудитории, у основателей больше не было денег на финансирование. Фаундер более перспективного проекта, который владел небольшой долей в нем, сразу заявил о необходимости банкротить компанию, и занялся другим бизнесом. Команда второго проекта, владеющая 60%, затянули пояса, поработали полгода вообще без зарплаты, но заключили несколько крупных контрактов и подняли следующие раунды инвестиций.

Непрофессиональные инвесторы у руля

Эта проблема основная для мобильных приложений и сайтов. Все считают, что если они следят за конкурентами и четко представляют конечный результат, то сумеют управлять проектом.

Но в истории нет примеров, когда непрофильный специалист приходил в готовый бизнес, приводил собственный менеджмент и добивался успеха.

Лучшим примером станет MySpace с Рупертом Мердоком. Можно еще вспомнить историю «Рамблера». В компанию приходили самые разные акционеры: Юрий Лопатинский, «Русские фонды», «ПрофМедиа». А бизнес все еще стоит, но в основном за счет рывка, сделанного еще его основателями.

Не нравится команда

Инвестору не обязательно любить команду, но если взгляды на мир и проект разные, то работать будет тяжело. Необходимо доверять своим инстинктам, поскольку ощущения так же важны, как и математика. Иначе вам разонравится сам проект, либо вы не будете доверять его основателям.

Отсутствие динамики

Для начинающих проектов это первые клиенты, скорость работы над продуктом, реакция на жалобы пользователей, стиль общения с инвесторами. Если команда предлагает вам проект активно и толково, точно так же она будет вести себя с другими инвесторами. Если в течение шести месяцев заметна положительная динамика, то 95% за то, что она продолжится после внесения инвестиций. Весной 2011 года один из проектов – Depositphotos – зарабатывал всего $30 тыс. ежемесячно, но выручка росла. Сейчас это уже $1 млн. в месяц, и показатель растет.

Дешево не значит интересно

Многие инвесторы обращают больше внимания на цену проекта, чем на его качество или перспективы. Многие считают, что велика вероятность роста дешевого проекта вдвое, или один из десятка выстрелит на рынке, а его рост покроет остальные потери. На самом деле важно понимать, насколько перспективен проект, и только потом приглядываться к цене.

97% стартапов на ранней стадии вообще не выживают, потому их цена не так важна. Инвестиции вкладывают не в сегодняшний проект, а в будущий рост.

Если компания показывает рост и перспективный продукт, а инвестировать предлагают при небольшой оценке, то стоит еще раз тщательно все проверить. Может быть, основатели сами не верят в свой стартап, есть какие-то неоговоренные нюансы или люди просто хотят получать зарплату побольше.

Примером обманчивой дешевизны может стать проект bebo.com. В 2008 году этого конкурента Facebook приобрела AOL на основании оценки в $850 млн., и продала через два года за $10 млн. Покупатель рассчитывал вернуть хотя бы треть цены, но новые владельцы не предложили ни одной свежей идеи, а пользователи постепенно переходили на популярные сервисы. В мае прошлого года компания сообщила о банкротстве, через месяц ее основатели – Майкл и Хочи Берч – выкупили соцсеть за $1 млн.

Что делать, если другие инвесторы «выходят»?

Как реагировать на выход из проекта других инвесторов? Миноритарные инвесторы могут брать пример с крупных. Они могут сделать качественный анализ и лучше разбираются в трендах. Но лучше всего использовать собственную стратегию.

Если вы инвестировали в проект только из-за «стадного инстинкта» – выходите. Если с самого начала действовали самостоятельно – не надо копировать других.

Вообще, необходимо раз в год переоценивать свои инвестиции. Но все-таки стоит понять причины выхода других инвесторов: они не верят в проект, им нужны деньги или есть лучшие объекты для инвестиций.

В портфеле TMT Investments была компания PeekYou. Два года назад фонд вышел из нее практически с нулевым результатом, поскольку было много проектов с большим потенциалом, и инвестировал в Wrike, которая показала рост вчетверо. Другие инвесторы остались в проекте и заработали примерно 50%.

Инвестируя в компанию, вы должны представлять себе ее будущего покупателя. До IPO доходят очень немногие. К примеру, производителем 3d-принтеров заинтересуются конкуренты – производители обычных принтеров и сопутствующий бизнес, торговые сети – вероятно CANON, Apple, HP, Amazon, Epson и BestBuy.  Выясните, покупают ли эти компании вообще что-либо подобное. Если нет, то нет смысла инвестировать, если только в ожидании дивидендов.

По материалам Forbes

 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×