Создатель Y Combinator Пол Грэм ценит скорость, отчасти потому, что его бизнес связан с воплощением идей в активно развивающиеся компании за несколько месяцев. Он инвестировал в такие известные проекты, как Dropbox, Airbnb, сайт Reddit. В одном из своих интервью он рассказал, как ему удается выделить из общей массы перспективные проекты.
Кроме того, он умеет выделять не только успешные, но и провальные проекты. Он привел пример: рестораны прогорают в основном из-за плохой еды. Говоря о компании, если она производит ненужную людям продукцию или плохо ее продает (пусть даже она абсолютно идеальна), то она провалится. Главный критерий успеха – хороший продукт. Zynga и Groupon П. Грэм выделил как исключения: их услуги были классными, но слишком быстрые темпы развитие отпугнули пользователей. Их провал был похож на болезнь от переедания, тогда как большинство стартапов погибают от голода. Стоит отметить, что основатель Groupon в этом году стал партнером Грэма. По мнению основателя акселератора, Instagram стал уникальным проектом, который действительно стоил потраченного на него $1 млрд. Бизнесмен полностью доверяет оценке Цукерберга. Он просто должен был приобрести Instagram, иначе тот мог представлять опасность для соцсети Facebook.
Основными недостатками стартапов, которые приходят в Y Combinator, Грэм назвал ожидание указаний сверху. В акселераторе им дают понять, что вся ответственность за их бизнес лежит на них самих. Кого-то накрывает шок, ведь они всю жизнь делали то, что им говорили дома, в школе, в университете. Кому-то гораздо комфортнее выполнять чьи-то указания, быть сотрудником, а не самому управлять бизнесом. А у кого-то внезапно обнаруживаются крылья, отмечает Грэм. Для любого стартапера начинать с малого – это нормально. В конечном итоге, даже гигант Microsoft когда был всего лишь стартапом и разрабатывал базовый язык программирования для Altair, который увидели бы несколько тысяч пользователей. Необходимо достич совершенства в маленьких делах, чтобы потом браться за большие. Когда вы пытаетесь сходу взяться за масштабный проект, он может оказаться вам не по силам.
Потенциал проекта Грэм определяет по людям. Проект получит финансирование, если в его команду входят энергичные, гибкие и решительные люди, создающие неплохую идею. Изначально Airbnb представлялась плохой идеей, но ее все равно финансировали, потому что основатели были этого достойны. И это предположение себя оправдало. По словам Грэма, самые прекрасные идеи на первый взгляд выглядят полным бредом. К примеру, на момент основания Google в мире уже было несколько поисковых систем, и еще одна казалась просто ненужной. Facebook же показался бессмысленной тратой времени для студентов, которые хотят поизучать профили друг друга. Грэм отметил, что в Y Combinator никогда не примут людей, которые обладают плохими коммуникативными навыками или вызывают жалость.
Пол Грэм считается одним из главных оптимистов Кремниевой долины: он считает, что каждый из молодых людей, с которыми он работает, упорно трудится. Его оптимизм подпитывает именно их потенциал. Раньше выпускники университета могли выбрать одну из двух дорог: найти работу или уйти в науку. Скоро появится третий путь: создать собственный бизнес. По его мнению, такая трансформация будет похожа га промышленную революцию.