2. Активный поиск, в первую очередь, локальных инвесторов, но также и привлечение иностранных инвестиций. Так что ищите партнеров среди уже существующих клиентов, друзей и знакомых – очень часто именно они смогут поддержать и поверить в ваш проект намного быстрее, чем «холодные контакты». Но и не ограничивайтесь только ими, ведь весь мир открыт для вас и доступен, как никогда, в век digital-коммуникаций.
3. Сотрудничество с общественными организациями, профильными ассоциациями и профессиональными объединениями. Например, среди таких организаций, которые активно помогают стартапам, можно отметить Gust, UAngel, EastLabs, Brain Basket Foundation, Greencubator и многие другие. Рекомендую зарегистрироваться на их сайтах, посещать открытые встречи, принимать участие в работе комитетов, и по возможности лично общаться с основателями и членами этих организаций.
4. Посещение инвестиционных конференций, выставок и роад-шоу. Данные мероприятия могут быть очень полезны для нетворкинга с существующими партнерами и для поиска новых знакомств. Обязательно запрашивайте у организаторов полные списки участников и спикеров, а также не стесняйтесь просить их познакомить вас с интересующими представителями компаний и провести one-on-one встречи. Как правило, именно личные встречи во время подобных мероприятий приносят наибольшие плоды.
5. Общение с государственными организациями в своей перспективе несет очень большие возможности. Но, к сожалению, на сегодняшний день еще не проложены те пути, по которым стартапы смогли бы быстро и эффективно с государственной поддержкой идти навстречу новым рынкам, партнерам и клиентам.
Также хотелось бы остановиться на главных общих постулатах выбора того или иного бизнес партнера:
1. Кто стучится – тому откроют. Этот простой принцип можно назвать основным стержнем успешности любого стартапа. Конечно, очень важно, к кому и как стучаться, но это уже тонкости бизнес-отношений и опыта ведения переговоров предпринимателя. Но без проактивного подхода ни один стартап не будет иметь долгой и успешной истории. Чем больше сторон вы сможете заинтересовать, тем более высока вероятность успеха.
2. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Выбор репутации как партнеров, так и инвесторов имеет определяющее значение для будущего стартапа. Старайтесь выбирать среди наиболее авторитетных, признанных и уважаемых организаций и институтов в стране и за ее пределами. В будущем, скорее всего, именно с именем организации выбранного стратегического партнера будет ассоциироваться и весь ваш бизнес.
3. Личная вовлеченность фаундера и команды на 100% – результат для стартапа на 300%. Если сам основатель и его команда не «горят» своим творением, то вряд ли они смогут зажечь искру в глазах своих потенциальных партнеров и инвесторов. Покажите своим личным примером, как ваш стартап может изменить чью-то жизнь, и вы вскоре найдете много единомышленников.
По материалам Forbes