Недавно была широко анонсирована долговая операция Украины. Соглашение со специальным комитетом кредиторов еще должны одобрить держатели суверенных еврооблигаций, которые не вошли в комитет. Тем не менее, интересует ваше мнение, насколько ожидаемая сделка выгодна для Украины?
Мы положительно расцениваем сделку. Я знаю, что эксперты сейчас активно дискутируют, хорошая это сделка или плохая, однако, по моему мнению, само наличие договоренности уже является положительным моментом. Хорошие переговоры - это когда обе стороны остаются неудовлетворенными, поскольку ими достигнут разумный компромисс. Дебаты о выгодах и потерях каждой из сторон еще будут продолжаться, и это понятно, но сейчас важно, что этот вопрос, который довлел над Украиной, ее экономическим и инвестиционным будущим, снят с повестки. Есть договоренность, и хотя она еще должна быть ратифицирована остальными держателями еврооблигаций, инвесторы обрели понимание дальнейшего развития событий, отныне они могут строить планы и приводить их в действие. То есть, открыт простор для инвестиций.
Как насчет самого ЕБРР, отразится ли это на инвестициях банка в Украину?
Определенно, и для этого существует ряд предпосылок. Во-первых, в своей деятельности мы часто имеем дело с сувереном, в частности, часто требуем суверенные гарантии, особенно при сотрудничестве с такими госкомпаниями как "Нафтогаз Украины". После того, как было найдено решение по ослаблению долговой нагрузки страны, появилась ясность относительно состояния дел в государстве, становится легче принимать решения - продолжать либо расширять кредитование таким компаниям как "Нафтогаз Украины".
Говоря о других предпосылках, должен сначала отметить, что мы в ЕБРР непосредственно не осуществляем транзакции, мы помогаем их реализовать нашим клиентам или инвесторам. То есть, когда у инвесторов возникает определенная идея и желание инвестировать, они обращаются к нам за помощью. Они понимают, что в сотрудничестве с банком, при участии фондирования со стороны ЕБРР, значительно легче и безопаснее реализовать их идею. Но инвесторам сначала необходимо иметь эту идею и желание инвестировать в Украину. Мы не убеждаем, не подталкиваем людей инвестировать, мы разговариваем с теми, кто уже интересуется инвестициями. Поэтому, возвращаясь к другим предпосылкам и к тому, как сделка с кредиторами отразится на инвестициях ЕБРР, отвечу: если у инвесторов есть уверенность в дальнейшем развитии Украины, заинтересованность инвестировать в Украину, это создает для банка больше возможностей поддерживать их и, таким образом, это позволит нам привлекать больше капитала в страну.
Какие секторы вы можете отметить в качестве наиболее привлекательных для инвестиций на сегодняшний день, какие из них вы обсуждаете с инвесторами?
Я считаю, что наиболее сильным в Украине является агросектор. Помимо того, это сектор, который очень важен для нас: в прошлом году мы инвестировали в него EUR250 млн. Я также хотел бы обратить внимание, что агросектор является экспортно-ориентированной отраслью экономики, соответственно ее легче финансировать, поскольку получаемая предприятиями выручка в долларах снижает риски инвестиций, связанные с волатильностью курса национальной валюты.
Другой не менее интересный сейчас сектор - технологический. Он включает как информационные технологии, так и аутсорсинг информационных технологий, но мы в целом называем его технологическим. Он выглядит очень многообещающим.
Третьим привлекательным направлением является обрабатывающая промышленность, хотя она, скорее, может быть актуальной в среднесрочной перспективе. Принимая во внимание существенное снижение курса гривни, в Украине сейчас сложилась благоприятная обстановка для инвестиций в эту отрасль. Стоимость рабочей силы стала очень привлекательной, она сопоставима со стоимостью в странах юго-восточной Азии, тогда как уровень навыков населения в Украине значительно выше, и это не считая того, что страна расположена в Европе. Но перспективы этой отрасли и ее привлекательность для инвесторов зависят от того, смогут ли власти Украины обеспечить сопутствующий инвестиционный климат. Дальнейший горизонт действий или поле, которое нужно подготовить, это улучшение предпринимательской среды: создание инвестиционного климата, в котором инвесторы чувствовали бы себя комфортно и безопасно. Борьба с коррупцией, более прогнозируемые правила деятельности, некоторое упрощение административных процедур, дерегуляция - отдача от каждого из этих шагов будет существенной, это возымеет колоссальные результаты!
Известно, что банк активно сотрудничает с властями Украины в организации прозрачной и эффективной приватизации госпредприятий и намерен предоставить соответствующую техпомощь. Могли бы вы более детально рассказать об этом? Кстати, раз уж об этом зашла речь, интересно ли ЕБРР принимать участие в приватизации в качестве соинвестора или путем финансирования заинтересованных инвесторов?
Да, мы предоставляем Украине широкую техническую помощь, и не только в организации приватизации, но и финансовой системы, в агросекторе. Мы долго вели переговоры с властями страны и Фондом госимущества о запуске приватизационного процесса, были также дискуссии относительно того, стоит ли сначала выставлять на продажу один или два крупнейших объекта. Но важно, что власти уже решились на продажу и намерены приложить усилия, чтобы все было организовано надлежащим образом. Такие предприятия как Одесский припортовый завод должны быть проданы респектабельным инвесторам, которые будут управлять этим активом в духе конкурентного рынка и готовы затратить свое время и усилия, чтобы провести правильную оценку предприятия. Это действительно затратно во времени, чтобы установить необходимые для оценки критерии. Это не просто вопрос денег или проведения аукциона под объективами телекамер, это предполагает четкую декларацию кто ты есть, каковы твои намерения в отношении этих активов, какова стратегия в отношении продукции, цен на продукцию, в отношении рабочих и так далее. Все это занимает много времени, чтобы сначала правильно отобрать критерии, затем правильно оценить объект в соответствии с этими критериями. Это именно то, что мы намерены обеспечить при предоставлении технической помощи.
Что касается второго вопроса, если какие-либо инвесторы будут заинтересованы в покупке госпредприятий и пожелают привлечь в качестве соинвестора ЕБРР, мы готовы участвовать в этом.
Одно время ЕБРР рассматривал возможность выпуска облигаций деноминированных в гривне. Сохраняются ли соответствующие планы и когда они могут быть реализованы?
Первый ответ - да, мы все еще сохраняем такие планы, второй - к сожалению, я не знаю. Причиной этому является то, что выпуск облигаций в гривне зависит от ряда факторов. Первый это законодательное поле, которое устанавливает такую возможность. К счастью, этот вопрос решен, мы затратили годы сложной работы с властями страны, чтобы получить это поле.
Второй - это наличие рынка, который дает поле для такой сделки. Я имею в виду, что при текущих процентных ставках клиенты могут быть не заинтересованы в финансировании. Другая причина, почему нам интересно выпустить облигации в гривне, - чтобы быть способными кредитовать в гривне наших клиентов. Если процентные ставки будут оставаться на таком же уровне, будет сложно иметь рынок для обращения таких облигаций.
Тем не менее, сделка с кредиторами должна улучшить ряд вещей очень существенно, поскольку она обеспечит лучший горизонт для макростабильности в стране. Это соответственно должно повлиять и на процентные ставки в среднесрочной перспективе.