Производство T.B. Fruit находится не только в Украине, но и в Молдове, и Польше. Отличается ли там ситуация с карантином?
Карантинные меры в этих странах такие же, как и в Украине. В Молдове введено чрезвычайное положение, но производство пищевых продуктов работает. Продолжаются инвестиционные проекты. Аналогичная ситуация в Польше. Есть некоторые нюансы с логистикой — много искусственных препятствий на границах. Из-за карантина Шенгенская зона практически не работает и между странами установлен дополнительный контроль. Все это влияет на увеличение сроков доставки грузов.
Относительно того, как государство помогает бизнесу в этот непростой период и как его стимулирует, есть определенные отличия. Например, в Польше мы сразу почувствовали эту поддержку. Там правительство приняло две программы. Одна из них — на €55 млрд. Всем предприятиям, независимо от того, большой это или малый бизнес, дали налоговые каникулы на 3-4 месяца. Считаю, что это существенная поддержка, поскольку мы должны были заплатить €1,8 млн налога на прибыль, но нам сказали, что можем это сделать в июне. Такой бонус.
В Молдове банки снизили процентную ставку. Кроме того, сообщили, что, если у нас возникнут проблемы, они помогут их урегулировать. Причем сами предложили.
В Украине я о чем-то подобном не слышал. Думаю, наша страна в этом вопросе (в организации, подходах) очень сильно отстает от европейских стран.
Если взять, к примеру, яблочный сок, сколько в процентном соотношении занимают затраты на его производство?
Около 70% занимает сырье, еще 10% — энергоносители, 5-7% — работа. Остальные затраты приходятся на логистику и складирование.
А какова маржа ритейла?
Разница между ценой на продукт на «воротах» производителя и на полке супермаркета очень часто составляет более 100%. Но об этом никто не говорит. Это огромная беда в Украине. Почему? Потому что это уничтожает производителя.
А есть еще много маркетинговых (спрятанных) наценок: за полку, за внутреннюю рекламу супермаркета, которой нет, за логистику. И эта маржа уничтожает сельскохозяйственного производителя. И главную маржу сегодня зарабатывает кто? Ритейл.
Я за то, чтобы ритейл развивался, чтобы соки и другие продукты продавались не на рынке, а в нормальных цивилизованных условиях. Но я против того, чтобы за мои деньги строились супермаркеты. Почему все молчат? Потому что боятся поругаться с супермаркетом. А это потеря доступа к потребителю.
Если бутылка сока стоит около 35 грн, то сколько идет супермаркету?
При цене 35 грн в ритейле оседает около 15-16 грн.
А сколько стоит бутылка, этикетка и яблоки? А у тебя годовой контракт. Цена яблок поменялась. Начинаешь разговаривать с супермаркетом, рассказываешь, что сок прямого отжима, и что цена на яблоки, которая была год назад, поменялась. Получаешь ответ: «А нас не интересует». Это, собственно, и снижает качество продукта. Супермаркет заставляет производителя опускать цену. А каким образом он может опустить цену? Только за счет снижения качества.
Поэтому сегодня 88-90% соковой продукции в Украине — это не соки, а нектары. И очень много вопросов к тому, какая составляющая сока или фруктов в этом продукте.
А когда ты выпускаешь сок прямого отжима, ты не можешь снизить его качество. Ты или продаешь в минус, а это невозможно, или поднимаешь цену, потому что зависишь от сырья, а оно составляет 70-75% цены.
На какие финансовые показатели хотите выйти в этом году и какие показатели были в прошлом году?
В прошлом году EBITDA была €34 млн. В этом году хотим выйти на показатель в €40 млн.
Источник: Latifundist.com
Фото: Pixabay.