Как развивался рынок розничной торговли в 2020 г.?
2020 год по праву можно назвать годом испытаний для большинства отраслей, которые работают в сфере услуг – закрытые магазины и заведения общественного питания, ограниченный туризм, полуработающие образовательные заведения и фитнес центры. Для того, чтобы выжить операторы рынков начинали развивать те направления, про которые раньше даже не думали (доставка, онлайн-продажа), играли на лояльности клиентов, пытались быть адаптивными и быстро подстраиваться под постоянно меняющиеся потребительские предпочтения.
В целом, рынок розничной торговли не стал особым исключением. Но из-за своей многогранности отдельно взятые направления по-разному справлялись с COVID-19 и ограничениями, внедренными для того, чтобы удержать распространение вируса.
В 2020 г., по сравнению с 2019 г., объем розничного товарооборота в денежном выражении вырос на 10,3%. Частично это связано с инфляционными процессами: согласно данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства инфляция в 2020 г. составила 5%. Отразился на экономической ситуации страны ограниченный внутренний спрос, постепенная девальвация гривны, а также ситуация с ценами на мировом рынке.
В помесячном сравнении (г/г.), во всех месяцах, кроме апреля-июня, прирост объемов товарооборота колебался от 10% до 20%. Если говорить о тенденции прироста, то больше всего внимание привлекают именно весенние месяцы:
- снижение в марте могло быть больше, но так как карантинные ограничения были внедрены только в средине месяца, первые две недели предприятия вели полноценную деятельность. К тому же после того, как объявили о предстоящем карантине, люди массово начали скупать продукты питания;
- отрицательные показатели в апреле связанны с практически «бездеятельным» fashion-ритейлом, снижением товарооборота в ритейле товаров для дома и электроники. Начали экономить люди и на продуктах.
- Восстановление в мае-июне частично связано как с послаблением карантинных ограничений, так и освоением рынка электронной коммерции.
Источник: данные Государственной службы статистики Украины
Если условно сделать градацию «пострадавших», то, безусловно, больше всего убытков понесли те предприятия, которые занимаются продажей одежды и обуви – они практически не работали во время весенних карантинных ограничений, и попали под карантин выходного дня в ноябре.
Источник: данные ДНС, оценка MOST
Среди других проблем, с которыми столкнулся ритейл в 2020 г. можно выделить:
- проблемы с арендной платой – об уступках и скидках договорились в основном ритейлеры, занимающиеся одеждой и обувью, электроникой и бытовой техникой.
- проблемы с выплатой заработной платы – исходя из статистики, в апреле-мае наблюдалось снижение уровня заработной платы в ряде отраслей. Это было связано с тем, что операторы, временно прекратившие деятельность во время карантина, перевели штат или в «вынужденный отпуск», либо же уволили. По данным Центра занятости украинский «рынок труда» довольно спокойно отреагировал на введения карантина – как и в предыдущее годы безработица в первый месяц весны снизилась. Но уже в апреле, она выросла на 30,9%, продолжая расти в мае – на 11,9%, – и июне – еще на 1,4%, достигнув пятилетнего максимума. Уже в июле – августе тенденция пошла на спад.
Меньше всего эти проблемы коснулись продуктового ритейла. Но и здесь не обошлось без трудностей: ограничение в количестве посетителей, в зависимости от площади магазина, температурный скрининг и обязательная установка средств для дезинфекции в залах, обеспечение средствами индивидуальной защиты сотрудников. Кроме этого, в начале карантина, когда городской транспорт практически не работал, магазинам также приходилось организовывать развозку сотрудников.
Говоря о розничной торговле в целом, нельзя сказать, что пострадали все направления – ведь были и те, для которых карантинные ограничения стали толчком для развития. Онлайн маркетплейсы в 2020 г. резко нарастили товарооборот и даже занялись расширением деятельности.
Какие тренды появились во время пандемии?
Один из главных трендов 2020 г. – это развитие рынка электронной коммерции. Операторы рынка всячески пытались освоить эту нишу или же расширить ее. Ситуация разнится в зависимости от сферы. Так, например, больше всего от введения карантинных ограничений пострадал fashion ритейл – онлайн сегмент в данной отрасли малоразвит. Проблемой стало и то, что украинцы, как и ранее, с опаской относились к онлайн покупкам одежды – боязнь купить не тот товар, возможные сложности с его возвратом, так и снижение самой потребности в новой одежде – ведь во время жестких карантинных ограничений люди практически не выходили из дома. Те, кто все же задумался над покупкой одежды или обуви, во время посещений «онлайн – магазинов» больше всего обращали внимание на цену, разнообразие ассортимента, репутацию магазина и предыдущий опыт покупки. В основном спрос вырос только на одежду для занятия спортом (увеличилась популярность занятия спортом в домашних условиях, в частности за счет закрытия фитнес-центров на время карантина).
Начали развивать онлайн сегмент и в продуктовом ритейле: ряд больших сетевых игроков один за другим занялись адаптацией сайтов или созданием платформы для онлайн-продажи. Но в отличии от fashion ритейла, онлайн развивался в рамках диджитал тренда: сети всячески пытаются автоматизировать процесс продажи товаров, для этого разрабатываются мобильные приложения, которые позволяют во время посещения магазина через телефон отсканировать и оплатить покупки, внедряют формат to go – где покупатель в магазине забирает ранее заказанный товар.
Вырос спрос и на доставку, в том числе бесконтактную. Сначала, когда был введен первый карантин, чуть ли не единственной альтернативой как для покупателей, так и для операторов рынка стала доставка. Но, освоив этот инструмент и осознав все его преимущества, покупатели даже после окончания карантинных ограничений продолжили совершать покупки в онлайн с доставкой.
Что стоит ожидать в 2021 г.?
2020 г. научил операторов рынка быть более гибкими и быстро подстраиваться под изменения. Для того, чтобы хоть как-то минимизировать потери, операторы рынка начали больше работать с клиентами и их лояльностью. Тем не менее, основным трендом 2021 г. станет все же онлайн. И отсутствие оператора рынка на просторах интернета может сильно отразится на его деятельности – в большей мере это относится к предприятиям, которые занимаются продажей одежды, обуви, электронной и бытовой техники, товаров для дома. Сейчас покупатели начали еще больше ценить свое время и безопасность, а это значит, что они с большей вероятностью изучат ассортимент и ценовую политику магазина в интернете еще до его посещения. Таким образом, они уже будут посещать магазин с целью покупки конкретного товара и в основном для того, чтобы самостоятельно убедится в качестве покупки.
Другим приоритетом станут маркетплейсы. Здесь свою роль играет такой критерий, как «удобство» - ведь намного проще посетить один сайт или установить одно приложение на телефон, где можно найти и сравнить интересующий товар, нежели посещать несколько сайтов. Поспособствует росту данного сегмента и развитие Rozetka с помощью франшизы: отделения компании появятся во многих городах.
Положительными моментами для потенциальных инвесторов в 2021 г. могут быть:
- ® Относительно быстрое восстановление украинского бизнеса после карантинных ограничений – по оценкам экспертов украинская экономика оказалась более стойкой к кризису, нежели ожидалось в начале COVID-19
- ® Более доступная аренда: из-за кризиса много предприятий закрылось или же сократило количество точек. В результате вакантность на рынках коммерческой недвижимости выросла, а арендная ставка немного снизилась.