Вызов для программиста: Аутсорс vs Разработка собственного продукта

Вызов для программиста: Аутсорс vs Разработка собственного продукта

Артем Бородатюк — CEO и founder агентства интернет-маркетинга Netpeak, партнер бизнес-инкубатора Wannabiz о том, почему стоит уйти из аутсорса и начать создавать собственный продукт

Данная статья ориентирована на мотивацию следущих типов разработчиков:

  1. Тех, кто, несмотря на рационализм присущий программистам, не чужд понятий «сделать что-то для страны/общества/людей вокруг».
  2. Тех, кто чувствует в себе предпринимательский дух.
  3. Тех, кто не чувствует в себе предпринимательский дух, но при этом очень хочет строить и влиять на бизнес.
  4. Тех, кто не чувствует в себе предпринимательский дух, не хочет строить и влиять на бизнес, но кому интересно лично увидеть то, как создается и развивается бизнес.
  5. Тех, кому грустно и уныло от комфорта аутсорса и хочется более острых ощущений, непредсказуемости.
  6. Тех, кто, несмотря на рационализм присущий программистам, не чужд понятий «сделать что-то для страны/общества/людей вокруг».

Ну, и еще одно предупреждение — я обращаюсь к тем разработчикам, которые сейчас работают в аутсорсе. Я считаю, что аутсорс для указанных пяти групп людей — это промежуточное, а не вечное, — это мостик для того, чтобы затем заняться продуктом. Почему? Потому что аутсорс дает вам необходимый профессиональный опыт, который редко где еще можно было получить, а также небольшой запас денег. Но когда этот опыт и деньги получены, то уже можно двигаться дальше.

Итак, пройдемся по каждой целевой аудитории:

1. Для тех разработчиков, кому, несмотря на рационализм, присущий программистам, не чуждо понятие «сделать что-то для страны/общества/людей вокруг»

Все сейчас ноют, как все плохо. Как надо валить. Предложения по relocation повсюду. Рекламщики бьют точно в цель, размещая следующее.

Обычно люди декларируют, что хотят сделать что-то полезное для окружающего мира, но чаще всего все заканчивается фразой «а что я могу?». Однако, на данный момент, с учетом текущей глобализации, как раз разработчики могут сделать больше, чем кто-либо другой. Кто еще имеет возможность делать глобальный бизнес командами из нескольких человек?

Глобальные продуктовые стартапы, создаваемые в Украине — это наша возможность привлекать деньги в страну не от МВФ, а от экспортно-ориентированного бизнеса. Бизнеса далеко не самого сложного, бизнеса легко масштабируемого, бизнеса легко измеряемого и легко изменяемого.

Продуктовые глобальные IT-проекты — это идеальный бизнес. Не нужно заниматься уголовно наказуемым кардингом или адалтом, не нужно строить легко сыплющийся гемблинг, нужно просто делать продукт. Уперто и целенаправленного.

SaaS и прочие продукты — это уже бизнес не будущего, а настоящего. Возможность за 1 месяц открыться в скольких угодно странах и за 500 баксов проверить рынок, дав контекстную рекламу в Google.

А теперь скажите мне, что разработчик ничего не может сделать для страны! Стыд и позор тем патриотам, которые декларируют, что «пора валить» или валят, не попробовав заводить экспортные деньги в страну. Заводить деньги, если даже не в виде неадекватных налогов, то в виде зарплат и трат на жизнеобеспечение своего бизнеса.

Короче говоря, друзья разработчики, которым не чуждо «сделать что-то для страны/общества/людей вокруг», — действуйте. Действуя вы будете полезнее для экономики 90% остального бизнеса, ведь вы будете заводить в страну валютную выручку извне.

Резюме. Если вы патриот, то вместо митингов и срачиков в каментах к новостям про политику, займитесь глобальным продуктовым стартапом (именно эти три слова!). Очевидно, что только IT в текущих условиях способно качать экономику Украины стабильным и диверсифицированным «долларом». А если что-то не получится, то вы всегда успеете вернутся в аутсорс — не в прежнюю одну, так в другую компанию.

2. Для тех разработчиков, кто чувствует в себе предпринимательский дух

На ранней стадии бывают продуктовые стартапы без саппорта, продажника, дизайнера, маркетолога. Можно обойтись даже без CEO, но без разработчика — не обойтись. Разработчик — единственный необходимый элемент в продуктовом стартапе (не путать с уже приносящим доход продуктом — здесь ситуация менее плачевная).

На данный момент сложилась проблемная ситуация: внутренних ресурсов у отечественного начинающего предпринимателя на оплату труда разработчика чаще всего попросту не существует.

Деньги привлечь можно, но:
— непрофильных инвесторов лучше не привлекать, иначе будет сложно вести бизнес;
— у «лохов», у которых есть откуда-то деньги и которые слышали, что google и facebook — это круто, тем более лучше деньги не брать;
— за smart money на pre-seed или seed-стадии мало кто захочет заходить, так как всем нужен traction или даже уже оборот. То есть, привлекая адекватных инвесторов, надо уже что-то сделать и это «что-то» часто займет больше года работы.

То есть разрыв между средней зарплатой неразработчика и разработчика настолько велик, что в большинстве случаев рыночную зарплату разработчику не с чего платить. Но капитан очевидность подсказываем нам, что если в роли предпринимателя пробует себя разработчик, то у него появляется гораздо больше шансов, так как он экономит на самом дорогом — на стоимости работы программиста, делая ее самостоятельно.

Вместо хайринга одного PHP Senior’а можно построить колл-центр из 18 операторов :). Ну или взять 8-10 начинающих продажников. Ну и так далее, логику, уверен, вы поняли.

Из нашего опыта MVT стартап-команды (Minimum Viable Team — сам придумал по аналогии с MVP) — это всего-то три (продавец-маркетолог, разработчик и саппорт-"мастер на все руки«) человека в офисе и заказы на удаленке проектирования интерфейсов, верстки, маркетинга, рекламы и прочего. Причем команде надо знать, что она будет существовать дольше, чем 2-3 месяца, иначе и без того высокая психологическая нагрузка на «директора» (зачинщика, предпринимателя, фаундера, CEO — называйте, как хотите) может убить проект, который даже не успел родиться.

Таким образом, если сам разработчик в данный момент решит заняться продуктовым стартапом, то он сэкономит на самом дорогом, да еще и за сравнительные копейки сможет нанять небольшую команду в лице саппорта и продажника — их-то зарплаты в гривнах, а разработчик до этого успешно получал и откладывал доллары, которые теперь не по 8, а по 20+. А теперь на всякий случай небольшой блок под названием:

«А почему нельзя пилить стартап вечерами и на выходных?»

Знаменитое «пилить стартап вечерами и на выходных»! Именно это делают многие разработчики с потенциалом предпринимателей. Я не спорю, что есть случаи, когда идея настолько удачная, что способна стрельнуть и все пойдет, как по маслу. Но я про эти истории читал только в статьях. В реальности я не знаю лично ни одной такой истории — зато я знаю другие, когда за всеми продуктами стоит фокусная работа с потерей кучи времени, нервов и сил. Я уже не говорю, что кроме фокуса над проектом, команде крайне желательно находиться в пределах физической досягаемости.

И я не теоретик — абсолютно все продукты (5 продуктов, из которых 2 показали верную дорогу, а 3 по ней идут), которые мы запустили, не получались ровно до того момента, пока команда не стала целиком заниматься только этим проектом и работать за соседними столами.

Пилить стартап вечерами и на выходных — это развлечение, хобби. Кто-то играет в компьютерные игры, кто-то бухает в клубах, а кто-то пилит стартап — все это разные виды хобби. Хотите серьезно заняться стартапом? Тогда нужен 100% фокус и пару столов рядом с вами для вашей команды.

Резюме. Если вы чувствуете в себе предпринимательские амбиции и вы — разработчик, то накопите с вашей аутсорс-зарплаты 10К+, увольтесь, наймите небольшой необходимый персонал (в начале обычно достаточно продажника и суппорта в офис и остальных на удаленке) и пробуйте! Нам повезло родиться и быть в состоянии еще до 30 лет попробовать строить бизнес. Так пробуйте, а не читайте объявления о релокейшене и сравнивайте офферы в линкедине.

3. Для тех разработчиков, кто не чувствует в себе предпринимательский дух, но при этом очень хочет строить и влиять на бизнес

Ребята, которые являются целевой аудиторией именно этого блока статьи, — сейчас просто офигенное время для вас. Потому что вы — именно те, кого все ищут. Вам готовы давать от карт-бланша на «рулить продуктом» до долей бизнеса.

Нет, серьезно, если вы не хотите полный набор геморроя предпринимателя, но хотите ту часть, где вы все-таки строите продукт, то вы сейчас на вес золота. Ну, как минимум я вас ищу.

Работать над бизнесом безумно интересно: видеть результаты собственного труда с нуля, видеть, как развивается компания, как решаются или «пока что» не решаются проблемы, переживать все радости и печали вместе с командой и клиентами. Кроме того, я не думаю, что что-то способно так же развить soft skills, как работа над бизнесом и рост вместе с ним. А продуктовый глобальный бизнес — это самая приятная форма бизнеса.

Короче, разработчики, если у вас есть хотя бы намеки на интерес к тому, чтобы реально сделать что-то своими руками и головой с самого начала, то знайте, что это — суперкайф, когда многое зависит от тебя. Не все, а многое.

Когда ты вместо рефакторинга меняешь поле в форме и увеличиваешь процент конверсии в регистрации или оплаты. Когда вместо использования новой технологии, которую ты еще не знаешь и так хочешь изучить, чтобы быть не хуже Васи, который ее уже применил, делаешь то, что нужно твоему клиенту. Когда ты смотришь на воронку продаж и способен генерировать бизнес-гипотезы о том, как ее сделать более «привлекательной».

Это суперкайф, потому что пережить период от «продуктовый стартап» до момента «продуктовый бизнес» — это и есть жизнь со всеми взлетами и падениями. Не избегайте ее.

Резюме. Если вы чувствуете то, о чем я написал, интересным, то не ждите хантеров в линкедине и предложений о работе — смотрите сами, какие есть предложения о стартапах внутри страны. В конце концов, находите адекватного друга-продажника и говорите, что вы готовы рискнуть и заняться продуктом.

4. Для тех разработчиков, кто не чувствует в себе предпринимательский дух, не хочет строить и влиять на бизнес, но кому интересно лично увидеть то, как создается и развивается бизнес

Расскажу немного на наших примерах из опыта о том, почему программист узнает много о бизнесе.

Все начинается с того, что вы волей не волей начинаете понимать, что такие бизнес-показатели, так как вам явно придется делать dashboard типа такого, который мы когда-то сделали в другом продукте (prodvigator.ru / serpstat.com).

Затем вы начинаете постепенно интересоваться изменениями этих KPI, потому что обычно кто-то из клиентов отваливается, если продукт — гавно, или делает вторую оплату, если продукт ему понравился.

Все это время вы находитесь рядом с CEO, продажниками и саппортом, поэтому вам тупо понятно, как все устроено, ведь на ваших глазах:
— CEO строит продажи или сам продает;
— саппорт пытается объяснить то, как пользоваться продуктом с очевидным, как вы думали, интерфейсом;
— маркетолог (или снова же CEO) придумывает позиционирование, утп и прочую хрень, чтобы объяснить, почему надо пользоваться этим продуктом, а не четырьмя другими, релевантными вашей теме.

Разумеется, что все это время вы снова смотрите на дашборд с KPI. Ниже такой дашборд уже упомянутого Ringostat:

Вы узнаете наверняка и что такое воронка продаж, потому что именно вам скорее всего придется разрабатывать ее подсчет, как на картинке ниже (пример снова из жизни — на этот раз q-page.com):

Вы узнаете такие слова, как LTV, CAC, ROI и так далее, но самое главное, что вы понимаете, почему эти слова для кого-то — не пустой звук.

Резюме. Если вы хотели увидеть, как все происходит в реале, осталось решиться и найти людей и продукт под себя: с этими людьми и этим продуктом вы должны будете жить хотя бы пару лет.

5. Для тех разработчиков, кому грустно и уныло от комфорта аутсорса и хочется более тру историй

Как видно в статистике dou.ua, в стартапах придется терять в зарплате: 

Но не это самое острое из ощущений, если вы меняете аутсорс на тру стартап. Вспомните о стандартах в оценках компаний.

А как работает стартап? Настоящий, такой, как это обычно бывает. Это обычный офис, без салфеток и кетчупа, иногда и без кофемашины. И уж точно без игровой комнаты и очень часто не то что без теннисного стола на этаже, но без этажа вовсе — какой-нибудь кабинет на мансарде, в котором надо три раза головой врезаться, чтобы запомнить, что надо пригибаться, подходя к стене (у Netpeak, кстати, первый офис был именно таким).

Готовы поработать в таком офисном пространстве после аутсорса с массажным кабинетом и тренажерным залом?

Кроме зарплаты, которая и так даже с потерей 10-25% (я сравнил зарплаты из графика выше у стартаперских разработчиков и аутсорсерских) все равно неподъемная для предпринимателя, терять придется и в условиях работы, которые обеспечить еще более нереально, так как заниматься офисной тепличной фигней вредно для начинающего продукта.

Но помните — вы же входите в группу тех разработчиков, кому грустно и уныло от комфорта аутсорса и хочется более тру историй. Так вот, стартапы — это действительно тру истории. Пробуйте.

Вообще, если серьезно, то респект таким парням, как вы, которые не ходят сидеть на аутсорсерской сытой пенсии и готовы выйти из зоны комфорта. Вы — крутые ! Не многие готовы отказаться от насиженного и комфортного местечка.

Резюме. Что делать? Шлите нафиг сытых коллег, которые годами держатся за уютные кресла аутсорса, — не давайте им своим примером останавливать вас от куда менее комфортной, но зато наполненной жизнью и смыслом деятельности.

Итого

Я чувствую момент, когда можно и нужно действовать именно разработчикам. Продуктовых компаний и стартапов сравнительно мало. А людей, которые готовы с разными целями и мотивацией ими заняться, — достаточно.

Если вы входите в целевую аудиторию статьи, то делайте глобальные продуктовые проекты! Делайте сами, если вы в школе продавали жвачки или петарды одноклассникам. Или ищите того одноклассника, кто продавал, хочет делать бизнес, и помогите ему. Присоединяйтесь к существующим командам или идите в новые.

Пробуйте, рискуйте. Хотя какой там риск? На пенсию в виде аутсорса вы всегда успеете.

Читайте также