1. Анализ тенденций развития рынка чая за период 2017 – 8 мес. 2022 гг.
Рынок чая в Украине был относительно стабильным до начала полномасштабного вторжения россии в Украину. Производство (фасовка) чая в Украине увеличивалось в объемах, в то время как объемы импорта снижались. Ежегодно эксперты фиксировали увеличение объемов продаж в 5-10%. В основном, это было связано с повышением потребительских цен.
Рынок чая в Украине полностью импортозависим, данная тенденция не изменялась последние 5 лет, и будет иметь такую структуру и в дальнейшем, из-за неподходящих для выращивания чая климатических условий на территории Украины. Украинские производители только фасуют продукцию под своими торговыми марками. На территории Украины выращиваются только травяные чаи (в основном в Карпатском регионе).
В 2022 году на территории одного из главных экспортеров чая в Украину – Шри-Ланке – произошли значительные политико-экономические изменения, вызванные протестами в стране. Данные протесты были вызваны затяжным экономическим кризисом. В 2021 году ситуация ухудшилась из-за введения запрета на использование неорганических удобрений и агрохимикатов, что негативно отразилось на чайной промышленности. Это привело к падению производства чая, что, в свою очередь, повлекло за собой экономические потери в размере около 425 миллионов долларов.
Украинцы предпочитают черный чай. Все больше потребителей начинают интересоваться новыми и потенциально незнакомыми видами чая, особенно фруктовым/травяным чаем. Это открывает возможности для всех игроков этой категории.
Диаграмма 1
Сегментация рынка чая по его видам в Украине в 2021 году
Источник: Euromonitor, оценка Pro-Consulting
Диаграмма 2
Сегментация рынка чая в Украине по происхождению в 2020 году, в натуральном выражении, %
Источник: Государственная служба статистики Украины, Государственная таможенная служба Украины, оценка Pro-Consulting
2. Производство чая
Украинские производители поставляют на рынок чай разных видов и сортов – черный, зеленый, каркаде, травяной, чистый или с различными добавками и ароматизаторами, листовой (развесной и фасованный), пакетированый. Наиболее популярными являются черный и зеленый чаи.
В период 2017-2021 гг. объемы производства чая незначительно колебались, оставаясь в пределах 14,0-15,5 тыс. тонн в год. В 2022 роду из-за военных действий, нарушения логистических цепочек и снижения спроса производство снизилось на 31,5 % относительно показателей предыдущего периода.
3. Внешняя торговля чаем
Динамика экспорта чая за последние шесть лет не имела четкой тенденции роста или падения. В 2022 году наблюдается падение экспорта из-за начала полномасштабной войны. Основными экспортёрами чая на протяжении последних пяти лет выступали беларусь и россия. После начала военной агрессии торговые отношения с этими странами были разорваны, однако объемы поставок в беларусь за первые 2 месяца 2022 г. были достаточно весомыми.
Также к причинам падения экспорта относятся осложнения в работе некоторых производителей и проблемы с логистикой.
Импорт чая, предназначенного для реализации, в течение исследуемого периода ежегодно снижается. Это связано с тем, что производство (фасовка) чая под собственным брендом выгоднее для операторов рынка. Поэтому в производстве наблюдается динамика увеличения объемов, в то время как импорт падает со среднегодовым темпом 20,6% в период 2019-2021 гг. За 8 месяцев 2022 года объемы импорта снизились почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, что связано с нарушением и усложнением логистики, значительным увеличением цен на сырье и экономическим кризисом в стране.
В структуре импорта преобладал чай, фасованный в фильтр-пакеты, поскольку такая упаковка более привычна для украинского потребителя.
География импорта чая была относительно стабильна в период с 2017 по 2021 год. Главным торговым партнером Украины являлись ОАЭ, однако с 2021 года первое место занимает Шри-Ланка. Также значительные частицы имели Азербайджан, Польша и Китай. Статистика за неполный 2022 показывает, что новыми лидерами в экспорте чая в Украину становятся Польша и Китай, хотя Шри-Ланка все еще занимает первую позицию.
4. Потребление чая
Потребителями чайной продукции являются люди всех возрастных категорий от детей до пожилых людей, проживающих как в городах, так и в сельской местности. Уровень доходов основной группы потребителей – средний, и ниже среднего (денег достаточно на покупку продуктов питания и одежды, но на большие покупки приходится откладывать). Чайная продукция является неотъемлемой частью потребления большинства респондентов, однако из-за невысоких доходов большое количество потребителей предпочитают пакетированный чай разных брендов из-за привычки и удобства при заваривании.
Чаще всего (около 70%) закупкой чая занимаются женщины. Чай покупается регулярно, в рамках обычных закупок; для повседневного потребления, застолья, угощения во время различных мероприятий.
При выборе товара для потребителей чайной продукции остается важной яркая упаковка, на которой должны быть сведения о производителе, наличие примесей. Сегодня потребители стремятся получить уникальные вкусовые качества при потреблении как обычного пакетированного чая, так и россыпного чая для заваривания.
Некоторые потребители, ведущие более здоровый образ жизни, стремятся выбирать специализированный, натуральный чай без дополнительных примесей, другие отказываются от кофе и выбирают зеленые чаи или пуэр, в которых присутствует также содержание кофеина, но они считаются менее вредными, чем кофейные продукты.
5. Выводы
В 2022 году в результате начала полномасштабных боевых действий на территории страны было приостановлено производство некоторых крупных операторов рынка, также усложнился процесс поставок сырья, импорта и экспорта продукции, что было вызвано закрытием многих пунктов пропуска, блокировкой портов, прекращением любых торговых связей с россией и белорусью, которые являлись основными потребителями чайной продукции из Украины.
Одной из тенденций, наблюдавшихся на рынке чая, была относительная стабильность цен на импортируемую сырьевую продукцию с ее постепенным снижением. Однако в 2022 году цены на нефасованные чайные листья значительно выросли – более чем на 40%. Это было связано со многими факторами: усложнение логистики в Украине, значительное повышение цен на энергоносители и горючее, повышение темпов инфляции в Украине и мире, кризис на территории основных импортеров – страдающий от протестов Шри-Ланки и столкнувшегося Китая с рецессией на фоне жестких карантинных ограничений.
Кризис на территории Шри-Ланки также негативно отразился на объемах импорта продукции в Украину. Если ситуация не будет урегулирована, это может привести к переориентации географии импорта на другие страны, что, в свою очередь, может привести к дестабилизации рынка. Смена географии уже определенным образом происходит, и на первое место выходят товары из Польши и Китая.
За последние годы тенденция к здоровью и благополучию оказала существенное влияние на динамику продаж чая в Украине. Причиной этой ситуации является то, что многие потребители уделяют гораздо больше внимания своему физическому, психическому и эмоциональному здоровью в результате пандемии COVID-19 и войны. Это заставило многих людей гораздо больше заинтересоваться разными сортами чая, которые, по мнению потребителей, могут улучшить общее состояние здоровья. Одним из популярных позиционирований чайной продукции является ее помощь при поддержании иммунитета и улучшении настроения с помощью специальных свойств.
В перспективе ожидается, что рынок чая понесет значительные потери в результате полномасштабной войны и кризиса 2022 года. Падению на рынке будет способствовать рост темпа инфляции, а также падение уровня ВВП. Постепенное восстановление рынка, как и экономики в целом, прогнозируется только в 2025 году.