Упущенные возможности
С начала своей независимости Украина прошла очень непростой и тернистый путь.
При этом основными негативными факторами для конкурентного развития национальной экономики стали неразвитость государственных институций и гражданского общества, фрагментарный, бессистемный и долгоиграющий характер проводимых реформ, макроэкономическая нестабильность, высокая коррупция в государственной и судебной системе, в связке с размытой ответственностью и правовым нигилизмом политиков и госчиновников, а также значительный дефицит инвестиционных ресурсов.
Причем достаточно уникальным для мировой реформаторской практики отрицательной украинской чертой стало невозможность украинским руководством проводить оперативные реформы, что, в конечном счете, отражалось, не только на их стоимости и эффективности, но в значительной степени сдерживала интерес международных инвесторов, которые избегали инвестировать в нашу страну сколь-нибудь серьезные инвестиции, несмотря на существующие возможности и потенциал для развития.
Сухие цифры ВВП никогда не смогут отразить всего драматизма становления украинской экономики в переходный период 90-х годов, характеризуемого дефицитом товарного предложения, валютным дисбалансом, масштабным закрытием предприятий, значительным социальным расслоением населения, сопровождающиеся массовым обнищанием людей и практическим отсутствием среднего класса, который в по-настоящему демократических странах и формирует основы гражданского общества.
Однако они позволяют оценить насколько динамично и эффективно развивалась независимая Украина в современном мире.
В 90-е годы нестабильная ситуация в макроэкономике и дефицит инвестиционных ресурсов для технологической модернизации, не только способствовали значительному падению ВВП нашей страны, но и привели к естественным структурным изменениям в отраслях, позволив выжить либо только самым конкурентным предприятиям, либо структурам находящимися на бюджетной дотации у государства.
В переходный период 1990-2000 годов из почти 40 тысяч успешно функционировавших на начало 90-х годов в Украине предприятий прекратило свое существование каждое третье, а каждое второе, ежегодно наращивая убытки, к началу нового тысячелетия подошло в предбанкротном состоянии.
Помочь менее драматично пережить данный непростой период могли иностранные капиталы, но недружественный правовой и инвестиционный режим, борьба за дешевый экономический ресурс молодых украинских бизнес элит, высокий уровень коррупции и макроэкономическая нестабильность в первое десятилетие украинской независимости практически поставили барьер на внешних инвестициях.
Несмотря на заявления украинского руководства об открытости украинской экономики для иностранного капитала, и даже разработку инвестиционного законодательства в расчете на внешнее финансирование, иностранные инвесторы предпочитали игнорировать нашу страну, из-за высоких политических, правовых и макроэкономических рисков не воспринимая ее в качестве перспективной площадки для своих вложений.
С 1990 по 2000 год прямые иностранные инвестиции в Украину составили менее $4 млрд.
Для сравнения в Польшу за данный период времени пришло более $34 млрд., в Россию - $32 млрд., а в Казахстан - более $10 млрд. ПИИ.
В последние двадцать лет настоящий инвестиционный прорыв осуществил Китай.
Так если в 1990 году ПИИ в китайскую экономику составили менее 3,5 млрд. долл., то уже в 1993 г. они выросли почти в 8 раз до 27,5 млрд., в 1994г. составили - 34 млрд., а начиная с 1996 г. приток иностранных инвестиций составлял более 40 млрд. долл. в год.
В предкризисный 2008 год ПИИ в китайскую экономику достигли рекордные $108 млрд., доведя общий чистый объем прямых иностранных инвестиций в стране до $378 млрд.
В Украине же за все годы независимости прямые иностранные инвестиции составили менее $40 млрд., при необходимой потребности в среднегодовых инвестиционных объемах на уровне $15-20 млрд., для того чтобы действительно построить эффективную, современную и конкурентную экономику.
Нереализованный потенциал
С началом нового тысячелетия экономическая ситуация в Украине исключительно экстенсивным путем, тем не менее начала постепенно улучшаться.
Выжившие в лихие девяностые украинские предприятия уже научились работать в условиях открытой экономики, а преимущественно экспортное ориентирование отечественной металлургии, химической промышленности и машиностроения позволило обеспечить страну валютными ресурсами, которые к началу 2008 года оценивались на уровне 20% ВВП, превышая $38 млрд.
С приходом в 2005 году во власть демократических сил вновь появились перспективы, что Украина сможет провести необходимые и профессиональные законодательно-правовые, кадровые и отраслевые реформы, а существующий инвестиционный и экономический потенциал нашей страны сможет быть поддержан международным инвестиционным сообществом.
Но ожидания в очередной раз не оправдались. Огромное количество регуляторных процедур со стороны государственных органов по отношению к бизнесу, высокая степень коррупции, непрозрачность, сложность и непредсказуемость налогообложения, недружественный деловой и инвестиционный климат, периодическая реприватизационная политика со стороны украинских властей привели к тому, что серьезные иностранные инвестиции, по-прежнему предпочитают игнорировать нашу страну.
Поэтому совсем не удивительно, что в таких непрозрачных и недружественных по отношению, как к простому человеку, так и бизнесу общественно-деловых условиях, у нас в стране сохраняется очень высокий уровень теневой экономики, который по расчетам Минэкономики в 2009 году может приблизиться к 40% официального украинского ВВП, а по мнению независимых экспертов достигнет 60% от его официального уровня, составив $60-70 млрд.
При этом по показателю ВВП в расчете на душу населения Украина значительно отстает даже от большинства бывших социалистических государств.
Так украинский ВВП в расчете на одного человека в 2008 году был в полтора раз меньше чем в Беларуси и Болгарии, почти в 2,5 раза уступал румынскому, был в три раза меньше чем в России и в 3,5 раза ниже, чем в Польше.
Финляндия по данному критерию обошла Украину более чем в 13 раз, где ВВП на одного человека составлял $51 588,35.
Что дальше … или возможные перспективы
В посткризисный период потенциал экономического развития нашей страны оценивается и независимыми экспертами, и международными организациям весьма пессимистично.
В частности по перспективному прогнозу МВФ украинский ВВП сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 года, когда он ожидается в размере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздо менее успешным, чем у большинства ее соседей.
Так на свой докризисный уровень российская экономика выйдет спустя три года после начала кризиса - в 2012 году, а уже в 2014 году российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 году эта разница была меньше, составляя для Украины только 9-кратное отставание. Румыния к 2015 году по своему ВВП в полтора раза превысит экономику нашей страны, несмотря на то, что в докризисный период экономики наших стран были вполне сопоставимыми.
Однако настоящий экономический рывок сделает ориентированный в будущем не на свою сырьевую мощь, а на перспективное технологическое развитие и внешние инвестиции Казахстан, который уже в 2010 году сможет обойти Украину по размерам ВВП, хотя еще в 2008 году экономика Казахстана была почти на четверть меньше украинской.
Власти Казахстана в кризисный 2009 год достаточно успешно справлялись со всеми финансовыми и социально-экономическими вызовами.
В течение года правительство Казахстан закачало в экономику и финансовую систему страны $19 млрд. государственных средств, согласно утвержденной еще в 2008 году государственной антикризисной программе. Казахские власти утверждают, что благодаря их действиям не произошло остановки предприятий и скачка безработицы. Напротив, в 2009 г. в Казахстане создано 400 тыс. новых рабочих мест. Валютные резервы Казахстана достигли $52 млрд., а рост ВВП по итогам года ожидается на уровне 1,5%.
Тем не менее, Казахстан хочет отойти от ориентации свой экономики преимущественно на сырьевой сектор и призывает иностранных инвесторов помочь диверсифицировать структуру экономики страны.
Президент Назарбаев сообщил инвесторам, что правительство завершает работу над проектом пятилетней программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, к реализации которой намерено приступить в 2010 г.
В рамках программы определены приоритетные направления развития экономики и промышленности. По предварительным расчетам, эффект от реализации программы составит за 5 лет свыше 7 трлн. тенге ($47 млрд.). Для индустриального и инновационного развития экономики будет предложено 83 крупных проекта стоимостью более $42 млрд., а успешная реализация данной программы уже через пять лет позволит в полтора раза увеличить ВВП страны.
По данным Европейского банка реконструкции и развития за годы независимости Казахстан благодаря дружественной инвестиционной политике уже привлек в свою экономику более $90 млрд. - это почти в 2,5 раза превышают ПИИ в экономику Украины.
Что касается Украины, то в среднесрочный посткризисный период при прежнем отношении к инвесторам среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций скорей всего сохранится на прежних незначительных уровнях - до $10 млрд. в год при ежегодной потребности не менее чем в $15-20 млрд. долгосрочных иностранных инвестиционных средств.
Прогнозное изменение ВВП в 2008-2014 гг. (млрд. дол. США)
Страна
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
изменения, раз
|
Армения
|
11,917
|
8,683
|
8,238
|
8,545
|
9,086
|
9,844
|
10,821
|
0,91
|
Азербайджан
|
46,378
|
42,505
|
51,916
|
56,7
|
58,795
|
62,867
|
65,776
|
1,42
|
Белоруссия
|
60,302
|
49,043
|
53,137
|
60,584
|
69,146
|
79,416
|
91,501
|
1,52
|
Болгария
|
49,904
|
44,777
|
45,456
|
46,869
|
49,867
|
53,912
|
58,117
|
1,16
|
Хорватия
|
69,357
|
61,724
|
63,261
|
66,317
|
70,51
|
74,861
|
79,296
|
1,14
|
Чехия
|
216,354
|
189,669
|
201,333
|
212,215
|
229,512
|
245,565
|
264,418
|
1,22
|
Эстония
|
23,545
|
18,045
|
17,473
|
17,834
|
18,62
|
19,803
|
21,09
|
0,90
|
Финляндия
|
271,867
|
242,328
|
252,911
|
262,025
|
271,393
|
281,948
|
293,345
|
1,08
|
Грузия
|
12,864
|
10,981
|
10,761
|
11,311
|
12,291
|
13,293
|
14,377
|
1,12
|
Венгрия
|
155,93
|
124,241
|
132,384
|
139,667
|
149
|
157,976
|
166,299
|
1,07
|
Казахстан
|
135,601
|
107,038
|
120,75
|
138,289
|
154,444
|
173,084
|
199,333
|
1,47
|
Киргизия
|
5,05
|
4,681
|
4,779
|
5,181
|
5,54
|
5,899
|
6,323
|
1,25
|
Латвия
|
33,981
|
24,198
|
22,145
|
22,135
|
23,233
|
24,461
|
25,732
|
0,76
|
Литва
|
47,304
|
35,964
|
34,884
|
36,086
|
37,627
|
39,406
|
41,173
|
0,87
|
Молдавия
|
6,047
|
5,328
|
4,748
|
5
|
5,3
|
5,634
|
6,052
|
1,00
|
Польша
|
527,866
|
422,965
|
432,254
|
451,808
|
476,825
|
504,989
|
535,655
|
1,01
|
Румыния
|
200,074
|
160,674
|
166,01
|
182,142
|
211,43
|
243,392
|
274,083
|
1,37
|
Россия
|
1676,586
|
1254,651
|
1363,979
|
1532,645
|
1706,335
|
1896,676
|
2127,58
|
1,27
|
Сербия
|
50,061
|
42,385
|
44,592
|
47,03
|
51,111
|
55,836
|
61,11
|
1,22
|
Словакия
|
95,404
|
88,296
|
96,365
|
102,917
|
109,056
|
115,61
|
122,589
|
1,28
|
Таджикистан
|
5,135
|
4,577
|
4,821
|
5,523
|
6,342
|
7,325
|
8,713
|
1,70
|
Турция
|
729,983
|
593,533
|
590,701
|
610,47
|
638,419
|
673,753
|
710,833
|
0,97
|
Украина
|
179,604
|
115,706
|
119,701
|
130,027
|
145,757
|
160,619
|
175,949
|
0,98
|
Узбекистан
|
27,918
|
30,321
|
34,232
|
39,256
|
44,892
|
51,125
|
58,224
|
2,09
|
* Рассчитано на основеданных International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2009
По показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций в последнее десятилетие, Украина также является далеко не самой успешной страной, и значительно проигрывает своим прямым конкурентам, в частности странам Центральной и Восточной Европы, РФ и Турции. В перерасчете на душу населения, объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по состоянию на 01.01.2009 г. составил всего лишь 1021 дол. США, что почти в 11 раз ниже уровня Чехии, более чем в 8 раз уступает Словакии, в 6 раз ниже нежели в Венгрии и Болгарии.
Прямые иностранные инвестиции в экономику отдельных стран*
Страна
|
Приток прямых
иностранных инвестиций
за 1999-2008 гг.
(млн.дол.США)
|
Накопленный объем прямых
иностранных инвестиций по
состоянию на 01.01.2009, в
расчете на душу населения
(дол.США)
|
Россия
|
203616
|
1511
|
Польша
|
113069
|
4235
|
Турция
|
81146
|
945
|
Чехия
|
70670
|
11083
|
Румыния
|
54092
|
3364
|
Венгрия
|
47488
|
6359
|
Болгария
|
41598
|
6060
|
Украина
|
39711
|
1021
|
Словакия
|
27076
|
8506
|
Хорватия
|
22981
|
7023
|
* Рассчитано на основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) World Investment Report 2009
Если же еще учесть, что около 25% иностранных инвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически от наших сограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет и совсем уж мизерным. По состоянию на 01.01.2009 в Украину с Кипра поступило 7,7 млрд. дол. США, Виргинские острова направили 1,3 млрд. дол. США.
В 2009 году Украина сможет очень мало записать себя в актив, а вот в пассив явно попадет не только рекордный спад по показателю ВВП, но и явное инвестиционное охлаждение со стороны иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что на спекулятивных технологиях национальный фондовый рынок за уходящий год вырос в среднем более чем на 100%, большинство инвесторов очень негативно воспринимают современную Украину.
Так, в ходе исследования, проведенного SEOLA Group Ideas Factory в октябре 2009 года, руководители ведущих мировых инвестиционных компаний отметили значительное ухудшение инвестиционного климата в Украине и, как следствие, минимальную инвестиционную привлекательность украинской экономики.
Согласно результатам опроса 69% опрошенных инвестиционных компаний не собираются в ближайшее время рассматривать вопрос об инвестировании в экономику Украины. При этом 34% иностранных инвестиционных компаний, которые уже работают в Украине, собираются уйти из Украины, а 26% — заморозить текущие проекты. Для сравнения, еще год назад только 13% инвестиционных компаний планировали уйти из Украины.
Среди причин, которые препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в экономику Украины, иностранные инвестиционные компании называют: кризис в финансово-экономической системе Украины (98%), отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов (97%), политическую нестабильность (95%), отсутствие реальных государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности (92%). Следует отметить значительное увеличение роли фактора коррумпированности законодательной, исполнительной и судебной власти: в октябре 2009 года этот фактор стал значимым для 91% компаний, тогда как в 2007 году на нем акцентировали внимание всего 74%.
Также в 2009 году иностранных инвесторов сильно обеспокоили проблемы в финансовом секторе экономики Украины: 91% компаний отмечает слабое развитие и нестабильность этого сектора, тогда как в октябре 2008 года только 69% компаний считали это существенной проблемой.
Что касается секторов экономики Украины, которые наиболее подходят для системных инвестиций, то в 2009 году такими секторами с точки зрения потенциальных инвесторов стали: сельское хозяйство (92%), модернизация национальной инфраструктуры (91%), альтернативная энергетика (90%) и пищевая промышленность (81%).
По мнению опрошенных иностранных инвесторов, именно эти сектора идеально подходят для системного инвестирования с учетом текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития.
В нынешнем году также значительно увеличилось количество иностранных инвесторов, которые негативно оценивают действия украинской законодательной и исполнительной власти по преодолению кризиса в финансово-экономической системе Украины. Так, 85% иностранных инвесторов негативно оценили работу законодательной и исполнительной власти, хотя еще в 2008 году такую оценку дали только 67% опрошенных инвесторов.
Относительно прогноза развития ситуации в финансово-экономической системе Украины в 2010 году, 46% иностранных инвесторов считают, что ситуация не изменится, и только 16% думают, что ситуация изменится к лучшему.
Если до кризиса в экономику Украины направлялся преимущественно спекулятивный капитал, который привлекала высокая доходность и быстрая окупаемость проектов, а также относительная макроэкономическая стабильность, то уже в посткризисный период этого будет недостаточно.
Украина расплачивается серьезным падением своей инвестиционной привлекательности за долгие годы пренебрежительного отношения к развитию институтов в таких ключевых направлениях, как: защита прав собственности, борьба с коррупцией, создание эффективной модели инвестиционных стимулов, устранение административных барьеров и повышение эффективности государственного управления. К тому же инвестиции (как иностранные, так и внутренние) нужно привлекать под конкретную стратегию развития страны, которой до сих пор нет. Без решения этих базовых проблем очень сложно надеяться не только на быстрое преодоление кризиса, но и на перспективы дальнейшего успешного развития Украины.
В настоящее время Украина в условиях дефицита государственных управленцев, умеющих профессионально отстаивать национальные интересы и отсутствии необходимых финансовых ресурсов для проведения эффективных реформ, фактически находится у той черты, когда самостоятельные квалифицированные решения принимать уже не в состоянии.
В конце 2008 года получив по программе stand-by от МВФ кредитную линию на два года в размере $16,4 млрд., украинское правительство так и не смогло разработать цельную антикризисную программу по выводу страны из кризиса.
Более того во многом бессистемные и затянутые решения украинских властей привели к тому, что государственные долги за последние два года выросли в 2 раза до $36 млрд.
В свою очередь бюджетный дефицит к окончанию года увеличился как минимум в два раза и уже оценивается на уровне 10% ВВП, причем ситуация с бюджетным дефицитом в следующем году скорей всего только ухудшится.
Поскольку, несмотря на стремительный рост государственных долгов и растущую бюджетную задолженность реальный сектор экономики на протяжении всего года фактически оставался без банковского кредитования и уже в 2010 году потенциально это может спровоцировать очередную волну проблем, как в экономической, так и в социально- бюджетной сфере.
Вероятно во многом понимания, что в отсутствие системных и главное быстрых реформ в ближайшие несколько лет Украина может прийти к бюджетному коллапсу и будет вынуждена объявить дефолт, правительство Ю. Тимошенко активизировало работу с внешними консультантами.
Так в конце ноября 2009 года вице-премьер-министр Украины по делам европейской и международной интеграции Григорий Немыря заявил, что правительство Украины совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создали комплексную программу по содействию привлечению инвестиций в Украину. По словам вице-премьера, проект рассчитан на три года и включает две составляющие. Первая часть касается конкурентоспособности отдельных секторов украинской экономики, вторая - обзора инвестиционной политики Украины.
По мнению вице-премьера, самыми перспективными могут быть такие секторы экономики: АПК, энергетика и инфраструктура. Данные программы поддерживается шведским агентством международного развития и на реализацию этого трехлетнего проекта будет выделено 26 млн. шведских крон.
Мы решили проанализировать существующий международный инвестиционный опыт и оценить насколько реально будет задействовать механизм частного инвестирования в экономику Украины в данных направлениях, (в частности в АПК) исходя из прежних предпочтений.
Прямые иностранные инвестиции в мировую экономику в секторальном разрезе в 1990-2007 гг.
* Рассчитано на основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) World Investment Report 2009
Экономико-исторический экскурс показал, что за последних почти два десятилетия объем общемировых прямых иностранных инвестиций увеличился в 8 раз. Если в начале 90-х годов он составлял $1,9 трлн., то к 2007 году он вырос до $15,7 трлн.
Однако международный инвестиционный капитал за последние два десятка лет был не очень благосклонен, ни к инфраструктурным проектам, ни к энергетике, ни особенно к АПК.
Так к 2007 году из почти $16 трлн. мировых ПИИ в транспорт, логистику и коммуникации было вложено $920,5 млрд. или 5,9% от общего объема инвестирования, где на долю стран СНГ пришлось $13,2 млрд.
В сектор производства электричества, газа и воды с 1990 по 2007 год по всему миру было инвестировано $344,6 млрд. или только 2,2% от всех международных инвестиций, причем инвестиции в страны СНГ составили только $2,4 млрд.
Что же касается АПК, то к данной отрасли иностранные инвесторы вообще подходили весьма прохладно, инвестировав в сельскохозяйственные проекты всего $32 млрд. или 0,2% от всего объема инвестиционных средств, где в страны СНГ от этой суммы было направлено немногим более $2 млрд.
В украинских условиях только современная модернизация энергетики, АПК и транспортной инфраструктуры потребуют свыше $50 млрд., что в 2-3 раза превысит инвестиционный ресурс, который был вложен иностранными инвесторами за последние 20 лет в данные сектора экономики во все страны СНГ.
Скорей всего и в посткризисный период иностранные частные инвесторы будут достаточно консервативно подходить к инвестированию в данных направлениях, поскольку страновые, экономические и инвестиционные риски являются слишком большими, а долгосрочная доходность на вложенный капитал гораздо меньше, чем в других секторах экономики (в частности в торговле или оказании финансовых и бизнес услуг).
На столь масштабное предоставление средств можно рассчитывать либо непосредственно от самого государства, либо от международных финансовых доноров (МВФ, ВБ, ЕБРР и т.д.) под долгосрочные гарантии правительства или имеющиеся государственные активы.
При этом концентрация основных государственных ресурсов именно в данных направлениях, по сути посадит на голодный паек другие ключевые отрасли, которые также необходимы для национальной безопасности, в частности ЖКХ, которые тоже не очень популярны среди международных частных инвесторов в качестве объектов для инвестирования, но требуют огромных капиталовложений.
На наш взгляд перспективная ориентация иностранных государственных и частных инвестиционных интересов, сугубо на украинских инфраструктурных проектах, энергетике и АПК (к чему призывает в частности ОСЭР), уже подразумевает, что развитые государства с одной стороны не рассматривают Украину, как страну, способную перейти на высокотехнологический уклад, а с другой - являясь прямыми конкурентами в наукоемких технологиях и не заинтересованы в этом.
Тем не менее, без высокотехнологического уклада у Украины не будет достойного будущего, поскольку современная история развития цивилизаций наглядно показала, что за последние несколько десятков лет выдающегося прогресса достигли страны ориентированные не на сырьевые ресурсы и низкую переработку, а развитые в технологическом отношении государства.
Именно ориентация на научно-технический прогресс, технологическое развитие, наряду с целенаправленной и последовательной деятельностью правительств, трудолюбивым и образованным населением, позволило таким странам как Япония, Южная Корея, а в последние годы Китаю выйти в высшую инвестиционную лигу и активно развивать отрасль нанотехнологий, о которых в Украине в большей степени только говорят.
В нынешних финансово-экономических условиях у нас в стране, очень наивно рассуждать, что в ближайшие годы у нас сможет появиться своя «Силиконовая долина».
Вместе с тем Украина еще имеет шанс остаться конкурентной в авиационной промышленности, участвовать в космических разработках, отдельных сегментах машиностроения и ВПК, фармацевтике и биотехнологиях, но для этого необходимы либо очень серьезные государственные инвестиции, либо ресурсы от международных финансовых организаций и государств-доноров на уровне долгосрочных межправительственных соглашений.
По оценочному прогнозу МВФ украинская экономика сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2015 года.
Возврат к своему докризисному уровню только через пять лет приведет к тому, что занимавшая в докризисный период 46 позицию Украина, откатится уже только в шестой десяток среди крупнейших экономик мира.
Экстенсивный путь развития на протяжении только в ближайшие пять лет отбросит Украина по своему экономическому потенциалу сразу почти на 10 позиций вниз, позволив обойти себя таким странам, как Казахстан и Катар, экономики которых в докризисный период были соответственно на четверть и вполовину меньше, чем украинская.
Ожидаемый многими политиками вариант развития событий с посткризисным ростом украинской экономики на уровне 6-8% в год, действительно позволит нашей стране через десять лет удвоить свой нынешний ВВП, однако такой результат не даст Украине шанса попадания даже в пятый десяток крупнейших экономик мира.
Чтобы действительно осуществить экономический прорыв и через десять лет суметь попасть не то чтобы в двадцатку, а хотя бы в первую тридцатку необходимо, чтобы наша страна ежегодно показывала рост ВВП на уровне 15%, что представляется совершенно нереальным исходя из той ситуации, в которой в настоящее время оказалась Украина.
Прогноз роста крупнейших экономик мира до 2020 года
Такой сценарий вероятно возможен только в случае, если в ближайшие несколько лет, украинские политики сумеют создать такие инвестиционные и бизнес условия в Украине, которые понизят объем теневой экономики с ныне существующих 60% ВВП хотя бы до 18-20%, а среднегодовой размер иностранных инвестиций будет составлять $15-25 млрд.
Причем показатель роста на уровне 10-15% в год будет также невозможно обеспечить, если не менять государственные инвестиционные приоритеты и существующий технологический уклад, и помимо АПК, транспортной инфраструктуры, энергетики, строительства и ритейла, которые в первую очередь предлагает развивать Украине ОЭСР, не начать активно вкладывать инвестиционные ресурсы и в наукоемкий сектор страны.
По мнению большинства украинских экспертов, важнейшей задачей новой администрации страны должна стать системная работа по улучшению инвестиционной среды, которая даст возможность поставить страну на новый виток экономического развития.
Властям необходимо продемонстрировать, что Украина быстро меняется к лучшему. Вялые и сегментарные реформы не дадут результата и не смогут кардинально изменить ситуацию. Сейчас инвестиционный климат в стране воспринимается международным и внутренним деловым сообществом как некачественный. Реформы, которые должны обеспечить прорыв для украинской экономики и поставить ее на новую спираль экономического развития, должны включать:
- меры, направленные на обеспечение стабильности и прозрачности в правовой и судебной сферах;
- меры, направленные на преодоление коррупции на всех уровнях власти;
- реформу государственного управления для усиления ответственности государственных институций за принимаемые решения, избежание дублирования и пересечения их функций;
- меры по дерегулированию и либерализации предпринимательской деятельности путем существенного уменьшения уровня бюрократии и упрощения регуляторной среды;
- меры по стимулированию внутреннего спроса на украинскую продукцию;
- снижение фискального давления на бизнес и сокращения налогов в стране;
- обеспечение прозрачного и конкурентного доступа на товарно-сырьевые, финансовые и инвестиционные рынки, а также к государственным закупкам, поощрение и стимулирование добросовестной конкуренции;
- проведение пенсионной реформы;
- активное и комплексное развитие украинского рынка ценных бумаг, создания условий для развития современных фондовых инструментов, биржевой и депозитарной инфраструктуры;
- меры по увеличению и диверсификации украинского экспорта. При этом ключевым является подписание договора о свободной торговле с другими странами. Предложенный вариант договора о свободной торговле с ЕС поможет Украине присоединиться к логистической цепочке Европы. Подобный договор необходим и с Россией, и с таким перспективным для нас азиатским регионом;
- реализацию комплексной стратегии обеспечения устойчивых темпов роста эффективности и производительности в частном секторе.
Данная стратегия должна решить вопросы, связанные с комплексным пересмотром национальной политики в сфере энергетики, реформой ЖКХ и повышением безопасности общественной инфраструктуры, разработкой плана привлечения инвестиций в инновационные технологии.
Необходимо также кардинальный пересмотр государственной аграрной политики с целью увеличения производительности и эффективности природопользования, реформой национальной системы образования с целью обеспечения потребности экономики в специалистах соответствующих квалификаций, развитием предпринимательства и малого бизнеса с целью формирования сильного среднего класса.
При этом только открытая для инвестиций и технологического развития Украина и значительная минимизация ее теневого сектора экономики позволит к 2020 году не удвоить, а утроить украинский докризисный ВВП, что в конечном счете и обеспечит попадание Украину в тридцатку наиболее экономически развитых стран мира.
Если же государственных приоритетов в данных направлениях не будет, Украина в ближайшие 10 лет фактически утратит еще имеющиеся у нее шансы сделать свой инвестиционный и технологический рывок, в лучшем случае перерождаясь в преимущественно аграрную страну, обеспечивающую при этом удобный транспортный коридор в торговле между Россией, Китаем и Евросоюзом.
Данная статья не является фундаментальной аналитической работой и носит в большей степени прогнозно-оценочный характер.
Вместе с тем при написании статьи использовались фактически данные и аналитические материалы, как из официальных, так и неофициальных экспертных источников.
Хотелось бы также, чтобы статья дала своеобразный толчок для возможных дискуссий в среде экономистов, макроаналитиков, инвестиционных стратегов и государственников, для формирования своеобразного пула возможных инвестиционных стратегий и сценариев, чтобы реализовать наиболее успешный путь экономического развития нашей страны в посткризисной перспективе.