Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг обновило рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины по итогам 4-го квартала 2017 г. Полтавская область сохранила первую позицию в рейтинге, ее оценка составила 225 баллов. За весь прошлый год этот регион ни разу не выпал из группы лидеров, его оценка не опускалась ниже 200 баллов, что позволило трижды за четыре квартала возглавлять список лучших.
Рейтинг на уровне ineА (максимальная инвестиционная эффективность) также у Днепропетровской и Харьковской областей. Оба региона поднялись на одну позицию вверх, набрав, по итогам 4-го квартала 201 и 204 балла соответственно.
Рисунок 1 Рейтинг инвестиционной эффективности областей по итогам 4 го квартала 2017 г.
Неизменным осталось число областей, демонстрирующих высокую инвестиционную эффективность (ineВ) – три. Это: Одесская, Киевская и Винницкая области. Одесский регион потерял одну позицию, по сравнению с прошлым периодом. Два другие – поднялись на категорию вверх.
Заметим, что по сравнению с июлем-сентябрем прошлого года, количество областей с уровнем ineС (выше среднего) сократилось на две единицы, до четырех. Подтвердили свои позиции Львовская и Херсонская области. Улучшил результат Волынский регион. Запорожская область, последние шесть месяцев входившая в группу лидеров, не удержалась в верхней части списка, переместившись ниже на одну категорию в рейтинг-листе.
Таблица 1 Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины в 4 квартале 2017 г., по сравнению со 3 кварталом 2017 г.
Уровень рейтинга | Область | Количество набранных баллов по итогам 4-го квартала 2017 г. | Место в рейтинге по итогам 4-го квартала 2017 г. | Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2017 г. | Изменение места в рейтинге за квартал |
ineА | Полтавская | 225 | 1 | 219 | 0 |
максимальный (свыше 200 баллов) | Харьковская | 204 | 2 | 188 | 3 |
Днепропетровская | 201 | 3 | 189 | 1 | |
ineB | Киевская | 193 | 4 | 175 | 4 |
высокий (от 181 до 200 баллов) | Одесская | 187 | 5 | 202 | -3 |
Винницкая | 183 | 6 | 163 | 4 | |
ineC | Львовская | 178 | 7 | 177 | 0 |
выше среднего (от 161 до 180 баллов) | Волынская | 175 | 8 | 133 | 10 |
Херсонская | 175 | 9 | 166 | 0 | |
Запорожская | 165 | 10 | 190 | -7 | |
ineD | Ивано-Франковская | 157 | 11 | 179 | -5 |
средний (от 141 до 160 баллов) | Черниговская | 150 | 12 | 149 | 2 |
Ровненская | 147 | 13 | 163 | -2 | |
Кировоградская | 145 | 14 | 142 | 2 | |
Закарпатская | 144 | 15 | 125 | 7 | |
Черкасская | 141 | 16 | 158 | -4 | |
ineE | Житомирская | 138 | 17 | 131 | 3 |
ниже среднего (от 121 до 140 баллов) | Тернопольская | 135 | 18 | 137 | -1 |
Хмельницкая | 131 | 19 | 149 | -6 | |
Николаевская | 126 | 20 | 147 | -5 | |
Сумская | 125 | 21 | 132 | -2 | |
ineF | Черновицкая | 103 | 22 | 128 | -1 |
низкий (от 101 до 120 баллов) |
Инвестиционная активность областей
Первой из двух составляющих рейтинга инвестиционной эффективности, является оценка инвестиционной активности регионов. Рейтинговое агентство анализирует, насколько успешно область осуществляет инвестиционную политику в сравнении с другими территориальными образованиями. Как изменяются ее показатели по сравнению с предыдущим периодом. Для этого сопоставляются статистические данные по объемам капитальных инвестиций, объемам иностранных инвестиций и строительным работам.
Для того, чтобы избежать влияние ряда рыночных и нерыночных факторов (инфляция, сезонность, изменение законодательства и проч.) все исходные данные берутся, как среднее арифметическое за четыре квартала. По завершению квартала производится замена первого значения в сумме на показатель отчетного периода. Такой подход позволяет получить более точную оценку.
Полученные показатели за квартал, соотносятся с числом жителей области. Исходя из этого, формируется оценка по каждой позиции на душу населения и темпов прироста соответствующего показателя для каждого региона. Чем выше позиция, тем выше рейтинг.
После того, как оценка по каждому из критериев осуществлена, можно позиционировать области по их инвестиционной активности в четвертом квартале 2017 г.
Рисунок 2 Места отдельных областей Украины по оценке инвестиционной активности в четвертом квартале 2017 г.
Полтавская область на протяжении всего 2017 г. занимала лидирующие позиции по оценке инвестиционной активности. Для региона характерны как высокие темпы роста так и высокие средние значения отдельных показателей. Ни по одному из трех оцениваемых компонентов (капитальные вложения, строительные работы, иностранные инвестиции) Полтавская область не опускается ниже 10-й позиции. Основная причина – активизация работ в нефтедобывающей отрасли и в сельском хозяйстве. Именно туда направляют более 50% капитальных инвестиций. Кроме этого ведутся активные строительные работы как в этих отраслях, так и по возобновлению дорожно-транспортной инфраструктуры. Поскольку регион пока еще не выбрал эффект низкой сравнительной базы (на фоне некоторых других областей), он имеет хорошие перспективы для дальнейшего сохранения высоких позиций. Следует заметить, что в 4-м квартале 2017 г. позиции региона практически не изменились, по сравнению с 3-м кварталом. Только по иностранным инвестициям область опустилась на одну ступень.
Евро-Рейтинг считает, что уже в первом квартале 2018 г. Полтавская область может снизить ряд показателей, поскольку будет сложно продемонстрировать прошлогодние темпы роста. Вместе с тем, потеря лидирующих позиций в течении ближайших шести месяцев выглядят маловероятными. В случае же дальнейшей активности в нефтедобывающей сфере, регион будет оставаться в числе лидеров в течении длительного времени.
На вторую позицию весьма неожиданно переместилась Херсонская область. Во многом – благодаря активизации работ по восстановлению инфраструктуры региона. Объемы остаются пока умеренными (капитальные вложения и строительные работы в расчете на душу населения ниже или соответствуют средним значениям по стране). Но темпы прироста – одни из самых высоких среди всех регионов Украины. Вероятность сохранения темпов и некоторого увеличения объемов работ в течении 2018 г. весьма высока, учитывая ряд серьезных инфраструктурных проектов: аэропорт, порты, дороги.
Третья позиция Днепропетровской области вполне закономерна. Здесь уже длительный период времени активно инвестируют в новое строительство и реконструкцию крупных промышленных и дорожных объектов. Поэтому показатели капитальных вложений и строительных работ здесь одни из самых высоких в Украине, как и темпы роста. Вместе с тем, сохраняется проблема чистого оттока иностранных инвестиций. Ее влияние, хотя и немного уменьшилось, по сравнению с 2016 г., остается значительным. Евро-Рейтинг ранее связывал отток с изменениями в составе собственников Приват-Банка и компаний из его орбиты. Однако, в конце прошлого года влияние данного фактора должно было уменьшится. Сохранение отрицательных показателей чистого прироста иностранных инвестиций говорит либо о том, что проблема значительно глубже, чем первоначально предполагалось либо существует еще ряд факторов, остающихся без должного внимания. Однако, негативно влияющих на иностранного инвестора.
В целом же, все области, которые продемонстрировали максимальную экономическую эффективность (ineА), вошли в число первых десяти по итоговой оценке инвестиционной активности в 4-м квартале 2017 г. помимо названых выше Полтавского и Днепропетровского, это еще и Харьковский регион, расположившийся на 7 позиции. Отметим также движение вверх Киевской области (с 11 на 4 позицию) и перемещение в противоположном направлении Запорожской области (со 2 на 7 место), что привело и к изменению оценки их инвестиционной эффективности (в сторону повышения – у Киевской и понижения – у Запорожской областей).
Области, итоговый рейтинг которых оказался низким, традиционно уже занимают последние места и по оценке инвестиционной активности. Наихудший результат здесь у Закарпатской (22 позиция и 15 место в итоговом рейтинге), Сумской (21 место по результатам оценивания каждого показателя), Черновицкой (20 и 22 позиции), Тернопольской (19 и 18) и Житомирской (18 и 17 места соответственно) областей. Уже традиционно, некоторые из перечисленных областей, компенсируют потери за счет сохранения относительно высоких показателей социально-экономического эффекта (как, например, Закарпатье). Однако, в целом, сохранить высокие социально-экономические показатели становится достаточно сложно, если нет надлежащей инвестиционной подпитки.
Социально-экономический эффект от инвестиций
Инвестиции, как любое вложение денежных средств, должно давать отдачу. Для бизнеса, в первую очередь, это получение прибыли. Для региона – это решение социально-экономических вопросов: рост занятости, увеличение заработной платы, улучшение условий проживания.
Рейтинговое агентство рассматривает следующие показатели: заработная плата, трудоустройство безработных, объем принятого в эксплуатацию жилья, объем предоставленных услуг. Расчет этих показателей осуществляется так же, как и при оценке инвестиционной активности. Исключение составляет трудоустройство безработных.
Оценка трудоустройства безработных осуществляется по двум параметрам: прирост трудоустроенных в соответствующем периоде и коэффициент трудоустройства. Для расчета последнего показателя соотносят количество трудоустроенных безработных с их общим числом в отчетном периоде.
Социально-экономический эффект от инвестиций, итоги
Обобщение полученных результатов по перечисленным выше критериям, позволяет сформировать итоговую оценку социально-экономической эффективности инвестиционной политики в областях по итогам четвертого квартала 2017 г.
Рисунок 3 Места отдельных областей Украины по оценке социально-экономического эффекта от инвестиций в четвертом квартале 2017 г.
Наилучший социально-экономический эффект в четвертом квартале вновь достигают области, которые активно работают с инвесторами на протяжении длительного периода времени. Это Полтавский, Днепропетровский и Харьковский регионы. В очередной раз хочется выделить Днепропетровский регион. Здесь, вероятно, достигнут самый лучший баланс между инвестициями и их влиянием на социально-экономическое развитие. По инвестиционной активности Днепропетровская область, обычно не подымается выше 5-7 места (3 позиция по итогам 4-го квартала – скорее исключение, чем правило). При этом, Днепропетровщина традиционно входит в число первых трех регионов по достигнутому социально-экономическому эффекту.
В связи с этим вызывают удивление два региона, традиционно относящиеся к лидерам инвестиционной активности: Николаевская и Львовская области. Николаевская очень долго входила в число первых шести регионов по данному показателю, снизив результаты лишь в 2017 г. Однако, все вложенные в области инвестиции так и не принесли отдачу в виде улучшения ключевых социально-экономических показателей. Более того, в 2017 г. наблюдается затянувшееся пике области. И если инвестиционная составляющая уменьшается, но все еще лучше, чем средние значения по стране, то социально-экономический результат стал просто катастрофическим: 22 позиция в 4-м квартале. Достаточно сложно найти объяснение тому факту, что привлекая значительные финансовые ресурсы в область, отдачу от вложений так и не получили.
Сейчас похожая картина отмечается уже во Львовской области. Объемы и темпы привлечения инвестиций, осуществленных строительных работ здесь сохраняются на высоком уровне. Однако, отмечается снижения ряда показателей социально-экономического развития. Например – совершенно нетипичное сейчас для большинства регионов, снижение объемов предоставления услуг.
Итоги 4-го квартала 2017 года
Для того, чтобы получить высокую рейтинговую оценку, регион должен не только успешно привлекать инвестиции, но и разумно их использовать. А это возможно только в случае улучшения социально-экономических показателей, характеризующих уровень благосостояния населения региона. Разбалансированность приводит к тому, что итоговая оценка является не самой высокой.
Рисунок 4 Места отдельных областей Украины по жилищному строительству в четвертом квартале 2017 г.
Как видим, Полтавская и Днепропетровская (в меньшей степени – Харьковская) области смогли показать высокий результат как в части привлечения средств в экономику, так и в части их использования.
Киевская, Одесская и Львовская области также демонстрируют равновесие между инвестиционной активностью и социально-экономической эффективностью. При этом, Киевский регион свои позиции улучшил, Львовский – сохранил, а Одесский – ухудшил.
Из областей, которые могут считаться относительными новичками (2-4 квартала в первой десятке), свое место удержала только Херсонская область, улучшив даже показатели предыдущего квартала. Ровненская область, как и предполагалось, выпала за пределы ТОПа: темпы роста снизились, а средние значения основных показателей в расчете на душу населения остались невысокими. Ухудшились результаты и Запорожской области. Но здесь сформирована неплохая основа для дальнейшего роста, поэтому уже в следующем квартале итоговая оценка может улучшиться.
Не сильно изменилась и пятерка аутсайдеров. Три области: Черновицкая, Тернопольская и Сумская подтвердили низкие оценки. Несколько улучшили свои результаты Житомирская и Закарпатская области. Ухудшили – Николаевский и Хмельницкий регионы. Обращает на себя внимание катастрофическое падение Николаевщины, еще год назад вплотную приближающейся к первой пятерке.
Итоги 2017 года
Евро-Рейтинг также рассчитал среднее значение инвестиционной эффективности за 2017 г. Его результаты, особенно в сравнении с минимальным и максимальным значением данного показателя, позволяют лучше оценить динамику развития области в течении года.
Таблица 2 Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины в 2017 г. (среднегодовое значение)
Уровень рейтинга | Область | Средняя оценка за год | Суммарный балл | Минимальное значение | Максимальное значение |
ineА | Полтавская | 224 | 897 | 207 | 246 |
максимальный (свыше 200 баллов) | |||||
ineB | Днепропетровская | 199 | 796 | 189 | 203 |
высокий (от 181 до 200 баллов) | Харьковская | 194 | 777 | 175 | 210 |
Одесская | 194 | 776 | 187 | 202 | |
ineC | Киевская | 180 | 720 | 173 | 193 |
выше среднего (от 161 до 180 баллов) | Львовская | 179 | 717 | 177 | 183 |
Запорожская | 178 | 711 | 165 | 190 | |
Ивано-Франковская | 166 | 663 | 142 | 185 | |
Винницкая | 165 | 659 | 158 | 183 | |
ineD | Ровненская | 157 | 626 | 147 | 163 |
средний (от 141 до 160 баллов) | Волынская | 156 | 623 | 133 | 175 |
Черкасская | 156 | 625 | 141 | 173 | |
Закарпатская | 152 | 606 | 125 | 179 | |
Тернопольская | 149 | 594 | 135 | 177 | |
Черниговская | 148 | 593 | 141 | 153 | |
Кировоградская | 146 | 584 | 142 | 155 | |
Хмельницкая | 145 | 579 | 131 | 152 | |
Херсонская | 144 | 576 | 93 | 175 | |
ineE | Николаевская | 138 | 553 | 126 | 148 |
ниже среднего (от 121 до 140 баллов) | Сумская | 137 | 549 | 122 | 170 |
Житомирская | 122 | 486 | 103 | 138 | |
ineF | Черновицкая | 115 | 458 | 95 | 128 |
низкий (от 101 до 120 баллов) |
Из таблицы видно, что области, находящиеся в верхней части таблицы, демонстрируют более стабильную динамику, чем расположенные внизу. Так в 2017 г. отклонение минимального значения от максимального в пределах 10% демонстрировали четыре из десяти регионов: Днепропетровский, Одесский, Львовский и Ровненский. Это указывает на стабильность их развития и вероятность подтверждения результатов в среднесрочной перспективе. Исключением, как отмечалось ранее, может стать Ровненская область в связи со снижением инвестиционной активности в последнем квартале и отсутствием ощутимого воздействия притока капитала в регион на показатели социально-экономического развития.
Из этой же выборки лишь Иванофранковщина не отличается стабильностью: регион лихорадит и высокие показатели сменяются низкими значениями. Как следствие, отмечается расхождение между минимальной и максимальной оценкой более чем на 30%. В подобной ситуации более вероятным выглядит дальнейшее снижение результатов, поскольку нестабильность от кварталу к кварталу – явный признак наличия внутренних проблем.
Подобное предположение подтверждается результатом областей, расположенных в нижней десятке. В шести из них (Закарпатской, Тернопольской, Херсонской, Сумской, Житомирской и Черновицкой) минимальное значение ниже максимального на 30% и более. Заметим, что из этого списка лишь Херсонщина во втором полугодии демонстрировала стабильный рост. В остальных отмечалась спадная динамика, которая, с большой долей вероятности, сохранится в следующем году.
Евро-Рейтинг, основываясь на приведенной информации, полагает, что количество областей, которые будут формировать пулы «лидеров» и «аутсайдеров» существенно не будет меняться. Поскольку общая экономическая ситуация начинает улучшаться, тем регионам, которые находятся в средине, будет непросто ворваться в лидирующую группу. Во многом это связанно с понесенными ранее потерями в темпах развития. «Обмен» между группами «середняков» и «аутсайдеров» сохранится, поскольку областям из нижней части рейтинга стабильность не свойственна.
О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.
Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской области. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги).
Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность города – через рост или снижение инвестиционной активности.
Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить области, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены регионы, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.