Рынок кофеен в Украине

Рынок кофеен в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка кофеен в Украине в 2018-2020 гг.

1. Общее потребление кофе в Украине в 2018-2020 г, тонн, тыс. долл. (в целом)

Основная доля в потреблении кофе – это импортированный продукт. Украинское производство формируется теми производителями, которые импортируют кофейные зерна (арабику или робусту), как сырьевой продукт, а в Украине - обжаривают, фасуют, упаковывают, производят продукт без кофеина и продают под своей торговой маркой. 

Поскольку рынок кофе Украины следует тенденциям мирового рынка кофе, то и спрос на кофе в Украине стабильно растет. На сегодняшний день можно выделить тенденцию к изменению культуры потребления кофе.

В 2018-2019 гг. потребления кофе в Украине росло, но в 2020 г. потребление уменьшилось на 4,6 тыс. тонн в сравнении с 2019 г. Резкое снижение данного показателя связано влиянием экономического кризиса, вызванного пандемией COVID 19, который оказал влияния на ограничение импортных поставок кофе, а также на упадок сегмента HoReCa (который до пандемии способствовал увеличению потребления кофе в Украине).

Таблица 1

Динамика общего оборота сырьевого кофе (зерно и молотый) в Украине в 2018-2020 гг., в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн и млн. долл. США

 

2018

2019

2020

Потребление сырья натурального кофе, тыс. тонн

23,5

24,7

20,1

Потребление сырья натурального кофе, млн. долл. США

336,92

350,55

271,01

Источник: оценка Pro-Consulting по данным Данные Государственной службы статистики, операторов рынка

В Украине фиксируются одни из самых высоких темпов увеличения объема потребления натурального зернового кофе и молотого кофе среди стран Европы. Максимальные темпы увеличения потребления фиксируются в центральных регионах страны. Больше всего зернового и молотого кофе потребляется жителями крупных городов и западной части страны. В южной и восточной частях страны уровень потребления ниже.

Объем потребления кофе рассчитан на основании данных о средней численности населения Украины в 2020 г. по данным Госстата Украины, - 41,7 млн. человек наличного населения. Объем потребления рассчитан среди той части населения, которая потребляет напиток. Это люди в возрасте от 14 до 65 лет (70% населения страны). Кроме того, был учтен тот факт, что 33% населения, вовсе не употребляет кофе или пьют кофе без кофеина либо практически не пьют.

Таким образом, объем потребление сырьевого кофе в зернах или молотого в Украине среди той части населения, которая потребляет напиток, составляет 1,02 кг в 2020 году на человека. Средний показатель в месяц составляет 0,085 кг на человека.

Объемы потребления натурального кофе в Украине значительно ниже среднеевропейских. Уровень потребления в Италии составляет 5,5 кг, Швеции и Финляндии - 12,4 кг. Однако это в том числе обусловлено методом приготовления кофе, предусматривающим больший расход кофе.

2. Структура рынка кофе (домашнее потребление, кофейни, уличное, другие сегменты)

Кофе пьют все – от серьезных мужчин в деловых костюмах до мам на детских площадках, от пожилых людей до энергичных подростков. Пить кофе стало модно.

До пандемии коронавируса культура потребления кофе имела тенденцию к изменению: с офиса и дома, преобладающих несколько лет назад, спрос сдвигается в кафе и рестораны.

Пандемия COVID 19 оказала влияния на снижение посещение украинцами кофеен, кафе, ресторанов и прочих заведений общественного питания, а на переход офисных сотрудников на дистанционную работу. Поэтому, все больше людей начали потреблять кофе дома.

Диаграмма 2

Структура потребления кофе в Украине по сегментам в 2020 году

Рынок кофеен в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting по данным операторов рынка, открытых источников

Наибольшая доля кофе на украинском рынке потребляется в домашних условиях. Самым частым местом покупки зернового и молотого кофе являются гипер- и супермаркеты. На них приходится 44% продаж в натуральном выражении. Также активно в последнее время растет доля продаж кофе конечным потребителям через минимаркеты и магазины у дома.

Сегодня в среднем один украинец ежегодно потребляет около 100 чашек натурального (зернового/молотого) кофе вне дома. Потребление натурального кофе в сравнении с растворимым растет.

Диаграмма 3

Количество выпитых чашек вне дома, за год

Рынок кофеен в Украине

Исходя из результатов проведенного опроса 96,7% опрошенных имеют привычку пить кофе. Из 3,3% людей, которые не употребляют кофе, больше половины указали причиной плохое самочувствие после выпитого напитка. 50-летние потребители и люди в старшем возрасте относятся к тем, кто не пьет кофе по состоянию здоровья. Далее приведены ответы респондентов, относительно общего потребления кофе, как дома так и за пределами.

Диаграмма 4

Частота потребления кофе в Украине, %

Рынок кофеен в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

49% респондентов указали, что потребляют более 1 чашки кофе в день, еще 35,8% - 1 раз в день. В общем, можно сделать вывод что порядка 85% респондентов употребляют кофе ежедневно, что отражает достаточно высокий спрос на напитки.

Диаграмма 5

Структура потребления кофейных напитков в Украине по видам, в количественных показателях, чашек

Рынок кофеен в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting по данным операторов рынка, открытых источников

Наиболее популярным напитком является Американо, данный вид кофейного напитка взят за основу при сегментации рынка по стоимости, вторым по популярности у потребителей выступает Латте.  

3. Количество кафе по крупным городам Киев, Днепр, Харьков, Одесса, Львов

Несмотря на то, что рынок кофеен популярен и динамичен в развитии, в 2020 г. главным фактором влияния на уменьшения количества кофеен в Украине стало введение карантинных ограничений, связанных с COVID 19. Из-за этого деятельность рынка HoReCa вынуждена была приостановиться, а посещение общественных мест было запрещено из-за высокого риска заражения. Поскольку бизнес стал убыточным, порядка 3 тыс кофеен разных форматов прекратили свою деятельность.

Диаграмма 6

Динамика количества кофеен в Украине за 2018-2020 гг., тыс. кофеен

Рынок кофеен в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting по данным операторов рынка, открытых источников

В больших и туристических городах кофеен больше и бизнес развивается активней. Лидерами по объемам реализации выступают Киевская, Харьковская, Днепропетровская и Закарпатская области. А также - Львовская область, со своей традиционной культурой потребления кофе.

4. Выводы и основные тенденции рынка кофеен

Вторым по величине сбыта кофе в Украине после ритейла является сектор Ho-Re-Ca. В 2020 году, большая часть приходится на “не сетевые” кофейни - 56%.

Рынок кофеен в Украине на 2020 год условно можно разделить на 3 типа: мобильная кофейня (66,8% точек), небольшой магазин-кофейня (19,7% точек) и кофейня – кафе (13,5% точек).

Карантинные ограничения вносят свои коррективы в структуру рынка, изменяя количество кофеен в меньшую сторону, а точек сбыта - в большую. На рынке остаются крупные и средние игроки. Учитывая текущие тенденции, увеличиться может количество средних точек, которые работают преимущественно в режиме takeaway и мелкие точки, которые менее подвержены рискам закрытия и потерям арендных платежей. Хотя у них выше потенциал в долгосрочной перспективе, как у месте, куда можно переносить личные и деловые встречи из закрытых помещений типа “дом” и “офис”, как и в другие общественные места, на террасы, веранды и т.п., что может способствовать увеличению посещаемости в формате кафе-кофейня.

После длительных карантинных ограничений, население будет стремиться выйти на улицы, что также повысит спрос на кофе «с собой».

Популярный антиковидный формат “homework” также внес свои коррективы - часть офисов отказались от аренды, в связи с чем, назначают встречи именно в общественных местах, что соответствует формату “кафе-кофейня”.

Как ожидается, доля потребления кофе в сегменте HoReCa продолжит увеличиваться. Так, рынок кофеен в Украине динамично расширяется, основной причиной чего является растущий спрос. Посещаемость растет, на рынке появляются новые сильные игроки, инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в открытие новых заведений, сети заведений укрупняются.

Продолжат открываться авторские кофешопы и мини-кофейни с индивидуальными кофейным меню и атмосферой, профессиональными бариста.

В больших и туристических городах кофеен больше и бизнес развивается активней. Лидерами по объемам реализации выступают Киевская, Харьковская, Днепропетровская, Закарпатская и Львовская области. Также, Львовская область с традиционной культурой потребления кофе, который считается “национальным” напитком.

В зависимости от собственных вкусовых предпочтений люди выбирают чай либо кофе. По статистике, в украинских кофейнях чай покупают в 39 раз реже. Также, в зависимости от вида кофейного напитка, используются разные сиропы.

Летом, в период оттока городских жителей, а также, в период “каникул” января, как правило, наблюдается ощутимый спад клиентов. Наибольшее количество клиентов посещают кофейни в декабре.  Однако сезонность носит слабовыраженный характер и не сильно влияет на объемы продаж.

Тренды, которые влияют на развития рынка кофеен:

- кофе на вынос. Тренд начал активно развиваться в 2018 году и стал особенно популярным в больших городах. Это связано с ритмом жизни и изменением потребительских предпочтений: больше людей покупают кофе по дороге на работу, учебу, или во время обеденных перерывов.  У кофеен со средним чеком 50 грн, 30% продаж – это кофе на вынос. В этом случае из числа дополнительных продуктов в кофейнях могут покупать сироп и кондитерские изделия, для употребления которых не нужны столовые приборы – “макаруны”, круассаны, пирожные, печенья, булочки, а также орешки.          В жаркий период года на вынос чаще берут не горячий кофе, а холодный напиток или кофейно-молочный коктейль. Влияния карантинных ограничений ускорило активное развитие данной тенденции.

- спрос на новые вкусы и новые коктейли. В связи с тем, что на рынке представлено много кофеен, и как следствие - высокая конкуренция, кофейни для привлечения клиентов предлагают новые вариации кофе (например, кофейные лимонады, различные вариации и комбинации кофе, молока, сиропов, цветной кофе с добавлением натуральных красителей).

- здоровое питания. Развитие тренда здорового и диетического питания увеличило спрос на смузи, орешки. Другая сторона тренда – люди, которые заботятся о здоровом образе жизни меньше покупают или исключают из рациона сладости, сиропы, мучные кондитерские изделия. 

- авторская продукция. Многие кофейни хотят быть уникальными, поэтому предлагают клиентам авторские коктейли и кондитерские изделия собственной рецептуры.

Читайте также