Рынок электронной коммерции (e-commerce) Украины

Рынок электронной коммерции (e-commerce) Украины

Украинская ассоциация директ маркетинга (УАДМ) в сотрудничестве с Ukraine Digital News (UADN) и в партнерстве с ведущим венчурным фондом AVentures Capital предлагают ознакомиться с результатами ...

Предоставляемое исследование - первая работа, систематизирующая рынок электронной коммерции Украины. При проведении исследования был учтен опыт аналогичных проектов, реализованных для стран Европы и России. К его результатам уже проявили интерес многие зарубежные игроки. На динамику развития рынка электронной коммерции ключевым образом влияют такие факторы, как развитость таможенного законодательства, логистики и платежных систем, доступность интернет и пр.

«При проведении исследования перед нами стояла цель выработать единую методику, по которой мы сможем не только оценивать объем рынка, но и понимать его динамику. Также, кроме оценки показателей основных игроков, нам было важно описать сервисы и сервис-провайдеры, которые во многом выступают драйверами всего рынка, а зачастую и формируют его культуру» - Валентин Калашник, Президент УАДМ

В Исследовании рассмотрены существующие на рынке электронной коммерции бизнес-модели. Дано описание украинского интернета, пользователей и онлайн-покупателей. Большое внимание уделено коммерции в регионах. Отдельные разделы посвящены описанию логистике, платежам и роликонтакт-центров в e-commerce. Уделено внимание интернет-маркетингу, актуальным каналам продаж и перспективам cross-border-торговли. Представлены мнения венчурных фондов о перспективах инвестирования в украинский e-commerce. Серьезным дополнением стал раздел о законодательном регулировании отрасли в электронной коммерции и дистанционной торговле.

«Электронная коммерция – это не выбор товара в интернете, это две составляющих: доставка товара и доставка денег. И если с первой у нас все неплохо, то вторая фактически отсутствует как явление. Мы убеждены, что электронная коммерция невозможна без развитой платежной инфраструктуры. Рынок Украины отстает от развитых стран даже не на годы, а на десятилетия. Но время с каждым годом течет все быстрее, и мы, как банк, делаем все, чтобы процент людей, которые сейчас платят в интернете (а это всего 5%), увеличился хотя бы до 50%. Для этого мы активно подключаем торговцев, учитывая реалии рынка, запустили мобильное приложение для Р2Р переводов Pay2You (актуально для мелких магазинов, принимающих оплату на карты собственников, и таких Р2Р сервисов, как olx.ua) и внедрили виртуальную карту» - Марина Квашнина, Заместитель Председателя Совета Директоров по развитию бизнеса Дельта Банка

Рынок электронной коммерции (e-commerce) Украины

По данным исследования, в 2013 г. объем рынка e-commerce Украины составил около $2 млрд., рост относительно 2012 г. (порядка $1,6 млрд.) составил примерно 25%. Доля online-торговли в общем объеме розничного ритейла в 2013 г. составила около 2% (это сопоставимо с российским рынком, но значительно отличается от европейских рынков, где процент on-line торговли достигает 13%). В некоторых крупных сегментах, например, Fashion, достаточно активно развиты продажи через печатные каталоги. По результатам 2013 г. объем рынка каталожной торговли составил $200 млн. Если говорить о рынке дистанционной торговли (продажи через сайт и печатные каталоги) в целом, по нашей оценке объем по результатам 2013 г. составил $2,2 млрд.

Наиболее крупный сегмент - электроника и бытовая техника, показавший около $ 1млрд в online продажах и более $ 6 млрд. по совокупным продажам online и offline. Следующими по значимости сегментами онлайн-продаж являются: билеты на транспорт, fashion (одежда и обувь), косметика и парфюмерия, товары для авто (продажа шин), товары для детей, книги, билеты (мероприятия). Наименее развитыми, но перспективными для развития сегментами продаж через интернет, по итогам 2013 года, являются строительные материалы, еда, товары для дома (мебель), ювелирные украшения и спортивные товары.

Товарные сегменты e-commerce в Украине

Название сегмента

Объем, $

% от общего объема e-commerce

Электроника и бытовая техника

1 млрд.

50

Билеты (авиа)

262 млн.

13

Fashion

150 млн.

7,5

Косметика и парфюмерия

25 млн.

1,3

Билеты (мероприятия)

17,5 млн.

0,9

Билеты (ж/д)

13 млн.

0,7

Книги

10 млн.

05

Товары для детей

10 млн.

0,5

Другие товары и услуги**

512 млн.

25,6

** Подразумеваются пока менее развитые в интернете категории товаров (товары для дома (мебель), еда, ювелирные украшения, товары для спорта). Также здесь представлен сегмент «Билеты (бронь жилья)», так как посчитать его достаточно сложно по причине того, что многие сделки закрываются в формате С2С

СЕГМЕНТ «ЭЛЕКТРОНИКА И БЫТОВАЯ ТЕХНИКА»

С точки зрения оборота в денежном выражении наиболее крупным является сегмент «Электроника и бытовая техника» — около $ 1млрд по on-line продажам. Лидеры данного сегмента по обороту (только on-line
продажи) по состоянию на конец 2013 года: Rozetka, Алло, Fotos, Mobilluck, Фокстрот, Fotomag, Deshevshe, Comfy, Citrus, Эльдорадо, Сокол, Фоксмарт.

По прогнозам развития данной отрасли все эксперты едины во мнении - рынок электроники и бытовой техники будет и дальше расти. Разница лишь в том, что, скорее всего, меньшей популярностью станут пользоваться новые товары, потребители будут больше внимания обращать на объявления о продаже б/у техники и электроники. Как следствие будет расти популярность торговых площадок, например, Slando.Также увеличится временной период между совершением покупок. Если ранее было модно менять мобильный телефон с выходом каждой новой модели, то теперь потребитель готов пользоваться своим аппаратом несколько лет, прежде чем совершить новую покупку.

СЕГМЕНТ FASHION

На втором месте после электроники и бытовой техники находится сегмент Fashion (одежда и обувь) — около $150 млн. по on-line продажам. Лидеры данного сегмента по обороту (только по on-line
продажи): Bon Prix, ModnaKasta, LeBoutique, Shopart.ua, Stylepit.ua, HelenMarlen, WITT, Fame.

По прогнозам практически всех экспертов из различных отраслей рынок одежды и обуви будет расти. Люди все больше привыкают покупать в интернете, не смотря на явный недостаток - невозможность померять вещь перед тем, как ее купить. На рост интернет-продаж влияют такие факторы, как: экономия времени при выборе товара и возможность совершить покупку не выходя из дома. Если в ближайшее время будет внедрена такая услуга, как возможность выбора точного времени доставки посылки курьером, это еще больше сподвигнет потребителей к on-line покупкам.

 

«Результаты 2013 года сегодня для нас особенно актуальны. Это последний докризисный год, по показателям которого можно судить о развитии рынка, строить прогнозы, опираясь на его природную динамику. Ситуация, в которой оказалась Украина в 2014 году, существенно отразилась на возможностях всех участников рынка электронной коммерции. И очевидно, что картина 2014 года будет в корне отличаться от планируемых ранее темпов развития. Оценить ее мы сможем, только имея конкретные цифры. Но итоги 2014 года позволят лишь констатировать, насколько существенны потери рынка. Вряд ли на этих тенденциях можно будет прогнозировать развитие рынка в стабилизирующейся экономике, на которую все надеются» - Мария Авраменко, аналитик УАДМ

Итоги первого полугодия 2014 г. на рынке электронной коммерции стали преимущественно отражением политической, экономической и социальной ситуации в стране.

Несмотря на увеличение количества интернет-пользователей и более глубокое проникновение интернета, заинтересованность потенциальных покупателей электроники и бытовой техники снизилась. Уже сейчас наблюдается рост объема сегмента на 30% в гривне, но снижение примерно на 20% в долларовом выражении, обусловленные постоянными валютными колебаниями. Последний «взрыв» продаж здесь наблюдался в апреле 2014 г. Падение курса гривны спровоцировало стремление украинцев вкладывать деньги в материальные ценности. В период начала аннексии Крыма наблюдался активный рост продаж в этом регионе.

К середине 2014 г. снизилась посещаемость интернет-магазинов одежды и обуви, вызванная в первую очередь с нестабильной экономической ситуацией в стране и постоянными валютными колебаниями. Наблюдается склонность населения экономить – люди тратят деньги только на товары первой необходимости. При этом в первом полугодии 2014 г. прирост сегмента в online составил 7%, в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

В offline торговле произошли перераспределения между ценовыми категориями: просела одежда и обувь в сегменте luxury, выросли категории одежды и обуви в среднем и низком ценовом сегментах. При этом они проигрывают в предоставлении выбора (разнообразие брэндов, моделей, цветовой гаммы и быстрота поиска нужной вещи). Уже в третьем квартале наметился рост рынка в этих категориях, хоть и в гривневом выражении.

Значительно вырос за первое полугодие 2014 г. интерес к товарам, размещенным в объявлениях торговых площадок. Аналитики Prom.ua отметили, что все больше украинцев покупают товары в интернете, отдавая предпочтение отечественным производителям. За первое полугодие 2014 г. количество зарегистрированных покупателей Prom.ua выросло в 1,5 раза, а online заказов было сделано в 3 раза больше, чем за тот же период 2013 г. Отдельно стоит отметить рост спроса в 2014 году на строительные материалы.

Активно растут товары, которые относятся к категории «Безопасность и защита» (средства индивидуальной защиты, системы охраны и оповещения и т.д.). Представители Allbiz отмечают интерес потребителей к категориям товаров, обеспечивающим отопление помещения,  оружию и обмундированию.

«Рынок электронной торговли остается фундаментально привлекательным. Есть инвесторы, которые считают, что нужно входить в отрасль, когда «на улице льется кровь». Ведь как только устаканится политическая и экономическая ситуация в стране, будет дальнейший взрывной рост отрасли. Лет так на десять. Мы остаемся очень оптимистичными по поводу сектора, и хоть не вошли в него до 2014 года, текущие уровни создают новую инвестиционную привлекательность для инвесторов, которые ставят на “growth stories”. Особую инвестиционную привлекательность имеют marketplace, как В2В и В2С, и игроки, доминирующих в ключевых крупных вертикалях, как fashion и билеты. Инфраструктурные и платежные компании находятся на низком уровне, и сами, являясь инвестиционно привлекательными, будут создавать предпосылки для развития всей отрасли в целом. Кстати, даже в 2014 году мы увидели выход иностранных игроков на украинский рынок электронной торговли» -  Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

Организаторы Исследования отметили и тенденции развития рынка e-commerce в 2015 г.

Ритм жизни, особенно в мегаполисах, ускоряется. Многие вопросы решаются на ходу. Все чаще покупки совершаются с мобильного телефона. Это требует не просто адаптации интернет-сайтов под мобильные устройства, а создания полноценных мобильных приложений. Это повлечет за собой работу в реализации функции быстрых и надежных мобильных платежей.

Уже в 2014 г. наблюдается рост продаж через такие торговые площадки, как Prom.ua, Aukro и т.д. Большой популярностью в Украине пользуются представительства иностранных электронных магазинов.

Маркетинговые процессы будут характеризоваться все большей автоматизацией (автоматическое формирование различной аналитики, тестирование страниц, постинг и т.д.). Вновь становится популярной текстовая реклама (статьи, посты в блогах). Развитие коммуникаций с потребителем идет в сторону персонализации.

Логистика в электронной коммерции будет уделять все больше внимания скорости, надежности и возможности отслеживать отравления. С развитием этих функций продажи через интернет также начнут расти.

В сегментах одежды и мебели уже начали реализовывать шоурумы. Уже сейчас большой популярностью пользуются интернет-магазины, предлагающие видео-обзоры товаров. Это позволяет потребителю лучше рассмотреть цвет товара, увидеть, как вещь сидит по фигуре (в случае с одеждой), увидеть тот или иной прибор в действии (например, смартфон).

«Сложившаяся ситуация в Украине несет дополнительные трудности всем участникам. Но украинским рынком электронной коммерции, приблизившимся к $ 2 млрд, пренебрегать не станут. При этом главными предпосылками для выхода на рынки ключевых игроков и инвесторов всегда были доступность информации и прозрачность данных. И благодаря этой важной научно-исследовательской работе, украинский рынок e-commerce в этом плане становится более открытым» – Адриан Хенни, ‎сооснователь и главный редактор East-West Digital News, Ukraine Digital News

 

Читайте также