Свою репутацию автомобильные аукционные компании развитых стран формировали на протяжении последних 70 лет. В процессе эволюции автомобильные аукционы трансформировались от мелких компаний, созданных на базе помещений конюшен и производственных цехов, в крупные транснациональные и трансконтинентальные корпорации с высокотехнологическими цехами по предпродажной подготовке и восстановлению аукционных автомобилей, отлаженной системой Интернет-торговли и продуманными правилами совершения аукционных сделок.
Помимо экспансии автомобильных аукционов за счет естественного развития, в последнее время происходит активная консолидация аукционных компаний, что подтверждается активизацией сделок слияния и поглощения компаний (M&A) в данном сегменте автомобильного бизнеса. Такой стратегии, к примеру, придерживается крупнейшая аукционная сеть ADESA. В 1995 г. компания приобрела канадскую аукционную компанию по продаже списанных автомобилей Impact Auto Auctions Ltd; в 2000 г. – 9 аукционов корпорации Manheim Auctions Inc.; в 2001 г. - американский автомобильный аукцион Auto Placement Center; в 2005 г. - 4 аукциона Ohio Connection в штате Огайо; в 2006 г. - множественные приобретения аукционов в Пенсильвании (N.E. Penn Salvage Company), Флориде, Техасе, Далласе. В 2007 г., на фоне новых приобретений аукционных центров в США, компания была поглощена фондом прямых инвестиций KAR Auction Services Inc., после чего стратегия поглощений начала внедряться еще более активно. Уже в 2008 г. приобретена компания по разработке интернет-программного обеспечения для аукционных центров LiveBlock Auctions International Inc., компания по удалению вмятин Dent Demon, а также ряд других локальных аукционных центров.
Помимо фонда KAR Auction Services Inc. интерес к индустрии автомобильных аукционов проявляют и другие фонды Private Equity, что подтверждает высокую перспективность данного вида бизнеса. Такие фонды как Bridgepoint, Cinven, BC Partners and Clayton Dubilier & Rice в конце 2009 г. выразили интерес к приобретению крупнейшей английской аукционной сети British Car Auctions, текущим владельцем которой является фонд Montagu Private Equity. В 2006 г. европейская инвестиционная компания Montagu Private Equity приобрела 100% акций BCA за 450 млн. фунтов стерлингов; сегодня за этот пакет фонд планирует выручить как минимум 500 млн. фунтов стерлингов.
Большинство крупнейших аукционных сетей имеют определенную специализацию, ориентированную на продажи автомобилей, к примеру - с минимальным пробегом, списанные автомобили, эксклюзивные, спортивные и старинные модели автомобилей. Построение специфических систем проведения аукционов, внедрение инновационных программных продуктов, оказание ремаркетинговых услуг позволяют аукционным компаниям контролировать львиную долю вторичного рынка автомобилей развитых стран.
Анализ показывает, что результативность автомобильных аукционов в кризисный период снизилась в меньшей мере по сравнению с другими субъектами автомобильной индустрии. Несмотря на то, что тяжелая экономическая ситуация в автомобильном секторе все же затронула сферу аукционной торговли автомобилями, внедрение инновационных, более эффективных механизмов деятельности аукционов в посткризисное время должно значительно повысить конкурентоспособность данной модели бизнеса.
Последние сведения о том, что на уровне министров финансов стран ЕС обсуждается решение о сворачивании антикризисных мер поддержки автомобильной промышленности Евросоюза, также в определенной степени могут сыграть на руку автомобильным аукционам. Спрос на поддержанные автомобили, реализуемые аукционами, скорее всего, сохранится, в то время как вероятность второго кризисного витка в автомобильном секторе неизбежно негативно скажется на продажах новых автомобилей.
Что касается организованной торговли автомобилями на вторичном рынке в странах СНГ, то аукционная бизнес-модель продажи автомобильных средств пока еще не прижилась и не нашла популярность среди населения стран постсоветского пространства.
В то же время, кризисный период, характеризующийся сокращением спроса на новые автомобили в связи с падением объемов потребительского кредитования, а также рост предложения залоговых автомобилей могут дать толчок к зарождению и динамичному развитию аукционной торговли в Украине.
Обзор мирового рынка аукционной торговли
В мировом масштабе наиболее активными игроками на рынке аукционной торговли автомобилями признаны компании США, Японии и Великобритании.
Согласно данных Национальной ассоциации автомобильных аукционов США (NAAA) в 2009 году, посредством аукционных компаний США, которых насчитывается около 320, было продано 8,92 млн. автомобилей на общую суму 80,5 млрд. дол. США (рис.1)
Рис.1 Объемы реализации автомобилей аукционными компаниями США
Несмотря на падение объемов продаж аукционными центрами на протяжении 2008-2009 гг., услуги аукционных компаний продолжают оставаться в спросе, даже, несмотря на глобальную экономическую рецессию и существенный спад в автопромышленном комплексе. Так, если в 2008 г. общие количество продаж новых автомобилей в США сократились на 18,4%, а поддержанных на 11,8% то продажи автомобилей через автомобильные аукционы - лишь на 1%.
В 2009 г. количество продаж автомобилей посредством аукционов сократилось на 5%, в то же время средняя стоимость реализованного автомобиля возросла с 8,76 тыс. дол. США в 2008 г. до 9,02 тыс. дол. США в 2009 г. Также стоит отметить рекордный за последние 5 лет показатель продаж автомобилей относительно количества заявок на продажу: из 14,633 млн. выставленных на продажу автомобилей было продано 61%.
Несмотря на глобальную экономическую рецессию и откровенное падение автомобильного рынка, следует отметить положительную динамику финансовых результатов автомобильных аукционов. Cогласно годовому отчету холдинговой компании KAR Auction Services, Inc. (в состав которой входят Insurance Auto Auctions (IAA), Adesa, Impact Auto Auctions, Automotive Finance Corporation, PAR North America, AutoVIN and Dent Demon), ее доход в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 5% и составил 418 млн. дол. США; показатель EBIDTA (прибыль за вычетом обслуживания долга, амортизационных отчислений и налога на прибыль) вырос на 73% до 57,5 млн. дол. США.
С каждым годом увеличивается доля продаж автомобилей, реализованных автомобильными аукционами через интернет-порталы. Несмотря на то, что продажа автомобильных транспортных средств в онлайн-режиме в большинстве случаев проблематична в связи с необходимостью визуальной оценки технического состояния транспортных средств, проведением тест-драйва автомобиля и комплексной экспертизой технического состояния (что является основным сдерживающим фактором приобретения, согласно исследованиям The Boston Consulting Group «Assessment of US auto remarketing online market» – рис.2), автомобильные аукционы, благодаря завоеванной репутации и усовершенствованию методик оценки, с каждым годом нивелируют эти сложности. Около 30% респондентов выразили оптимизм в части увеличения онлайн-покупок автомобилей, 60% выразили неизменную позицию относительно объема приобретения посредством интернет, 10%, скорее всего, откажутся от такого формата приобретения. Основными факторами, которые все же побуждают клиентов приобретать автомобили в онлайн-режиме, являются общемировой тренд перехода на онлайн-торговлю, а также экономия времени.
Рис. 2 «Какие факторы Вас удерживают от приобретения поддержанных автомобилей в онлайн-режиме?»
Автомобильные аукционные компании используют годами отработанные, проверенные и наиболее эффективные системы оценки технического состояния автомобилей. Такие отчеты, как правило, включают в себя следующую информацию: идентификатор VIN, марка авто, модель, цвет, объем двигателя, сведения о трансмиссии, состояние салона, состояние кузова и ходовой части, комплектация, сведения об имеющихся повреждениях кузова и салона, фотографии. Отчеты о состоянии лотов являются результатом осмотра лотов перед торгами, который проводится специальными авторизированными компаниями, аккредитованными на аукционе. Такие компании являются не заинтересованными в продаже, соответственно искажение информации о состоянии лота не имеет смысла.
Учитывая то, что аукционные инспекционные компании используют собственные методики оценки технического состояния, агрегированные показатели оценки технического состояния автомобиля в аукционных центрах отличается. Так, например, на аукционах Manheim используется 6-ти бальная шкала оценки (табл. 1).
Таблица 1
Шкала оценки технического состояния автомобилей
Оценка
|
Дефекты кузова
|
Ремонтные
работы
|
Комплектующие
|
Салон
|
Геометрия кузова
|
Двигатель
трансмиссия
|
Аксессуары
|
Жидкости
(масла)
|
Колеса, шины
|
5
отлично |
Малозначительные дефекты
|
Отличное качество
|
Ok
|
Нет повреждений
|
Ok
(без ремонта) |
Ok
|
Ok
|
Уровень нормальный, чистые
|
Состояние близкое к новому
|
4
очень хорошо |
Небольшие дефекты
|
Отличное качество
|
Возможно отсутствие
|
Минимальная изношенность
|
Ok
(без ремонта) |
Ok
|
Ok
|
Может требоваться замена
|
Хорошее состояние
|
3
средне |
Требуется небольшой ремонт
|
Приемлемое качество
|
Отсутствие, повреждения
|
Нормальная изношенность
|
Ok
(ремонта) |
Ok
|
Требуется небольшой ремонт
|
Может требоваться замена
|
Среднее состояние
|
2
хуже среднего |
Требуется серьезный ремонт
|
Ремонт с несоблюдением стандартов
|
Отсутствие, повреждения
|
Потертости, прожжености, разрывы, пятна
|
Возможный ремонт с несоблюдением стандартов
|
На ходу, плохое состояние
|
Некоторые в нерабочем состоянии
|
Уровень низкий, грязные
|
Минимальная глубина протектора
|
1
плохо |
Наличие повреждений после аварий
|
Плохое качество
|
Отсутствие, повреждения
|
Потертости, прожженности, разрывы, пятна
|
Вероятное повреждение
|
На ходу, способен передвигаться
|
Большинство не работает
|
Уровень низкий, грязные
|
Минимальная глубина протектора
|
0
очень плохо |
Наличие деталей кузова, требующих полной замены
|
Плохое качество
|
Отсутствие, повреждения
|
Серьезное повреждение
|
Повреждение несущей конструкции
|
Нерабочее состояние
|
Не работают
|
Уровень низкий, грязные
|
Отсутствие протектора
|
Основным ценообразующим фактором является пробег автомобиля; чем он выше среднего уровня (20–25 тыс. км в год), тем ниже стоимость выставляемого на аукцион автомобиля (из расчета приблизительно 1 тыс. дол. США за 20 тыс. км), и напротив, незначительный пробег увеличивает цену поддержанного автомобиля. Следующим ценообразующим критерием является наличие или отсутствие дополнительных опций — кожаного салона, литых колесных дисков, люков на крыше и прочих подсистем автомобиля и аксессуаров. И третьим ценообразующим фактором является состояние автомобиля: наличие царапин и вмятин на кузове, состояние салона.
Мировые лидеры автомобильной аукционной торговли
British Car Auctions (BCA) (www.british-car-auctions.co.uk) – крупнейший аукцион Великобритании по продаже подержанных автомобилей, основанный в 1964 году. Вырученная сумма от первого проведенного аукциона составила 2,3 тыс. фунтов стерлингов; сегодня посредством физических и интернет-аукционов компания продает более 12 тысяч автомобилей еженедельно. Годовые обороты компании в последние годы составляли около 4 млрд. фунтов стерлингов. Компания не имеет в собственности своих автомобилей, а лишь выступает посредником между продавцами и покупателями. В состав компании входит 21 аукционный центр в Великобритании и 26 центров в других странах Европы. На сегодняшний день европейские представительства оперируют в Великобритании, Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Нидерландах, Португалии, Испании, Швеции.
Основными поставщиками являются автомобильные производители, финансовые и лизинговые компании, компании по прокату автомобилей, государственные организации и дилеры, действующие на оптовом и розничном автомобильном рынке.
В постоянном обороте компании находится около 10 тыс. автомобилей, что является крупнейшим для автомобилистов Великобритании. Спектр деятельности компании не ограничивается лишь продажей автомобилей, также предоставляется комплекс ремаркетинговых услуг по техническому ремонту автомобилей, предпродажной подготовке, оценке технического состояния авто, обслуживанию и хранению автомобилей.
Manheim (www.manheim.com)– крупнейшая мировая аукционная сеть, с более чем 60-летним опытом ведения аукционных операций, развитой сетью, насчитывающей около 130 аукционных центров по всему миру, 76 из которых расположены в США. Штат сотрудников компании насчитывает 300 тысяч человек. Компания является автомобильным подразделением холдинговой структуры Сox Enterprises. В 2009 год в управлении Manheim числилось около 10 млн. подержанных автомобилей, общей стоимостью 50 млрд. дол. США. Основными поставщиками автомобилей на аукцион являются автомобильные производители, дилеры, компании по прокату автомобилей, страховые компании, банки, госучреждения. Большинство американских лицензированных дилеров покупают здесь транспортные средства для дальнейшей перепродажи.
Разница между аукционной и среднерыночной стоимостью на определенные марки автомобилей достигает нескольких тысяч долларов. Manheim в своей практике использует как онлайн, так и живые аукционы, объединяя квалифицированных автомобильных брокеров и оптовых покупателей подержанных автомобилей. Помимо продажи подержанных легковых автомобилей, Manheim ежемесячно проводит аукционы по продаже экзотических, редких, уникальных, раритетных автомобилей, а также грузовиков и специального транспортного оборудования. Имея широкую сеть подконтрольных и взаимодополняемых компаний, Manheim осуществляет транспортировку, техосмотр, ремонт и предпродажную подготовку, сертификацию и юридическое сопровождение всех сделок с автомобилями, проходящими через аукционы. Как результат, дилеры гарантированно получают автомобили, которые юридически правильно оформлены и пребывают в отличном техническом состоянии.
В режиме онлайн используется система Manheim Simulcast, позволяющая в реальном времени посредством видеосигнала наблюдать за ходом торгов на всех аукционных площадках. Информационные системы CarFax и AutoCheck позволяют раскрыть информацию о происхождении, обслуживании, пробеге, данных об авариях, владельцах транспортных средств и т.д. Дополнительной услугой для дилеров является система Manheim Market Report (MMR), позволяющая проводить мониторинг ценовой политики на основе анализа миллионов фактически совершенных сделок по купле-продаже автомобилей.
Adesa (www.adesa.com) – один из крупнейших американских автомобильных аукционов, основанный в 1989 г. В настоящее время Adesa включает с себя 60 автомобильных аукционов, расположенных на территории Северной Америки. 11 тыс. сотрудников компании обслуживают сеть аукционов в США, Канаде и Мексике. ADESA работает с двумя главными типами клиентов: коммерческие клиенты (производители автомобилей, банки, кредитные союзы, финансовые автомобильные компании и другие финансовые институты, компании по прокату автомобилей, компании по управлению автопарками, страховые компании). Для своих клиентов Adesa представляет широкий спектр услуг: реклама и продажа автомобилей, участие в аукционах персонально или через интернет с использованием потокового аудио и видео. Также имеется возможность воспользоваться услугами по модернизации и обновлению автомобиля: автомойка, легкий ремонт ходовой части, починка стекол и фар, малярные работы, замена шин и ключей, замена обивки и др.
Insurance Auto Auctions, Inc (IAA) (www.iaai.com) – обладая наиболее разветвленной сетью аукционных площадок (около 150 в различных регионах США и Канады), крупнейшей клиентской базой, компания является лидером продаж списанного автотранспорта Северной Америки. С момента основания в 1982 году компания занимает лидирующие позиции в области проведения аукционов списанного автотранспорта, возвращенного из угона, взятого в лизинг, сданного в обмен на новые модели и попавшего в аварию. Компания предлагает комбинированную схему проведения аукционов: торги осуществляются вживую, через Интернет или по доверенности. Компания имеет значительный потенциал, т.к. только в США ежегодно списывается около 3,5 миллионов автомобилей. Начиная с 1997 года это количество динамично растет, главным образом, из-за внедрения производственных инноваций, к примеру, установки подушек безопасности. Большинство представленных на автоаукционе автомобилей находятся в статусе «Salvage» (стоимость ремонта превышает 40% его стоимости на рынке США), но достаточно велик и процент автомобилей со статусом «Clear» (незначительные затраты необходимые для ремонта, восстановления). Цена приобретения автомобиля на аукционах IAA даже с незначительными повреждениями может быть на 40-70% ниже целого автомобиля, купленного на обычном аукционе. Информационные системы CARFAX и AutoCheck.при наличии VIN-номера позволяют клиентам получить детальную историю об автомобилях, хранящихся в базе данных.
RM Auctions (www.rmauctions.com) – всемирно известный аукцион, специализирующийся на продажах старинных, раритетных, спортивных и эксклюзивных автомобилей. Аукцион был создан в 1979 году, сегодня имеет широкую популярность благодаря глобальной сети клиентов и партнеров в США, Канаде, Европе. Аукционы компании проходят в Аризоне, Монтерее, Лондоне, Детройте, Монако и других городах. Помимо проведения аукционов профессиональной деятельностью компании является реставрация автомобилей. Основными конкурентными преимуществами компании является современная обширная недвижимость (около 20 тыс. кв.м.), команда профессионалов-перфекционистов, репутация, подтвержденная множеством наград и признаний.
USS (www.ussnet.co.jp) – крупнейшая аукционная сеть Японии, оперирующая на вторичном рынке автомобилей более 30 лет и реализующая сегодня 33% подержанных автомобилей страны. В 2009 году количество проданных автомобилей компанией составило 2,9 млн. авто, значительная их часть было направлена на экспорт. В штате компании числиться более 1500 сотрудников. Аукционные торги проходят в 17 аукционных центрах, расположенных в разных городах Японии, посредством спутникового телевидения, а также через интернет.
На автомобильных аукционах USS конечный покупатель не имеет возможности непосредственно приобрести автомобиль – в торгах участвуют лишь лицензированные дилеры. Их количество на начало 2010 г. составляло 44 тыс. компаний. При решении купить автомобиль на аукционе покупатель всегда может получить максимально полную информацию о желаемых лотах, стартовой и вероятной окончательной цене, прозрачном итоговом ценообразовании, а участие профессионалов в торгах облегчает процесс покупки, особо влияя на стоимость автомобиля. Основными преимуществами покупки автомобиля на автоаукционе USS является: очень большое предложение машин к продаже; наличие детальной информации о лотах; достоверность информации о лоте; исключается вероятность торговли автомобилями, находящимися в угоне.
Copart USA (www.copart.com) – является бесспорным лидером в виртуальной торговле поврежденными автомобилями в США, оперирующим в форме публичной компании-аукциона с 1982 года. При помощи запатентованной системы двухэтапных интернет-аукционов vb2 компания Copart продает более 1 млн. транспортных средств в год. Автомобили на аукцион поставляют страховые компании, магазины, торгующие поврежденным транспортом, фирмы, занимающиеся ремонтом транспорта. На продажу выставляются автомобили, мотоциклы, грузовые автомобили, лодки и катера, снегоходы, строительная техника, и др. В управлении компании находится более 140 площадок в США, Канаде, Великобритании. На аукционе в США торгуют в основном мастерские, осуществляющие разборку и торгующие запчастями. На аукцион попадают: автомобили в аварийном состоянии, с поломками после угонов, поврежденные в моменты стихийных бедствий (в том числе после затопления), а также после ремонта.
Auktion & Markt AG (www.auktion-markt.de) – является одним из самых крупных продавцов подержанных автомобилей для коммерсантов и проводит профессиональные аукционы с 1988 года. Каждую неделю в аукционных центрах Германии и в режиме онлайн продается около 3 тыс. автомобилей. Все автомобили поступают от известных производителей, торговых представительств и банков, а также от лизинговых и прокатных фирм. Основные марки: Audi, BMW, VW, Mercedes-Benz. С 2003 года компания проводит аукционы в интернете на сайте www.Autobid.de. Аукционные центры компании находятся в крупнейших городах Германии: Гамбург, Мюнхен, Берлин, Лейпциг, Штутгарт и др.
Обзор вторичного рынка автомобилей в Украине
К сожалению, несмотря на динамичный рост продаж новых иномарок в Украине на протяжении 2004-2008 гг., цивилизованный понятный и прозрачный для всех игроков вторичный рынок подержанных автомобилей до сих пор не сформировался. Неясность ценообразования на вторичном рынке и отсутствие достаточно надежных и выгодных способов продажи автомобилей существенно увеличивает расходы владельцев при смене или обновлении модели автомобиля.
Кризисный период в Украине уже характеризуется основанием компаний, хоть и отдаленных от международных стандартов, но следующих идеологии международных автомобильных аукционов, среди них: «Автомобильные Аукционы» (www.autoauction.in.ua), Discount Аuto (www.discountauto.com.ua).
ООО «Автомобильные Аукционы» создано в 2008 году. С момента основания компании по состоянию на 10.03.2010 г. продано около 1300 автомобилей. Основная деятельность компании сосредоточена на сотрудничестве с банками (Индекс Банк, Райфайзен Банк, ОТП Банк) по продаже залоговых автомобилей. Аукционы проводятся на повышение. Компания располагает терминалом общей площадью 33 га в районе с. Пилиповичи Киевской области, где могут одновременно размещаться до 20 тыс. автомобилей.
«Discount Аuto» основана 21 сентября 2009 г. Частота проведения аукционов довольно низкая. Компания ведет сотрудничество с Альфа Банк и Приват Банк. Автомобили выставляются на небольшой площадке в центральной части г. Киева.
На сегодняшний день в Украине сформировались определенные предпосылки для развития аукционной формы бизнеса:
- повышенный спрос среди банковских структур на оперативную реализацию залоговых автомобилей, которые являются достаточно ликвидными, т.к. возраст большинства автомобилей, возвращенных банкам, не превышает 3 лет, все они пребывают на гарантийном сервисном обслуживание на фирменных СТО, а также застрахованы на условиях КАСКО;
- отсутствие конкуренции, в виде организованных структур по продаже проблемных (битых и восстановленных) автомобилей, комплексно представляющих интересы банков, лизинговых компаний, отдельных дилеров;
- большая часть продаж поддержанных и поврежденных автомобилей ограничивается продажей автомобилей от собственника авто – покупателю посредством использования автомобильных рынков или же размещения частных объявлений о продаже в СМИ, в т.ч. на автомобильных инетрнет-порталах. Некоторые автосалоны и «серые» дилеры также предлагают автомобили, но большая их часть предлагает ограниченный выбор автомобилей.
- в последнее время в Украине начали появляться компании, предлагающие посреднические услуги между международными аукционными компаниями и украинскими покупателями, что подтверждает заинтересованность в данной форме приобретения авто. В то же время непрозрачные и сложные механизмы взаимодействия клиента и брокера по доверительному приобретению, доставке автомобилей сдерживают развития данного вида посредничества;
- в 2010 г. прогнозируется дальнейшее увеличение числа возврата заложенных автомобилей банкам (в 2009 г. по оценкам экспертов прогнозировался возврат залоговых автомобилей банкам в количестве 165 тыс. автомобилей).
Основными требованиями для открытия автомобильных аукционов можно считать следующие:
- наличие подходящей недвижимости с привлекательным территориальным расположением (открытая площадка или крытый паркинг для хранения автомобилей);
- автомобильная инфраструктура для обслуживания автомобилей (диагностический центр, центр предпродажной подготовки с СТО, автомойкой, малярными цехами и др.)
- договоренности с банками, страховыми компаниями, лизинговыми компаниями, крупными автомобильными брокерами и автомобильными дилерами;
- раскрученный интернет-портал для проведения онлайн-аукционов;
- пакет документов от всевозможных разрешительных госучреждений;
- высококвалифицированный персонал в области менеджмента, технического обслуживания авто, брокерской деятельности.
Организация автомобильных аукционов, возможно путем использования просторных земельных участков для размещения автомобилей, в тоже время наиболее оптимальным вариантом, в условиях падения стоимости недвижимости, является перепрофилирование готовой недвижимости под формат автомобильных аукционов. Такими могут стать, к примеру, автотранспортные комплексы. Анализ рынка коммерческой недвижимости г. Киева позволяет найти ряд приемлемых вариантов. К примеру, можно привести автомобильный комплекс в Голосеевском районе г. Киева.
Универсальный автомобильный комплекс с широкой автомобильной инфраструктурой "Мотор-Сити" (7-этажный автомобильный паркинг на 1000 авто, автомобильные салоны, автомойка, малярные цеха, демонстрационные площадки)
Общая площадь недвижимости – 41 752 кв. м.
Земельный участок – 3,18 га (позволяет дополнительно использовать территорию для хранения и демонмтрации автомобилей)
Инженерные коммуникации: участок оснащен полным комплексом инженерных коммуникаций
Месторасположение: Украина. г. Киев, ул. Н. Гринченка 18 (расположен вблизи Центрального автовокзала и Демеевского рынка)
Развитие автомобильных аукционов является перспективным бизнесом не только с точки извлечения прибыли, но и как проект по организации аукционных площадок для дальнейшей перепродажи иностранным аукционным сетям, которые рано или поздно начнут осваивать национальный рынок.