Благодаря усилиям всех автомобильных операторов в 2022 году удалось реализовать в Украине 40 тыс. новых легковых автомобилей, что на 61,3% меньше, чем в довоенном 2021 году.
Такие результаты повлияли и на позицию украинского авторынка в Европе, потерявшего 6 пунктов и занимающего 26 место среди стран Европы.
По итогам 2022 года европейский авторынок также снизился на -4,6%, продемонстрировав самые низкие продажи с 1993 года. Если загрустить рынки Европы с рынками России, Беларуси и Украины, общий рынок упал на 11%. Рынки указанных выше стран упали больше всего по сравнению с 2021 годом. При этом самый большой спад зафиксирован в Беларуси: -64%; Украины –61,3%; России –59%.
Авторынком №1 в Европе остается Германия, одна из немногих стран продемонстрировала рост продаж на +1,1%. Великобритания стала №2, обойдя Францию. Италия с Испанией добавили по одной строчке в рейтинге, оттеснив Россию на 6 строчку.
Продажи новых автомобилей в странах Европы в 2022 году
Авторынок |
2022 |
2021 |
% Изм 22/21 |
Поз 22 |
Поз 21 |
Изм поз 22/21 |
Германия |
2 651 357 |
2 622 132 |
1.1 |
1 |
1 |
0 |
Великобритания |
1 614 063 |
1 647 181 |
-2,0 |
2 |
3 |
1 |
Франция |
1 529 035 |
1 659 003 |
-7.8 |
3 |
2 |
-1 |
Италия |
1 316 702 |
1 458 032 |
-9,7 |
4 |
5 |
1 |
Испания |
813 396 |
859 477 |
-5,4 |
5 |
6 |
1 |
Россия |
629 923 |
1 536 089 |
-59,0 |
6 |
4 |
-2 |
Польша |
419 749 |
446 647 |
-6.0 |
7 |
7 |
0 |
Бельгия |
366 303 |
383 123 |
-4.4 |
8 |
8 |
0 |
Нидерланды |
312 129 |
322 318 |
-3,2 |
9 |
9 |
0 |
Швеция |
288 087 |
301 006 |
-4.3 |
10 |
10 |
0 |
Швейцария |
225 934 |
238 481 |
-5,3 |
11 |
12 |
1 |
Австрия |
215 050 |
239 803 |
-10,3 |
12 |
11 |
-1 |
Чехия |
192 087 |
206 876 |
-7,1 |
13 |
13 |
0 |
Норвегия |
174 329 |
176 276 |
-1.1 |
14 |
15 |
1 |
Португалия |
156 304 |
146 637 |
6,6 |
15 |
16 |
1 |
Дания |
148 293 |
185 312 |
-20.0 |
16 |
14 |
-2 |
Румыния |
129 328 |
121 208 |
6,7 |
17 |
18 |
1 |
Венгрия |
111 524 |
121 920 |
-8.5 |
18 |
17 |
-1 |
Греция |
105 283 |
100 911 |
*4,3 |
19 |
21 |
2 |
Ирландия |
105 253 |
104 932 |
*0.3 |
20 |
19 |
-1 |
Финляндия |
81 698 |
98 484 |
-17,0 |
21 |
22 |
1 |
Словакия |
78 841 |
75 700 |
4.1 |
22 |
23 |
1 |
Словения |
46 339 |
53 988 |
-14,2 |
23 |
24 |
1 |
Хорватия |
42 939 |
44 915 |
-4.4 |
24 |
25 |
1 |
Люксембург |
42 094 |
44 372 |
-5,1 |
25 |
26 |
1 |
Украина |
40 076 |
103 604 |
-61,3 |
26 |
20 |
-6 |
Болгария |
28 684 |
24 537 |
16,9 |
27 |
29 |
2 |
Литва |
25 544 |
31 454 |
-18.8 |
28 |
28 |
0 |
Эстония |
21 571 |
22 336 |
-3,4 |
29 |
30 |
1 |
Латвия |
16 713 |
14 348 |
16.5 |
30 |
31 |
1 |
Исландия |
16 683 |
12 789 |
30,4 |
31 |
32 |
1 |
Беларусь |
14 843 |
41 217 |
-64.0 |
32 |
27 |
-5 |
Кипр |
11 627 |
10 624 |
9.4 |
33 |
33 |
0 |
Всего Европа |
11 971 781 |
13 455 732 |
-11,0 |
|
|
|
Продажи новых автомобилей в Украине в 2022 году
Лидером украинского рынка в течение 2022 года стала Toyota, которой удалось реализовать около 7 тыс. новых легковых авто. Второе место было за Renault, с результатом почти 4 тыс. авто в год. А вот с третьим местом была неожиданность, потому что Volkswagen за 2022 год смог обойти сразу шестерых конкурентов. Отметим, что в этом результате есть и большая доля поставок VW с китайского рынка, ставших в этом году значительным трендом.
Четвертый результат за Skoda и пятый у Hyundai оказались не переменными, что свидетельствует о мощной дилерской сети, которую не смогла всколыхнуть даже война.
Мощно прибавили за 2022 год BMW и Mercedes-Benz. Причем вопрос, какой премиальный бренд №1 в Украине в 2022 году окончательно выяснен - это BMW.
Стабильный результат продемонстрировали и автодилеры Mitsubishi, которым удалось удержать 8-ю позицию на рынке. А вот автобренды Chery и Nissan финишировали на более низких показателях.
Но самые большие потери среди лидеров атворинка за 2022 год понесла Kia, в итоге 2022 года этот бренд лишь на 11-м месте, хотя в прошлом году входил в ТОП-3.
Продажи новых легковых автомобилей в Украине за 2022 и 2021 гг.
Позиция 2022 |
Позиция 2021 |
Изменение позиции |
Марка авто |
2022 рік |
% |
2021 рік |
% |
2022 / 2021 |
1 |
1 |
0 |
TOYOTA |
6 973 |
17,4% |
15 235 |
14,7% |
-54,2% |
2 |
2 |
0 |
RENAULT |
4 015 |
10,0% |
13 452 |
13,0% |
-70,2% |
3 |
9 |
6 |
VOLKSWAGEN |
3 080 |
7,7% |
4 099 |
4,0% |
-24,9% |
4 |
4 |
0 |
SKODA |
2 836 |
7,1% |
6 178 |
6,0% |
-54,1% |
5 |
5 |
0 |
HYUNDAI |
2 355 |
5,9% |
4 817 |
4,7% |
-51,1% |
6 |
14 |
8 |
BMW |
1 801 |
4,5% |
2 962 |
2,9% |
-39,2% |
7 |
13 |
6 |
MERCEDES-BENZ |
1 772 |
4,4% |
2 987 |
2,9% |
-40,7% |
8 |
8 |
0 |
MITSUBISHI |
1 673 |
4,2% |
4 251 |
4,1% |
-60,6% |
9 |
7 |
-2 |
CHERY |
1 640 |
4,1% |
4 646 |
4,5% |
-64,7% |
10 |
6 |
-4 |
NISSAN |
1 193 |
3,0% |
4 777 |
4,6% |
-75,0% |
11 |
3 |
-8 |
KIA |
1 174 |
2,9% |
9 134 |
8,8% |
-87,2% |
12 |
11 |
-1 |
PEUGEOT |
947 |
2,4% |
3 568 |
3,4% |
-73,5% |
13 |
16 |
3 |
AUDI |
887 |
2,2% |
2 026 |
2,0% |
-56,2% |
14 |
10 |
-4 |
SUZUKI |
821 |
2,1% |
3 769 |
3,6% |
-78,2% |
15 |
18 |
3 |
LEXUS |
763 |
1,9% |
1 858 |
1,8% |
-58,9% |
16 |
12 |
-4 |
MAZDA |
703 |
1,8% |
2 999 |
2,9% |
-7656,0% |
17 |
38 |
21 |
DONG FENG |
640 |
1,6% |
148 |
0,1% |
332,4% |
18 |
23 |
5 |
HAVAL |
612 |
1,5% |
922 |
0,9% |
-33,6% |
19 |
20 |
1 |
VOLVO |
582 |
1,5% |
1 196 |
1,2% |
-51,3% |
20 |
19 |
-1 |
CITROEN |
498 |
1,2% |
1 577 |
1,5% |
-68,4% |
|
|
|
ІНШІ |
5 111 |
12,8% |
13 003 |
1255,0% |
-60,7% |
|
|
|
Всего |
40 076 |
100,0% |
103 604 |
100,0% |
-61,3% |
Новые пути логистики довольно сильно отразились на показателях многих брендов. У кого-то были большие паузы со снабжением, поэтому 2022 год оказался достаточно сложным для многих.
Но уже декабрь 2022 зафиксировал положительные тенденции роста, даже несмотря на постоянные блекауты и воздушные тревоги. Итоги декабря свидетельствуют, что авторынок взял курс на рост, который дилеры намерены поддержать и в 2023 году.
Лидеры продаж автомобилей в Украине по моделям авто
Наиболее популярной моделью авторынка в прошлом году стала TOYOTA RAV4. Наиболее популярной моделью премиального сегмента стала BMW X5. В бюджетном сегменте (Low Cost) самым популярным стал кроссовер RENAULT Duster.
Следует отметить, что 9 моделей из ТОП-10 лидеров продаж украинского авторынка это модели сегмента SUV, среди которых только одна модель (электрокар VW ID.4) продемонстрировала положительную динамику.
Еще несколько моделей из ТОП-20 смогли прибавить в продажах. В большинстве своем это новинки авторынка, в частности это - DONG FENG X-NV/M-NV, продажи которого выросли почти в 5 раз, TOYOTA Yaris Cross выросли более чем в 4 раза. Также выросли продажи Nissan Juke (+50%), OPEL Mokka (+46%), Haval Jolion (+50%).
К сожалению, большинство моделей в 2022 году продемонстрировали отрицательную динамику. Некоторые – до -90% (KIA Sportage -91,25%), RENAULT Logan (-80%) и RENAULT Sandero (-88%).
Продажа новых легковых автомобилей в Украине за 2022 и 2021 по моделям авто
Бренд |
Модель авто |
2022 |
2021 |
2022 / 2021, % |
||
авто |
% |
авто |
% |
|||
TOYOTA |
RAV4 |
2 538 |
6,3% |
6 072 |
5,9% |
-58,2% |
RENAULT |
Duster |
2 444 |
6,1% |
5 576 |
5.38% |
-56,2% |
TOYOTA |
Land Cruiser Pradc |
1 243 |
3,1% |
2 635 |
2,5% |
-52,8% |
VOLKSWAGEN |
ID.4 |
1 230 |
3,1% |
14 |
0,0% |
8685,7% |
SKODA |
Kodiaq |
1 155 |
2,9% |
1 628 |
1,6% |
-29,1% |
HYUNDAI |
Tucson |
842 |
2,1% |
2 143 |
2.07% |
-60,7% |
MITSU BISHI |
Outlander |
757 |
1,9% |
2 293 |
2,2% |
-67,0% |
CHERY |
Tiggo 4 |
717 |
1,8% |
1 780 |
1.72% |
-59,7% |
BMW |
X5 |
664 |
1,7% |
839 |
0,8% |
-20,9% |
TOYOTA |
Camry |
628 |
1,6% |
2 179 |
2.10% |
-71.18% |
SKODA |
Karoq |
627 |
1,6% |
1 335 |
1,3% |
-53,0% |
KIA |
Sportage |
622 |
1,6% |
7 112 |
6,9% |
-91.25% |
DONG FENG |
X-NV |
609 |
1,5% |
125 |
0,1% |
387,2% |
TOYOTA |
Land Cruiser |
597 |
1,5% |
853 |
0.82% |
-30,0% |
MERCEDES-BENZ |
GLE |
592 |
1,5% |
1 170 |
1,1% |
-49,4% |
SUZUKI |
Vitara |
577 |
1,4% |
1 555 |
1.50% |
-62,9% |
VOLKSWAGEN |
T-Roc |
553 |
1,4% |
721 |
0,7% |
-23,3% |
SKODA |
Octavia |
544 |
1,4% |
1 391 |
1.34% |
-60,9% |
RENAULT |
Logan |
536 |
1,3% |
2 600 |
2,5% |
-7938,0% |
TOYOTA |
Yaris Cross |
498 |
1,2% |
118 |
0,1% |
322.03% |
Другие |
22 103 |
55,2% |
61 465 |
59,3% |
-64,0% |
|
Всего |
|
40 076 |
100.0% |
103 604 |
100,0% |
-61,3% |
Продажа электрокаров в Украине в 2022 году
На покупку новых автомобилей украинцы потратили $989,7 млн. за 10 месяцев 2022 года, а на покупку новых электрокаров почти $125 млн., что составляет 12,6% от общей суммы.
При этом доля новых электромобилей в Украине составляет 9,3% рынка. Средняя стоимость одного купленного электрокара в Украине составляет $41 тыс., в то время как в целом по рынку средняя стоимость авто составляет $30,3 тыс.
Если сравнить с 2021 годом, то за 10 месяцев 2021 г. в Украине было продано 1025 новых электромобилей на общую сумму $57 млн. То есть на электрокары в этом году украинцы потратили в 2,2 раза больше денег, чем в прошлом.
Интересно, что больше всего денег, которые потратили на покупку электрокаров, пришлось на электромобили Volkswagen – более $31 млн. На втором месте – электромобили Audi – $15 млн., на третьем – BMW – $12,7 млн.
Дистрибьюторы / операторы украинского авторынка в 2022 году
Судя по показателям автопродаж, наиболее устойчивой оказалась "Тойота Украина". Она не только заняла №1, потеснив "УкрАвто", но и значительно прибавила в доле рынка. В 2021 году у "Тойота Украина" было 15% украинского рынка, а по итогам 2022-го уже 17,8%
"УкрАвто" уступила лидерство и потеряла в доле рынка. По итогам 2022 года в салонах этой корпорации выбирали автомобиль 12,3% потребителей (было 16,7%).
"Рено Украина" сохранила третье место на рынке, но потеряла в доле (11,5%. было 14%).
Интересно, что на четвертое место вышла корпорация "Богдан", которой удалось обойти сразу три дистрибьютора. По итогам 2022 года структурам "Богдан" удалось занять 7,9%.
На пятом месте по итогам года оказался "Стелантис Украина", которому теперь принадлежало 6,8% рынка (в прошлом году было 9,5%). Снизил показатели и "Порше Украина" (6,7%). А "Еврокар" напротив добавил и во влиянии на рынке и в доле рынка (6,4%).
Удалось удержать позицию и Winner Import Ukraine, да еще прибавить в доле покупателей (5,7%).
С неплохим результатом финишировала в 2022 году и AWT Bavaria. Компании удалось улучшить влияние на рынке сразу на 3 пункта, увеличить долю рынка (4,2%), да еще продемонстрировать наименьшее в Топ-10 падение объемов продаж (-40%, тогда как рынок упал на 62%).
Устойчивый характер продемонстрировали и в "ММС Украина". Компания улучшила влияние, прибавила в доле рынка (3,8%).
Вызовы и прогнозы развития авторынка Украины в 2023 году
В 2023 году Украина продолжит сталкиваться с такими вызовами как война и ее последствия. Но 2023 год принесет и новый сложный вызов – инфляцию, что скажется на себестоимости автомобилей и стоимости логистики.
В 2023 году авторынок рынок будет продолжать ощущать последствия дефицита микрочипов. А также – удорожание материалов, энергоносителей и логистических услуг. К этим глобальным вызовам прибавятся и локальные: проблемы со снабжением электроэнергией, слабая экономика, низкая покупательная способность населения.
Дилерские сети всех брендов подверглись значительному разрушению, так что восстановление дилерских предприятий и возобновление их операционной деятельности станет главным вызовом 2023 года. На этом фоне будут существовать определенные проблемы с наличием персонала дилерских центров, ведь многие уехали из страны или были вовлечены в военную службу.
Понятно, что во время войны прогнозировать что-то очень сложно. Однако ведущие операторы отечественного рынка поделились своим видением объемов продаж новых авто в Украине на 2023 год, с учетом как пессимистического, так и оптимистического сценариев.
Самый оптимистичный прогноз предоставила "АВТ Бавария Украина". В компании считают, что нужно рассматривать только два сценария: реалистичный и оптимистичный. В первом случае рынок достигнет отметки 60 тыс автомобилей, при условии прекращения горячей фазы к лету следующего года. Во втором случае рынок может восстановиться до примерно 80 тыс. автомобилей, при условии мира с весны 2023 года.
В компании "Ниссан Мотор Украина" согласны с тем, что в сложившейся ситуации очень сложно делать какие-либо прогнозы. Однако здесь считают, что по оптимистическому сценарию рынок новых автомобилей в 2023 году может вырасти до более 60 тыс авто. По обычному сценарию 2023 год будет на уровне 2022 года. А по пессимистическому – может сократиться до 15 – 20 тыс. автомобилей.
В Porsche Украина прогнозируют, что по пессимистическому сценарию в 2023 году в Украине будет реализовано до 36 тысяч новых авто. По реалистичным – 36-54 тысячи. А по оптимистическому – 55-72 тысячи проданных автомобилей.
Приблизительно таких результатов ожидают в 2023 г. и в компании Volvo в Украине. По положительному сценарию, рынок новых авто в 2023 году будет на уровне 55-72 тысяч. По реалистичным – примерно 36-54 тысячи. А по пессимистическому – менее 36 тыс. авто.
В компании "Субару Украина" также верят в успех ВСУ, и сейчас рассматривают лишь оптимистический сценарий развития авторынка. Конечно, они считают, что показателей 2021 в 2023 ожидать не стоит. Но на 30-40%, по сравнению с 2022 годом, рынок авто в Украине должен вырасти. А это – 52-56 тыс. новых авто.
Следовательно, если подытожить, то большинство операторов ориентируются в среднем на показатель около 60 тыс. автомобилей. Максимум – в 80 тысяч. Конечно же, этот прогноз всецело зависит от успехов ВСУ. Потому продолжаем поддерживать наших военных, а итоговые цифры увидим уже в 2024 году.
Авторынок Киев 2023. Продажа авто в Украине 2022 и 2023. Авторынок Украина 2022. Статистика продаж авто в Украине 2022 и 2023. Продажа авто в Украине. Продажа автомобилей по брендам 2022. Продажа автомобилей в Украине. Автомобильный рынок Украины 2022. Исследования и аналитика авторынка Украины. Прогноз рынок авто в Украине в 2023 году.