Мировой авторынок в 2021 году
Глобальный чип-кризис и дефицит автомобилей
Об этой тенденции было сказано еще в конце 2020 года. Но тогда, казалось, что эта какая-то далекая проблема, которая к Украине не имеет отношения. Постепенно она стала все больше затрагивать украинский рынок, а осенью 2021 года стала реальной проблемой. Последствия дефицита микрочипов мировой автопром будет разбирать еще не один год, а потери от него исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов.
Из-за дефицита электронных компонентов по итогам 2021 года автозаводы по всему миру выпустят на 9,6 миллиона машин меньше, сообщила консалтинговая компании LMC Automotive. Наибольшие потери понесли европейские предприятия: на них приходится почти треть от числа непроизведенных машин – три миллиона экземпляров.
Компания Toyota объявила, что в январе 2022 года приостановит производство на пяти своих заводах в Японии из-за нехватки комплектующих. В общей сложности отложен выпуск около 20 тыс. автомобилей. Ранее аналогичное решение Toyota приняла в отношении североамериканского рынка, где выпуск продукции сократится сразу на 50 тыс. машин. Похожие антикризисные меры принимают и другие автопроизводители. Volkswagen в декабре 2021 года снизил прогноз годового объема производства в 2022 году на 300 тыс. единиц.
Прогнозируется, что мировому автопрому не полегчает до второй половины 2022 года, а полностью кризис закончится только в 2023 году.
И все же, за 2021 год в мире произведут 84,9 миллиона легковых автомобилей – на 12% больше, чем за 2020-й. То есть, частые остановки конвейеров из-за нехватки комплектующих все же повлияли на индустрию меньше, чем жесткие локдауны из-за пандемии в 2020 году.
При этом к концу нынешнего года предприятия начали прибегать к новым решениям, что помогло увеличить объемы сборки. Так, многие бренды вынужденно упрощают оснащение автомобилей, отказываясь от сложной электроники и отдавая предпочтение начальным комплектациям.
Закат эпохи ДВС и переориентация на электромобили
В 2021 году тема элеткромобилей стала доминирующей. Крупные инвестиции мировых автоконцернов и инвестфондов аннонсировались на протяжении всего года. Кроме того, на протяжение года практически все ведущие автопроизводители заявили о прекращении выпуска авто с ДВС уже в блидайшие годы, что также добавила резонанса.
С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и достигло 10,2 млн. авто. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн. электромобилей.
Сейчас доля электромобилей в общих продажах составляет лишь 2,7%, но, по данным Electric Vehicle Outlook 2020, к 2040 году 58% всех проданных машин будут электрическими.
В мире продолжается гонка за лидерством на рынке электромобилей. Самым заметным ее участником все еще остается Tesla, хотя сейчас в нее вступили автогиганты уровня Ford и BMW. Еще одна угроза для компании Маска надвигается с Востока — Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. В КНР каждый год появляются конкуренты Tesla, которые заявляют о планах выхода на международный рынок. Их появление на рынке, как правило, привлекает повышенное внимание инвесторов.
Тенденции развития авторынка Украины в 2021 году
Продажи новых легковых автомобилей в Украине в 2021 году составили 103 650 автомобилей, что на 20% больше, чем в 2020 году. Такое количество новых авто в Украине не продавали начиная с 2013 года.
Только в декабре 2021 года усилиями всех операторов рынка удалось реализовать более 10,6 тыс. новых автомобилей и превзойти показатели ноября на 20,1%. Лидером по итогам декабря вновь стала Renault, которой удалось вернуть себе №1 за счет стремительного роста продаж (+92%). Активно прибавила в продажах и Toyota (+65%), а вот KIA наоборот сбавила обороты и вернулась на 3-е место на рынке.
На протяжении всего 2021 года украинский авторынок демонстрировал стабильную тенденцию роста, однако к середине года многие автомобильные операторы столкнулись с дефицитом автомобилей, который к осени еще больше усугубился. Тем не менее, украинским менеджерам удалось отыскать и привезти в страну необходимое количество авто, что и позволило преодолеть отметку в 100 тыс. новых авто в год. До этого авторынок Украины три года подряд подходил к этой цифре, но так и не смог ее преодолеть.
Украина стала одним из не многих автомобильных рынков, который закончил 2021 год в положительной зоне. На почти всех ключевых рынках наблюдались масштабные спады продаж из-за дефицита автомобилей.
20% рост авторынка в Украине это - результат неимоверной работы всех топ-менеджеров, логистов украинского авторынка, которые искали, находили, вырывали автомобили с других рынков и обеспечили этот показатель.
Статистика продаж новых легковых автомобилей в Украине по брендам авто в 2021 году
2021 |
2020 |
Изменение |
Марка авто |
2021 год |
% |
2020 год |
% |
21/20% |
1 |
2 |
1 |
TOYOTA |
15 235 |
14,70% |
13 337 |
15.44% |
14,23% |
2 |
1 |
-1 |
RENAULT |
13 452 |
12,98% |
14 495 |
16,79% |
-7,20% |
3 |
3 |
0 |
KIA |
9 134 |
8,81% |
6 079 |
7,04% |
50,25% |
4 |
4 |
0 |
SKODA |
6 178 |
5,96% |
5 093 |
5,90% |
21,30% |
5 |
5 |
0 |
HYUNDAI |
4 863 |
4,69% |
4 099 |
4,75% |
18,64% |
6 |
6 |
0 |
NISSAN |
4 777 |
4,61% |
3 833 |
4.44% |
24,63% |
7 |
15 |
8 |
CHERY |
4 646 |
4,48% |
1 982 |
2.30% |
134,41% |
8 |
12 |
4 |
MITSUBISHI |
4 251 |
4,10% |
2 473 |
2,86% |
71,90% |
9 |
7 |
-2 |
VOLKSWAGEN |
4 099 |
3,95% |
3 731 |
4.32% |
9,86% |
10 |
9 |
-1 |
SUZUKI |
3 769 |
3,64% |
2 971 |
3.44% |
26,86% |
11 |
8 |
-3 |
PEUGEOT |
3 568 |
3,44% |
3 036 |
3,52% |
17,52% |
12 |
10 |
-2 |
MAZDA |
2 999 |
2.89% |
2 891 |
3.35% |
3,74% |
13 |
11 |
-2 |
MERCEDES-BENZ |
2 987 |
2,88% |
2 762 |
3,20% |
8,15% |
14 |
14 |
0 |
BMW |
2 962 |
2,86% |
2 102 |
2.43% |
40,91% |
15 |
23 |
8 |
VAZ (LADA) |
2 028 |
1,96% |
771 |
0.89% |
163,04% |
16 |
16 |
0 |
AUDI |
2 026 |
1,95% |
1 762 |
2.04% |
14,98% |
17 |
13 |
-4 |
FORD |
1 981 |
1,91% |
2 453 |
2.84% |
-19,24% |
18 |
17 |
-1 |
LEXUS |
1 858 |
1,79% |
1 627 |
1.88% |
14,20% |
19 |
18 |
-1 |
CITROEN |
1 577 |
1,52% |
1 588 |
1.84% |
-0,69% |
20 |
21 |
1 |
VOLVO |
1 196 |
1,15% |
945 |
1,09% |
26,56% |
|
|
|
Другие |
10 064 |
9,71% |
8 324 |
9.64% |
20,90% |
|
|
|
Всего |
103 650 |
100% |
86 354 |
100% |
20,03% |
Следует отметить, что в последние месяцы 2021 года развернулась бескомпромиссная конкурентная борьба. Позиции автобрендов на рынке менялись, как в калейдоскопе, все определяло наличие автомобилей у дилеров. И результаты декабря зафиксировали новую расстановку сил на украинском авторынке. С такими показателями авторынок и входит в новый 2022 год.
Из каких стран украинцы завозили бу автомобили (авто с пробегом) в 2021 году?
В 2021 году рынок б/у авто в Украине установил абсолютный рекорд. Первую регистрацию в стране прошли 517,4 тыс. подержанных автомобилей, что сразу на 46% больше, чем в 2020 году.
Лидером на вторичном рынке остается Volkswagen – за год первую регистрацию прошли 90,2 тыс. авто этого бренда. На втором месте – Ford (45 тыс. авто), а на третьем – Renault (42,9 тыс.). В пятерку лучших марок попали Skoda (38,4 тыс. шт.) и Opel (33,1 тыс.).
Самые популярные модели б/у авто в Украине за 2021 год:
1.Volkswagen Passat
2.Volkswagen Golf
3.Skoda Octavia
4.Renault Megane
5.Ford Focus
Больше всего в течение января-октября 2021 года в Украину импортировали подержанные легковушки из США. За 10 месяцев этого года украинцы приобрели 135 000 машин с пробегом, которые были экспортированы из Америки. В большинстве случаев — это автомобили со страховых аукционов, после ДТП или других повреждений.
На втором месте — Польша. В 19% случаев подержанные авто экспортировали именно оттуда. Всего с начала года оттуда привезли 94 тысячи машин.
Стоит заметить, что сюда попали две категории автомобилей. Первая — это бывшие так называемые еврономера, то есть авто иностранной регистрации, ввезенные в Украину без растаможки, период легализации которых длился с июня по ноябрь. Значительное их количество было зарегистрировано в Польше, поэтому они попали в эту статистику. Вторая категория — подержанные автомобили из Европы, которые ввозили по официальной процедуре импорта. Часто в таких случаях автомобили были «свежепригнанными» в Польшу для перепродажи из других стран ЕС, без пробега по польским дорогам, однако формально договор купли-продажи заключался на территории этой страны, что и отражено в таможенной статистике.
Третье место занимают авто, приобретенные в Германии, стране с наиболее развитой автомобильной промышленностью и соответственно крупнейшим автомобильным рынком в ЕС. За 10 месяцев 2021 года оттуда привезли 12,4% от общего количества автомобилей — 61 тысячу. Машины из этой страны едва ли не больше всего ценятся среди любителей «не битых — не рисованных» европейских автомобилей.
На четвертом месте — машины, экспортированные из Литвы (11,4%, 56 тыс. шт.). Четвертое место в рейтинге эта страна заняла благодаря все тем же «еврономерам», которые украинцам нравилось регистрировать и в этой стране. Резкий рост доли этой страны в структуре импорта в течение льготного периода «легализации» авто иностранной регистрации — яркое тому подтверждение. В других случаях автомобили в Литве покупают украинцы, для которых сложно сделать это в странах Европы. Литва — своеобразный транзитный «хаб», куда свозят автомобили с целой Европы, готовят к продаже и перепродают в страны Восточной Европы и ближнего Востока.
Пятое место заняла Эстония (4,1%, 20 тыс. шт.). Часть из этих машин — опять же, бывшие «еврономера». Другая часть — автомобили, приобретенные на более развитых рынках Европейского Союза и перепроданные эстонскими компаниями украинцам.
Подержанные авто из Южной Кореи заняли шестое место. Таких ввезли почти 12 тысяч в течение января-октября 2021 года (2,4% от общего количества). Приобретены эти машины в большинстве случаев на местных аукционах. Часто после работы в службах такси. Однако выгодная цена в сочетании с комплектациями, которых нет в странах ЕС, позволила попасть подержанным авто из Южной Кореи в топ-10. Если вы видите на дороге оранжевый Hyundai Sonata с газовым двигателем — это классический представитель «корейского» сегмента автоимпорта.
Следующие три страны — Чехия (2,3%), Словакия (1,9%) и Венгрия (1,7%) попали в статистику также только благодаря компаниям, которые перепродают подержанные автомобили из других стран Европейского Союза. В других случаях местные авторынки не являются привлекательными для украинцев.
Замыкает топ-10 еще один транспортный «хаб» — Грузия. Оттуда в Украину экспортировали 8,3 тыс. б/у авто (1,7%). Абсолютное большинство из них — это реэкспорт. Простыми словами — ввозимые из других стран машины проходят полный цикл предпродажной подготовки, включая ремонт и оформление всех необходимых документов.
Тенденции импорта бу авто в Украину за 2021 год:
Из самых больших изменений, произошедших в 2021 году, эксперты выделяют следующие:
- выросла доля автомобилей, экспортируемых из Польши. По итогам октября 2021 года эта страна вообще вышла на 1 место рейтинга с долей размером 25,8%. В январе 2021 этот показатель был на уровне 12,4%. Рост может быть в том числе следствием периода льготной легализации так называемых «еврономеров»;
- сократилась доля автомобилей из США. В начале года она находилась на уровне почти 40%, в октябре — 16%. Это может быть следствием мирового кризиса автомобильной промышленности, дефицита новых и подержанных авто, а также роста цен и увеличения времени доставки;
- выросла доля авто из Литвы — с 6% в начале года до почти 14% в октябре. Причина — все те же «еврономера»;
заметен определенный рост экспорта автомобилей из Чехии — с доли 1,5% в январе до 3,3% в октябре. А также — Словакии и Венгрии (с 1,6% до 2,8% и с 1,6% до 2,4% соответственно); - уменьшилась доля автомобилей из Южной Кореи — с 3,8% в январе до 1,3% в октябре;
доли подержанных автомобилей, экспортированных из Германии, колебались в течение года в пределах 11−14%, однако в октябре, как и в январе, остановились на отметке 11%; - доля авто из Грузии колебалась все 10 месяцев в пределах 1,5−2% от общего количества.
Авторынок электромобилей в Украине в 2021 году
Общее количество электромобилей в Украине уже превысило 33 000 и и спрос на электрокары все больше растет.
За 2021 год украинцы купили 8 541 электромобиль и это лучший показатель за всю историю Украины, этои показатель на 18,9% больше, чем в 2020 году.
Лидеры рынка остаются неизменными. Первое место занимает Nissan с 2227 проданными авто, второе – Tesla (1670 шт.), а третье – Chevrolet (802).
ТОП-10 самые популярные электромобили в Украине (марки авто):
1. Nissan – 2227 электромобилей
2. Tesla – 1670 электромобилей
3. Chevrolet – 802 электромобилей
4. Renault – 551 электромобилей
5. Volkswagen – 550 электромобилей
6. Hyundai – 363 электромобилей
7. Audi – 334 электромобилей
8. BMW – 250 электромобилей
9. Mercedes-Benz – 236 электромобилей
10. Kia – 154 электромобилей
Всего на украинском рынке в 2021 году продавали 200 разных электрических моделей от 58 марок. Самый популярный электромобиль в Украине – по-прежнему Nissan Leaf (2097 проданных авто). Далее следуют Tesla Model 3 (827) и Chevrolet Bolt (762).
Самые популярные электромобили в Украине в 2021 году (модели авто):
1. Nissan Leaf – 2097 авто
2. Tesla Model 3 – 827 авто
3. Chevrolet Bolt – 762 авто
4. Tesla Model S – 394 авто
5. Renault Zoe – 354 авто
6. Audi e-tron – 271 авто
7. Volkswagen e-Golf – 233 авто
8. Hyundai Kona – 216 авто
9. Tesla Model X – 210 авто
10. Tesla Model Y – 179 авто
В целом, Украине стоит на учете 33 607 электромобилей, это вдвое больше нежели в соседней Польше.
Авторынок Киев 2022. Продажи авто в Украине 2021. Авторынок Украина 2022. Статистика продаж авто в Украине 2021 и 2022. Продажи авто в Украине. Продажи авто по брендам 2021. Продажа автомобилей в Украине.