Авторынок Украины 2021 / 2022

Авторынок Украины 2021 / 2022

Аналитика и статистика: "Авторынок Украины в 2021 году и прогноз развития на 2022 год". Украинский авторынок в 2021 году вырос на 20% до 103,65 тыс авто, это лучший показатель с 2013 года

Мировой авторынок в 2021 году

Глобальный чип-кризис и дефицит автомобилей

Об этой тенденции было сказано еще в конце 2020 года. Но тогда, казалось, что эта какая-то далекая проблема, которая к Украине не имеет отношения. Постепенно она стала все больше затрагивать украинский рынок, а осенью 2021 года стала реальной проблемой. Последствия дефицита микрочипов мировой автопром будет разбирать еще не один год, а потери от него исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов.

Из-за дефицита электронных компонентов по итогам 2021 года автозаводы по всему миру выпустят на 9,6 миллиона машин меньше, сообщила консалтинговая компании LMC Automotive. Наибольшие потери понесли европейские предприятия: на них приходится почти треть от числа непроизведенных машин – три миллиона экземпляров.

Компания Toyota объявила, что в январе 2022 года приостановит производство на пяти своих заводах в Японии из-за нехватки комплектующих. В общей сложности отложен выпуск около 20 тыс. автомобилей. Ранее аналогичное решение Toyota приняла в отношении североамериканского рынка, где выпуск продукции сократится сразу на 50 тыс. машин. Похожие антикризисные меры принимают и другие автопроизводители. Volkswagen в декабре 2021 года снизил прогноз годового объема производства в 2022 году на 300 тыс. единиц.

Прогнозируется, что мировому автопрому не полегчает до второй половины 2022 года, а полностью кризис закончится только в 2023 году.

И все же, за 2021 год в мире произведут 84,9 миллиона легковых автомобилей – на 12% больше, чем за 2020-й. То есть, частые остановки конвейеров из-за нехватки комплектующих все же повлияли на индустрию меньше, чем жесткие локдауны из-за пандемии в 2020 году.

При этом к концу нынешнего года предприятия начали прибегать к новым решениям, что помогло увеличить объемы сборки. Так, многие бренды вынужденно упрощают оснащение автомобилей, отказываясь от сложной электроники и отдавая предпочтение начальным комплектациям.

Закат эпохи ДВС и переориентация на электромобили

В 2021 году тема элеткромобилей стала доминирующей. Крупные инвестиции мировых автоконцернов и инвестфондов аннонсировались на протяжении всего года. Кроме того, на протяжение года практически все ведущие автопроизводители заявили о прекращении выпуска авто с ДВС уже в блидайшие годы, что также добавила резонанса.

С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и достигло 10,2 млн. авто. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн. электромобилей. 

Сейчас доля электромобилей в общих продажах составляет лишь 2,7%, но, по данным Electric Vehicle Outlook 2020, к 2040 году 58% всех проданных машин будут электрическими.

В мире продолжается гонка за лидерством на рынке электромобилей. Самым заметным ее участником все еще остается Tesla, хотя сейчас в нее вступили автогиганты уровня Ford и BMW. Еще одна угроза для компании Маска надвигается с Востока — Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. В КНР каждый год появляются конкуренты Tesla, которые заявляют о планах выхода на международный рынок. Их появление на рынке, как правило, привлекает повышенное внимание инвесторов. 

Тенденции развития авторынка Украины в 2021 году

Продажи новых легковых автомобилей в Украине в 2021 году составили 103 650 автомобилей, что на 20% больше, чем в 2020 году. Такое количество новых авто в Украине не продавали начиная с 2013 года.

Только в декабре 2021 года усилиями всех операторов рынка удалось реализовать более 10,6 тыс. новых автомобилей и превзойти показатели ноября на 20,1%. Лидером по итогам декабря вновь стала Renault, которой удалось вернуть себе №1 за счет стремительного роста продаж (+92%). Активно прибавила в продажах и Toyota (+65%), а вот KIA наоборот сбавила обороты и вернулась на 3-е место на рынке.

На протяжении всего 2021 года украинский авторынок демонстрировал стабильную тенденцию роста, однако к середине года многие автомобильные операторы столкнулись с дефицитом автомобилей, который к осени еще больше усугубился. Тем не менее, украинским менеджерам удалось отыскать и привезти в страну необходимое количество авто, что и позволило преодолеть отметку в 100 тыс. новых авто в год. До этого авторынок Украины три года подряд подходил к этой цифре, но так и не смог ее преодолеть.

Украина стала одним из не многих автомобильных рынков, который закончил 2021 год в положительной зоне. На почти всех ключевых рынках наблюдались масштабные спады продаж из-за дефицита автомобилей.

20% рост авторынка в Украине это - результат неимоверной работы всех топ-менеджеров, логистов украинского авторынка, которые искали, находили, вырывали автомобили с других рынков и обеспечили этот показатель.

Статистика продаж новых легковых автомобилей в Украине по брендам авто в 2021 году

2021

2020

Изменение

Марка авто

2021 год

%

2020 год

%

21/20%

1

2

1

TOYOTA

15 235

14,70%

13 337

15.44%

14,23%

2

1

-1

RENAULT

13 452

12,98%

14 495

16,79%

-7,20%

3

3

0

KIA

9 134

8,81%

6 079

7,04%

50,25%

4

4

0

SKODA

6 178

5,96%

5 093

5,90%

21,30%

5

5

0

HYUNDAI

4 863

4,69%

4 099

4,75%

18,64%

6

6

0

NISSAN

4 777

4,61%

3 833

4.44%

24,63%

7

15

8

CHERY

4 646

4,48%

1 982

2.30%

134,41%

8

12

4

MITSUBISHI

4 251

4,10%

2 473

2,86%

71,90%

9

7

-2

VOLKSWAGEN

4 099

3,95%

3 731

4.32%

9,86%

10

9

-1

SUZUKI

3 769

3,64%

2 971

3.44%

26,86%

11

8

-3

PEUGEOT

3 568

3,44%

3 036

3,52%

17,52%

12

10

-2

MAZDA

2 999

2.89%

2 891

3.35%

3,74%

13

11

-2

MERCEDES-BENZ

2 987

2,88%

2 762

3,20%

8,15%

14

14

0

BMW

2 962

2,86%

2 102

2.43%

40,91%

15

23

8

VAZ (LADA)

2 028

1,96%

771

0.89%

163,04%

16

16

0

AUDI

2 026

1,95%

1 762

2.04%

14,98%

17

13

-4

FORD

1 981

1,91%

2 453

2.84%

-19,24%

18

17

-1

LEXUS

1 858

1,79%

1 627

1.88%

14,20%

19

18

-1

CITROEN

1 577

1,52%

1 588

1.84%

-0,69%

20

21

1

VOLVO

1 196

1,15%

945

1,09%

26,56%

 

 

 

Другие

10 064

9,71%

8 324

9.64%

20,90%

 

 

 

Всего

103 650

100%

86 354

100%

20,03%

Следует отметить, что в последние месяцы 2021 года развернулась бескомпромиссная конкурентная борьба. Позиции автобрендов на рынке менялись, как в калейдоскопе, все определяло наличие автомобилей у дилеров. И результаты декабря зафиксировали новую расстановку сил на украинском авторынке. С такими показателями авторынок и входит в новый 2022 год.

Из каких стран украинцы завозили бу автомобили (авто с пробегом) в 2021 году?

 В 2021 году рынок б/у авто в Украине установил абсолютный рекорд. Первую регистрацию в стране прошли 517,4 тыс. подержанных автомобилей, что сразу на 46% больше, чем в 2020 году. 

Лидером на вторичном рынке остается Volkswagen – за год первую регистрацию прошли 90,2 тыс. авто этого бренда. На втором месте – Ford (45 тыс. авто), а на третьем – Renault (42,9 тыс.). В пятерку лучших марок попали Skoda (38,4 тыс. шт.) и Opel (33,1 тыс.).

Самые популярные модели б/у авто в Украине за 2021 год:
1.Volkswagen Passat
2.Volkswagen Golf
3.Skoda Octavia
4.Renault Megane
5.Ford Focus

Больше всего в течение января-октября 2021 года в Украину импортировали подержанные легковушки из США. За 10 месяцев этого года украинцы приобрели 135 000 машин с пробегом, которые были экспортированы из Америки. В большинстве случаев — это автомобили со страховых аукционов, после ДТП или других повреждений.

На втором месте — Польша. В 19% случаев подержанные авто экспортировали именно оттуда. Всего с начала года оттуда привезли 94 тысячи машин.

Стоит заметить, что сюда попали две категории автомобилей. Первая — это бывшие так называемые еврономера, то есть авто иностранной регистрации, ввезенные в Украину без растаможки, период легализации которых длился с июня по ноябрь. Значительное их количество было зарегистрировано в Польше, поэтому они попали в эту статистику. Вторая категория — подержанные автомобили из Европы, которые ввозили по официальной процедуре импорта. Часто в таких случаях автомобили были «свежепригнанными» в Польшу для перепродажи из других стран ЕС, без пробега по польским дорогам, однако формально договор купли-продажи заключался на территории этой страны, что и отражено в таможенной статистике.

Третье место занимают авто, приобретенные в Германии, стране с наиболее развитой автомобильной промышленностью и соответственно крупнейшим автомобильным рынком в ЕС. За 10 месяцев 2021 года оттуда привезли 12,4% от общего количества автомобилей — 61 тысячу. Машины из этой страны едва ли не больше всего ценятся среди любителей «не битых — не рисованных» европейских автомобилей.

На четвертом месте — машины, экспортированные из Литвы (11,4%, 56 тыс. шт.). Четвертое место в рейтинге эта страна заняла благодаря все тем же «еврономерам», которые украинцам нравилось регистрировать и в этой стране. Резкий рост доли этой страны в структуре импорта в течение льготного периода «легализации» авто иностранной регистрации — яркое тому подтверждение. В других случаях автомобили в Литве покупают украинцы, для которых сложно сделать это в странах Европы. Литва — своеобразный транзитный «хаб», куда свозят автомобили с целой Европы, готовят к продаже и перепродают в страны Восточной Европы и ближнего Востока.

Пятое место заняла Эстония (4,1%, 20 тыс. шт.). Часть из этих машин — опять же, бывшие «еврономера». Другая часть — автомобили, приобретенные на более развитых рынках Европейского Союза и перепроданные эстонскими компаниями украинцам.

Подержанные авто из Южной Кореи заняли шестое место. Таких ввезли почти 12 тысяч в течение января-октября 2021 года (2,4% от общего количества). Приобретены эти машины в большинстве случаев на местных аукционах. Часто после работы в службах такси. Однако выгодная цена в сочетании с комплектациями, которых нет в странах ЕС, позволила попасть подержанным авто из Южной Кореи в топ-10. Если вы видите на дороге оранжевый Hyundai Sonata с газовым двигателем — это классический представитель «корейского» сегмента автоимпорта.

Следующие три страны — Чехия (2,3%), Словакия (1,9%) и Венгрия (1,7%) попали в статистику также только благодаря компаниям, которые перепродают подержанные автомобили из других стран Европейского Союза. В других случаях местные авторынки не являются привлекательными для украинцев.

Замыкает топ-10 еще один транспортный «хаб» — Грузия. Оттуда в Украину экспортировали 8,3 тыс. б/у авто (1,7%). Абсолютное большинство из них — это реэкспорт. Простыми словами — ввозимые из других стран машины проходят полный цикл предпродажной подготовки, включая ремонт и оформление всех необходимых документов.

Тенденции импорта бу авто в Украину за 2021 год:

Из самых больших изменений, произошедших в 2021 году, эксперты выделяют следующие:

  • выросла доля автомобилей, экспортируемых из Польши. По итогам октября 2021 года эта страна вообще вышла на 1 место рейтинга с долей размером 25,8%. В январе 2021 этот показатель был на уровне 12,4%. Рост может быть в том числе следствием периода льготной легализации так называемых «еврономеров»;
  • сократилась доля автомобилей из США. В начале года она находилась на уровне почти 40%, в октябре — 16%. Это может быть следствием мирового кризиса автомобильной промышленности, дефицита новых и подержанных авто, а также роста цен и увеличения времени доставки;
  • выросла доля авто из Литвы — с 6% в начале года до почти 14% в октябре. Причина — все те же «еврономера»;
    заметен определенный рост экспорта автомобилей из Чехии — с доли 1,5% в январе до 3,3% в октябре. А также — Словакии и Венгрии (с 1,6% до 2,8% и с 1,6% до 2,4% соответственно);
  • уменьшилась доля автомобилей из Южной Кореи — с 3,8% в январе до 1,3% в октябре;
    доли подержанных автомобилей, экспортированных из Германии, колебались в течение года в пределах 11−14%, однако в октябре, как и в январе, остановились на отметке 11%;
  • доля авто из Грузии колебалась все 10 месяцев в пределах 1,5−2% от общего количества.

Авторынок электромобилей в Украине в 2021 году 

Общее количество электромобилей в Украине уже превысило 33 000 и и спрос на электрокары все больше растет.

За 2021 год украинцы купили 8 541 электромобиль и это лучший показатель за всю историю Украины, этои показатель на 18,9% больше, чем в 2020 году.

Лидеры рынка остаются неизменными. Первое место занимает Nissan с 2227 проданными авто, второе – Tesla (1670 шт.), а третье – Chevrolet (802).

ТОП-10 самые популярные электромобили в Украине (марки авто):

1. Nissan – 2227 электромобилей
2. Tesla – 1670 электромобилей
3. Chevrolet – 802 электромобилей
4. Renault – 551 электромобилей
5. Volkswagen – 550 электромобилей
6. Hyundai – 363 электромобилей
7. Audi – 334 электромобилей
8. BMW – 250 электромобилей
9. Mercedes-Benz – 236 электромобилей
10. Kia – 154 электромобилей

Всего на украинском рынке в 2021 году продавали 200 разных электрических моделей от 58 марок. Самый популярный электромобиль в Украине – по-прежнему Nissan Leaf (2097 проданных авто). Далее следуют Tesla Model 3 (827) и Chevrolet Bolt (762).

Самые популярные электромобили в Украине в 2021 году (модели авто):

1. Nissan Leaf – 2097 авто
2. Tesla Model 3 – 827 авто
3. Chevrolet Bolt – 762 авто
4. Tesla Model S – 394 авто
5. Renault Zoe – 354 авто
6. Audi e-tron – 271 авто
7. Volkswagen e-Golf – 233 авто
8. Hyundai Kona – 216 авто
9. Tesla Model X – 210 авто
10. Tesla Model Y – 179 авто

В целом, Украине стоит на учете 33 607 электромобилей, это вдвое больше нежели в соседней Польше.

 

Авторынок Киев 2022. Продажи авто в Украине 2021. Авторынок Украина 2022. Статистика продаж авто в Украине 2021 и 2022. Продажи авто в Украине. Продажи авто по брендам 2021. Продажа автомобилей в Украине.

Читайте также