Кратко о проекте
Литовская компания UAB Rail Asset Management, входящая в холдинг Rail Holding, имеет более 20 лет опыта на рынке железнодорожной логистики в странах Центральной Азии. Она специализируется на управлении парком вагонов, их аренде, операционной деятельности и обеспечении полного цикла обслуживания подвижного состава. Rail Asset Management предлагает проект по приобретению новых 80-футовых платформенных вагонов для контейнерных перевозок, которые будут эксплуатироваться в Казахстане в составе международных грузовых поездов по маршруту Китай–Казахстан–Европа и другим направлениям. Инвестор получает стабильный пассивный доход от долгосрочных арендных контрактов с национальными и международными операторами. Управляющей компанией проекта выступает надежная и опытная Rail Asset Management.
Региональная фокусировка проекта: Республика Казахстан, акцент на Средний (Транскаспийский) транспортный коридор между Китаем и Европой.
Актуальность и проблематика
Спрос на перевозку контейнеров через Средний коридор стремительно растет, однако существующий парк платформенных вагонов не покрывает потребности рынка. Дефицит подвижного состава ограничивает пропускную способность и снижает эффективность перевозок.
Решение проблемы и информация о продукте
Закупка новых вагонов-платформ у сертифицированного казахстанского производителя с заводской гарантией и передача их в эксплуатацию под управлением опытной Rail Asset Management. Продукт решает проблему дефицита вагонов, покрывает растущий спрос на транзитные и экспортные перевозки и создает для инвестора надежный инструмент получения дохода.
Краткий анализ рынка
- За 5 лет объем контейнерных перевозок в Казахстане вырос более чем вдвое
- В 2024 году транзит контейнеров увеличился на 62% — до 4,5 млн тонн, прогноз — 10 млн тонн к 2027 году
- Китайско-казахстанские переходы увеличили объем на 12% — до 31,8 млн тонн
- Тренды: дефицит платформ, поддержка со стороны государства и международных организаций (ЕС, Китай)
Клиенты и контрагенты
- Основные арендаторы — крупные частные компании, операторы международных и внутренних маршрутов, а также государственные перевозчики
- Потенциальные арендаторы: КТЖ, KDTS, частные операторы
- Производитель платформ: завод в Казахстане
- Страхование: местные страховые компании
- Кредитование: локальные банки Казахстана или международные банки Европы, ОАЭ и Китая
Текущий статус проекта
- Определен производитель и стоимость вагонов
- Разработана финансовая модель
- Достигнуты предварительные договоренности с операторами о долгосрочной аренде
- Согласована регистрация компании в юрисдикции с нулевым налогообложением (МФЦА)
- Проработана схема взаимодействия между компаниями
Текущий этап — подготовительный (регистрация в МФЦА, переговоры с заводом и операторами). Капитализация еще не начата, сделки планируются после подтверждения инвесторов.
Команда проекта
Андрюс Гедрис — директор
- Более 20 лет опыта в бизнесе и управлении. Акционер холдинга и директор Rail Asset Management.
- Глубоко понимает специфику железнодорожной отрасли. Успешно запускает новые логистические проекты с минимальными затратами благодаря системному подходу.
Александр Бобров — руководитель по проектам и инвестициям
- Более 5 лет опыта в привлечении инвестиций в подвижной состав.
- Участвовал в запуске и развитии успешных автотранспортных проектов.
- Инициатор и координатор текущего инвестиционного проекта.
Ключевые финансовые показатели
- IRR (EUR): ≈ 22% (базовый сценарий)
- ROI (8 лет): 2,3× (+130%)
- Мин. DSCR: 3,2×
- Сумма инвестиций (31 вагон): €1,922 млн
- Equity инвестора (40%): €768 800
- Кредит (60%): bullet-кредит на 8 лет под 6% годовых
Инвестиционный бюджет
Минимально необходимый объем инвестиций — покупка 31 платформы, что эквивалентно €768 800 в форме equity. Больший объем обсуждается индивидуально.
Залог для банка — сами вагоны. Компания регистрируется на территории МФЦА с нулевыми налогами и системой английского права.
€62 000/вагон = €1,922 млн за состав из 31 вагона. В стоимость включены: покупка, доставка, регистрация, страхование, техобслуживание.
Возможности выхода из проекта
- Продажа вагонов через 8 лет по прогнозной цене €38 000/ед. (~€1,18 млн за весь состав)
- Полное погашение кредита за счет выручки
- Досрочный выход инвестора обсуждается индивидуально, с разработкой поэтапного плана выхода без ущерба для участников проекта