Кратко о проекте
Литовская компания UAB Rail Asset Management, входящая в холдинг Rail Holding, имеет более 20 лет опыта на рынке железнодорожной логистики в странах Центральной Азии. Она специализируется на управлении парком вагонов, их аренде, операционной деятельности и обеспечении полного цикла обслуживания подвижного состава. Rail Asset Management предлагает проект по приобретению новых 80-футовых платформенных вагонов для контейнерных перевозок, которые будут эксплуатироваться в Казахстане в составе международных грузовых поездов по маршруту Китай–Казахстан–Европа и другим направлениям. Инвестор получает стабильный пассивный доход от долгосрочных арендных контрактов с национальными и международными операторами. Управляющей компанией проекта выступает надежная и опытная Rail Asset Management.
Региональная фокусировка проекта: Республика Казахстан, акцент на Средний (Транскаспийский) транспортный коридор между Китаем и Европой.
Актуальность и проблематика
Спрос на перевозку контейнеров через Средний коридор стремительно растет, однако существующий парк платформенных вагонов не покрывает потребности рынка. Дефицит подвижного состава ограничивает пропускную способность и снижает эффективность перевозок.
Решение проблемы и информация о продукте
Закупка новых вагонов-платформ у сертифицированного казахстанского производителя с заводской гарантией и передача их в эксплуатацию под управлением опытной Rail Asset Management. Продукт решает проблему дефицита вагонов, покрывает растущий спрос на транзитные и экспортные перевозки и создает для инвестора надежный инструмент получения дохода.
Краткий анализ рынка
- За 5 лет объем контейнерных перевозок в Казахстане вырос более чем вдвое
- В 2024 году транзит контейнеров увеличился на 62% — до 4,5 млн тонн, прогноз — 10 млн тонн к 2027 году
- Китайско-казахстанские переходы увеличили объем на 12% — до 31,8 млн тонн
- Тренды: дефицит платформ, поддержка со стороны государства и международных организаций (ЕС, Китай)
Клиенты и контрагенты
- Основные клиенты (арендаторы): крупные частные компании — операторы международных и внутренних маршрутов, а также государственные компании-перевозчики.
- Потенциальные арендаторы — КТЖ, KDTS, частные операторы.
- Производитель платформ — завод в Казахстане.
- Страхование — локальные страховые компании.
- Кредитование — локальные банки Казахстана или международные банки Европы, ОАЭ и Китая.
Текущий статус проекта
- Определен производитель и стоимость вагонов
- Разработана финансовая модель
- Достигнуты предварительные договоренности с операторами о долгосрочной аренде
- Согласована регистрация компании в юрисдикции с нулевым налогообложением (МФЦА)
- Проработана схема взаимодействия между компаниями
Текущий этап — подготовительный (регистрация в МФЦА, переговоры с заводом и операторами). Капитализация еще не начата, сделки планируются после подтверждения инвесторов.
Команда проекта
Андрюс Гедрис — директор
- Более 20 лет опыта в бизнесе и управлении. Акционер холдинга и директор Rail Asset Management.
- Глубоко понимает специфику железнодорожной отрасли. Успешно запускает новые логистические проекты с минимальными затратами благодаря системному подходу.
Александр Бобров — руководитель по проектам и инвестициям
- Более 5 лет опыта в привлечении инвестиций в подвижной состав.
- Участвовал в запуске и развитии успешных автотранспортных проектов.
- Инициатор и координатор текущего инвестиционного проекта.
Ключевые финансовые показатели
- IRR (USD): ≈ 18,6–21,1%
- ROI (10 лет): +228–254%
- Средний DSCR: 1,5×
- Сумма инвестиций (31 вагон): $1,643 млн – $1,798 млн
- Equity инвестора (30%): $465 000 – $511 500
- Кредит (70%): $1 085 000 – $1 193 500, аннуитетный кредит под 12,6%
- Размер депозита 15%: $162 750 – $179 025
- Сумма дополнительных расходов для ввода в эксплуатацию: 31 вагон * $3 000 = $93 000
Инвестиционный бюджет
Минимально необходимые инвестиции — покупка 31 платформы, что эквивалентно $720 750 – $783 525. Больший объем обсуждается отдельно.
Залог для банка — гарантия фонда «ДАМУ» и вагоны, либо депозит, размещённый под процент. Регистрация компании на территории Казахстана.
$53 000 – $58 000 за вагон = $1,643 – $1,798 млн за комплект (31 вагон). В расходы входят: закупка, доставка, регистрация, страхование, техническое обслуживание.
Возможности выхода из проекта
-
Продажа вагонов через 10 лет по прогнозируемой цене $38 000 – $40 000 за единицу (~$1,178 млн – $1,240 млн за комплект).
-
Полное погашение кредита к 10-му году.
-
Досрочный выход инвестора из проекта будет обсуждаться индивидуально, с разработкой планомерного механизма выхода без нанесения убытков участникам сделки.